Ничья вина

Дина Мильнер
Рядом с нашей многоэтажкой стоит небольшой рынок. Там работает Наташа. Она торгует овощами и фруктами. Знаю её уже года четыре.

Она торговка до глубины души: умело оформляет витрину, умело общается с покупателями, руководит всеми своими "мальчиками"-грузчиками. Где надо - фруктик в подарок положит, где надо - сумму округлит и немного сбросит. К Наташе всегда выстраивалась очередь, она своим бойким темпераментом завораживала население, включая меня. Я ей делала план, стала постоянным покупателем, мы начали больше общаться.

Наташа из Молдовы. Однажды она купила однокомнатную квартиру не-помню-где, может быть в Подмосковье, для себя и своих двух взрослых сыновей: очень хотелось своего жилья. Был ли там муж - я не знаю. В раговорах Наташи мужа не сквозило. 

Официальной зарплаты у нее нет, поэтому ипотеку ей могли дать только валютную.Она ее взяла. Конкретно не знаю когда,  но точно до 2014, может быть за пару лет до. Все посчитала: ежемесячный платёж ей по тогдашнему курсу обошелся бы в 35 000 - примерно ту сумму, которую она тогда платила за съем.

Зачем платить за съём, когда можно заиметь свой угол? - рассудила Наташа

А в 2014 началось. Помню, покупаю у нее фрукты, а она меня, как бы между прочим, спрашивает: «Как думаешь, на сколько еще вырастет курс?»

На тот момент доллар стоил 55, по-моему, рублей.

«Не знаю. У нас все может быть. А зачем тебе?»
«Да я ипотеку валютную выплачиваю»
Я чертыхнулась про себя, а вслух сказала: «Зачем ты ее взяла? Можешь  рефинансировать?  Может быть кто-то может взять тебе рубли в другом банке? Погаси!»
«Да ничего, прорвемся!» - бодро ответила она

В итоге прорвалась не Наташа, а Игорь Сечин, который сделал что-то такое волшебное, благодаря чему доллар в декабре 2014 за две недели с 55 рублей поднялся почти до 70.

Наташа работала в режиме нон-стоп. Без выходных и проходных. Похудела. Но держалась бодрячком. Потом у нее, видимо, случилось какое-то горе, потому что она осунулась и погрустнела. На мой вопрос «Что случилось?», она ничего не говорила.

В один из дней Наташа пропала.
«Где Наташа?» - спрашиваю
«Она отдыхает»

Её не было года два с половиной, пока однажды, в один прекрасный день, я не увидела её снова. Точнее, сначала я увидела витрину и поняла, что Наташа вернулась, потому что без нее витрина была другой: куцей, нестройной.

«Ты?»
«Я!» – усмехнулась она
«Ты куда пропала? Взяла и исчезла в одночасье»
«А,  решила отдохнуть», - бодро, но уклончиво ответила она

Она действительно выглядела отдохнувшей и раздобревшей.

Позже выяснилось, что Наташа до последнего боролась за квартиру, пахала, как ломовая лошадь, выплачивала ипотеку. Не ела, не пила в прямом смысле.
«У меня были недели, когда я на одних сигаретах жила, - призналась мне как-то Наташа, - не на что было еды купить, потом еще Виталик умер»
«А квартира-то как?»
«А, банк отобрал. Я переехала к тетке. Отдохнула. Нормально, прорвемся», - произнесла она своё коронное

Я снова стала ходить к ней, но что-то изменилось. Отношение к покупателям стало немного другое, она стала покидывать в пакеты гнилой товар (раньше для нее было дело чести – ни за что и никогда она себе бы такого не позволила, особенно с постоянными клиентами), а потом и сам товар стал какой-то невкусный. Когда у меня был зимний мандариновый «запой», то в каждой покупке я находила несколько порченых или подгнивших мандаринов.  А цены высокие. Вроде бы ничего не купил – тысячу отдал.

Я стала появляться у нее всё реже и реже. Она интересовалась почему, а мне было неловко сказать ей правду (хотя до этого у нас с ней были очень доверительные отношения - она  всегда заменяла плохой или даже невкусный товар и просила говорить, если что-то не так).

Я испытывала смутное чувство вины за то, что  с ней произошло. Как будто бы она  работала в поте лица на нас, покупателей, угождала, выбирала, отбирала. А мы взяли и  подвели её, не спасли эту её квартиру. Как будто бы мы, её клиенты, в итоге, были во всём виноваты, а не непредсказуемые метания на рынке и в экономике. Поэтому жаловаться на плохой товар было крайне неловко. Ну подумаешь, пара порченых мандаринов...

Пару раз я ей все-таки сказала про безвкусные яблоки и невкусную, расквашенную клубнику, но она просто пожала плечами, в стиле «не знаю о чём ты».

Я стала ходить на рынок у другого выхода метро. Там вкусно и, зачастую, дешевле. Скоро мы переедем и туда мне, к тому же, ближе будет наведываться.

«Ты сейчас переедешь и вообще перестанешь появляться», - сказала мне как-то Наташа

«Почему перестану? Мне здесь недалеко», - малодушно соврала я

Она кивнула и бойко начала общаться с другим покупателем.