Жестокая судьба генерала Корнилова

Андрей Иванович Ляпчев
Можно сказать, что у генерала Лавра Георгиевича Корнилова была не одна, а две жизни: до и после начала Февральской революции в России.
Первая жизнь – яркая, счастливая; жизнь, которую Лавр Георгиевич «сделал сам».
Вторая жизнь – трагическая, полностью зависящая от внешних обстоятельств и от судьбы; жизнь, в которой все предыдущие достижения оказались ненужными…
******
Лавр Корнилов родился 18 (30) августа 1870 года на земле Восточного Казахстана по одним данным в станице Каркаралинской, по другим – в городе Усть-Каменогорске. Отец его – русский казак-крестьянин, мать – казашка. От матери будущий русский генерал унаследовал «азиатские» черты лица. Семья Корниловых была многодетная, небогатая...
Существует версия, что матерью Лавра Корнилова была калмычка, а не казашка. Но бесспорных аргументов нет, а здравому смыслу больше соответствует «казахская версия». В Восточном Казахстане коренные жители – казахи (тогда их называли киргизами), а калмыки живут гораздо западнее, к западу от Каспийского моря…
В 1883-1889 годах Лавр Корнилов учится в Сибирском кадетском корпусе в городе Омске, старейшем военном учебном заведение Сибири. Благодаря уму, трудолюбию и целеустремленности он стал лучшим из выпускников 1889 года, что дало возможность поступить в престижное Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. После окончания училища в 1892 году Корнилов 3 года служит в Туркестане, а в 1895-1898 годах вновь учится, на этот раз в Николаевской академии Генерального штаба, высшем военном учебном заведении Российской империи. Во время учёбы Корнилов женится, что не помешало ему закончить Академию с малой серебряной медалью и «с занесением фамилии на мраморную доску с именами выдающихся выпускников». Получив досрочно чин капитана, Корнилов возвращается служить в Туркестан…
Далее следует период жизни, о котором можно писать романы и снимать приключенческие кинофильмы. Военный разведчик, путешественник и исследователь, востоковед, действительный член Императорского Русского географического общества... Легально или нелегально он работал в Афганистане, Индии, Кашгарии, Китае, Персии. Кроме русского и казахского языков Корнилов владел английским, немецким, французским, персидским, монгольским, урду... Изучал китайский…
Естественно, Корнилов принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах. В апреле 1915 года раненый командир дивизии генерал-лейтенант Корнилов попадает в австрийский плен. После нескольких неудачных попыток, в июле 1916 года Корнилову удается бежать из плена и вернуться в действующую армию. О побеге Корнилова из плена пишут во всех газетах правду и небылицы, для многих людей в России он становится национальным героем. В сентябре 1916 года Корнилов назначен командиром корпусом, а в начале марта 1917 года – командующим Петроградским военным округом…
На этом назначении прерывается лучшая часть жизни Лавра Георгиевича Корнилова, когда он «сам был кузнецом своего счастья», и начинается трагедия человека, ставшего участником и жертвой исторической стихии…
******
Современные «диванные монархисты» выбрали имя Корнилова в качестве одной из мишеней для кликушеского глумления.
Вот парочка подобных утверждений: «Корнилов одним из первых переметнулся на сторону злейших врагов самодержавия – министров самозванного временного правительства… Впоследствии, никакие подвиги в борьбе с большевиками не могли смыть с Корнилова позор измены Богу, Государю и Российской Империи»; «Он совершил самый грязный поступок в своей жизни – по приказу Временного правительства арестовал беззащитную Императрицу Александру Федоровну…»
Всё это вздор. Корнилов не был идейным монархистом, но присяге Государю не изменял и ничего предосудительного по отношению к монархии не совершал.
Временное правительство было создано 2 марта 1917 года, а в ночь со 2 на 3 марта Император Николай II подписал Манифест об отречении, где было сказано: «Мы передаём наследие наше брату нашему, великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского». Михаил Александрович сразу же, 3 марта, официально заявил об отказе от престола: «Призывая благословление Божие, прошу всех граждан державы российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всей полнотой власти…»
К этим событиям генерал Корнилов не имел никакого отношения. Будучи командиром корпуса, он не вмешивался и не имел права вмешиваться в «большую политику». Манифест Николая II и заявление его брата Михаила сделали Временное правительство законной высшей исполнительной властью в России. Корнилов, с абсолютно нормальными представлениями о дисциплине, обязан был подчиняться Временному правительству. Арест бывшей Императрицы, утратившей этот титул в силу отречения мужа, событие совершенно малозначительное. Командующему Петроградским военным округом Корнилову, подчиняющемуся Временному правительству, законно приказали арестовать гражданку А.Ф. Романову, ненавидимую абсолютным большинством страны, в том числе и большинством монархистов. Он выполнил приказ, и нечего здесь обсуждать…
******
Командующий Петроградским военным округом – первая должность, с которой генерал Корнилов не справился. Его личной вины в этом нет, но факт остается фактом. Об этом честно пишет друг и преемник Корнилова в должности руководителя Добровольческой армии А.И. Деникин: «Весь смысл пребывания его в этой должности заключался в возможности приведения к сознанию долга и в подчинение петроградского гарнизона. Этого Корнилову сделать не удалось… Его хмурая фигура, сухая, изредка лишь согретая искренним чувством речь, а главное, её содержание, такое далекое от головокружительных лозунгов, выброшенных революцией, такое простое в исповедовании солдатского катехизиса, не могли ни зажечь, ни воодушевить петроградских солдат…»
В конце апреля Корнилов переводится с этой должности на должность командующего 8-й армии.
Июль 1917 года – пик военной карьеры Корнилова. Ему присвоен чин генерала от инфантерии (фактически высший военный чин в России). 7 июля он назначается Главнокомандующим войсками Юго-Западного фронта, а 18 июля – Верховным главнокомандующим. Казалось бы, лучшего нельзя и желать, но армия и страна разваливались, чувствовалось приближение катастрофы. Многие это понимали, в том числе и Корнилов. Он был патриотом России, чувствовал себя ответственным за положение дел в стране и был уверен в необходимости продолжения войны с Германией.
Идеи Корнилова в принципе были верные: «Для окончания войны миром, достойным великой, свободной России, нам необходимо иметь три армии: армию в окопах, непосредственно ведущую бой, армию в тылу – в мастерских и заводах, изготовляющую для армии фронта все ей необходимое, и армию железнодорожную, подвозящую это к фронту… Для правильной работы этих армий они должны быть подчинены той же железной дисциплине, которая устанавливается для армий фронта.»
Единственный недостаток – наладить такую систему в 1917 году было абсолютно невозможно. Всей безнадёжности сложившегося положения Корнилов не осознавал. Он понимал лишь то, что Керенскому и Временному правительству это совершенно не под силу.
******
О роли личности в истории можно спорить до бесконечности, приводя конкретные примеры, подтверждающие различные точки зрения.
«Корниловское выступление» или «Корниловский мятеж» в августе 1917 года – яркий пример полного отсутствия роли личности. Можно сказать так: личность есть, а «роли» – нет…
Всё что мы знаем о жизни и деятельности Корнилова до 1917 года резко контрастирует с «корниловщиной» – бестолковой до нелепости попытки в августе 1917 года установить военную диктатуру с целью наведения порядка в стране. О причинах провала «корниловщины» я бы сказал очень коротко: «Не судьба…» Но могут быть и «более основательные» объяснения на многих страницах… В любом случае за несколько дней Лавр Корнилов превратился из национального героя и Верховного главнокомандующего русской армии в «изменника» и арестанта… Он был арестован 1 (14) сентября 1917 года, а через 3 дня из тюрьмы на свободу выпустили Льва Троцкого…
******
После ареста Корнилов вместе с небольшой группой своих сторонников более трех месяцев содержится в тюрьме города Быхова Могилёвской губернии. Покинуть тюрьму им удалось лишь 19 ноября (2 декабря), а 6 (19) декабря Корнилов прибывает на Дон, где советской власти ещё нет. В Рождество, 25 декабря 1917 года (7 января 1918 года) Корнилов формально становится командующим Добровольческой армией. Фактически никакой армии ещё не было. Численность добровольцев не превышала 3-4 тысячи человек. В начале добровольцам удалось взять Ростов, но 9 (22) февраля 1918 года Ростов пришлось оставить. Начался 1-й Кубанский поход, «Ледяной поход» от Ростова к Екатеринодару. Это был последний поход Лавра Корнилова. 31 марта (13 апреля) 1918 года он был убит разорвавшимся снарядом при подготовке к штурму Екатеринодара…
******
Некоторые современные авторы утверждают, что гибель Корнилова была огромной потерей для Белого дела. Читая «Очерки русской смуты» генерала Деникина с этом трудно согласиться, хотя сам Антон Иванович был высочайшего мнения о своём погибшем друге и всячески поддерживал светлую память о нём.
Накануне гибели именно Корнилов настаивает на штурме Екатеринодара. Но, как пишет Деникин: «Противник во много раз превосходит нас силами и обладает неистощимыми запасами снарядов и патронов. Наши войска понесли тяжёлые потери, в особенности в командном составе. Части перемешаны и до крайности утомлены физически и морально четырехдневным боем… Замечается редкое для добровольцев явление – утечка с боевой позиции в тыл. Казаки расходятся по своим станицам. Конница, по-видимому, ничего серьезного сделать не может. Снарядов нет, патронов нет...»
После приказа о подготовке к штурму генерал Марков, вернувшись в штаб, сказал: «Наденьте чистое бельё, у кого есть. Будем штурмовать Екатеринодар. Екатеринодара не возьмём, а если и возьмём, то погибнем».
Необходимость штурма Екатеринодара Корнилов объяснял довольно своеобразно: «Если не возьмём Екатеринодар, то мне останется пустить себе пулю в лоб».
Непонятно, чем именно руководствовался Корнилов. Может быть, он устал от поражений: неудача в августе 1917 года, сдача красным Ростова в феврале 1918-го… Чтобы вести за собой людей нужно верить в себя. А оснований для веры становилось всё меньше и меньше… Но может были какие-то другие причины упрямства Корнилова.
Его гибель дала возможность отказаться от штурма Екатеринодара и этим фактически спасти от гибели Добровольческую армию. Сменившему Корнилова генералу Деникину удалось вывести оставшихся добровольцев на юг Донской области, а имя Корнилова стало символом антибольшевистской борьбы на Юге России…
******
Сложно дать объективную оценку деятельности Лавра Корнилова в качестве вождя Белого дела.
Фактически у него не было серьёзных достижений в борьбе с большевиками. Но он был честен и отважен. Он не искал «помощи» у зарубежных союзников. Не щадя других, не щадил и себя.
Насколько жестоким был Корнилов?
Известно, что он отдавал приказы не брать пленных, но тоже самое делали и его враги. Да и не было возможности у добровольцев охранять и конвоировать пленных… Среди белогвардейцев были люди более жестокие (Дроздовский, Покровский) и более гуманные (Деникин). Так было и у красных.
Корнилов был человеком своего времени и о нём, как и о большинстве участников братоубийственной войны, можно сказать: «Виновен, но заслуживает снисхождения».
Да и не нам судить мёртвых…