Сталин и гимн СССР

Николай Иванович Кирсанов
                Война еще была в самом разгаре, а Сталин уже задумывался о создании нового гимна СССР. Фактически в стране не было своего гимна. Неофициальным был «Интернационал», но это был гимн международного пролетариата.
                Был объявлен конкурс на создание музыки и текста. В нем приняли участие известные поэты и композиторы. Все стихи, поступающие на конкурс, внимательно просматривались  Сталиным и, наконец, он остановился на стихах С.Михалкова и Эль-Регистана. Вот как об этом рассказывал Михалков писателю В.Карпову.

                «Вдруг в два часа ночи – звонок телефона. Думаю, какой болван так поздно? «С вами говорит Поскребышев». Вот это да! Секретарь Сталина! Уже ошеломило. А он заявляет: «С вами будет говорить товарищ Сталин». И тут же переключил, и слышу голос Сталина:
                -Здравствуйте товарищ Михалков. – И сразу к делу.  - Мы прослушали несколько вариантов гимна, в том числе и ваш. Он немного коротковат. Надо бы припев, который повторяется, и еще один куплет. В котором могли бы вы? – отразить мощь Красной Армии.
                - Конечно, товарищ Сталин, мы постараемся это сделать с Регистаном.
                - Постарайтесь. И не затягивайте. Сделайте за несколько дней.

                Этот разговор состоялся 27 октября 1943 года.  После разговора Михалкову с напарником выделили комнату в Кремле, в которой они работали над текстом. Новые варианты текстов Ворошилов относил к Сталину и возвращал листы с его правкой. Сталин заменял отдельные слова, вписывал новые строки. «По сути Сталин был соавтором гимна, и в последнем варианте его правка было очень значительна» - вспоминал Михалков.

                Очень тщательно Сталин подбирал музыку к гимну. Прослушали несколько гимнов, прежде чем остановиться на музыке Александрова. На одном из прослушиваний хор и оркестр исполняли для сравнения гимны: царский «Боже царя храни», гимны Великобритании, и США. И вот, наконец, в Большом театре состоялось прослушивание гимна на слова С.Михалкова и музыку Александрова. Были приглашены члены Политбюро, руководящие работники министерства обороны. Гимн всем очень понравился.
                Сталин был очень доволен.  Он весело сказал:
                - Ну, по русскому обычаю полагается обмыть гимн. Пригласите авторов текста, композитора и дирижера. Молотову он сказал:
                - Ты будешь председателем нашего собрания.
                Стол накрыли в комнате напротив ложи.
                «Сталин попросил меня прочитать свои стихи, - вспоминал Михалков. – Я прочитал «Дядю Степу» и другие веселые стихи. Сталин смеялся от души. Я был счастлив от своего успеха и после каждого тоста выпивал спиртное до дна. Вдруг Сталин мне негромко сказал: «Вы зачем осушаете бокал до дна? С вами будет неинтересно разговаривать».

                Первого января 1944 года гимн  впервые прозвучал по всесоюзному радио. С этого дня советский народ просыпался и засыпал с этой величественной и торжественной музыкой.
                Я критически отношусь к деятельности  Путина во внутренней политике, но за  то, что он сохранил музыку к гимну России, я ему очень благодарен, как и многие россияне, кому дорого наше советское прошлое.  Он сделал это не смотря на сильное  на него   давление  либералов и антисоветчиков, которые  в то время имели большой  вес.

                За свою долгую жизнь Сергей Михалков пережил Николая 2, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева  и так далее вплоть до нынешней власти. Однако, на вопрос о том, с кем из исторических фигур ему было интереснее всего общаться, всегда отвечал: «со Сталиным».

                В одном из своих последних интервью, которое  дал «АИФ» он заявил: «Я уверенно могу сказать: самым значительным моментом моей жизни стало первое исполнение гимна СССР в 1943 году. Хорошо помню торжественный прием по этому случаю в Большом театре, как я сидел за столом в окружении «живых портретов» - Сталина, Калинина, Молотова. Мы просидели до пяти утра. Я на удивление чувствовал себя очень расковано».
                Тогда Сталин спросил Михалкова: «Вы член партии?» «Пока нет» - ответил Михалков. Сталин пошутил: "Ну ничего, когда я писал стихи, тоже был беспартийным».
                Да, в молодости Сталин писал хорошие стихи, которые публиковались в грузинских газетах. Но это уже другая история.