Антоний Сурожский. Мы в ответе за эту Землю

Наталья Алексеевна Горенко
 

 Митрополит Антоний Сурожский в книге «Человек перед Богом», составленной из его устных выступлений с 1969 по 1991 год, говорит о том, что практически не изменилось, не сдвинулось с мёртвой точки и на сегодня.

   «Вопрос о том, что мы за последние полстолетия сделали с нашей Землёй, ставится нашей совестью.  Суть его в том, какова наша нравственная ответственность, перед миром, сотворённым Богом по любви и с любовью; миром, который Он призвал к общению с Собой...
   Когда Христос приказывает волнам улечься, ветру успокоиться, это говорит о том, что живое слово Бога каким-то образом воспринимается всякой Его тварью...

   Понятие кризиса как суда очень важно: это может быть суд Божий над нами; это может быть суд природы над нами, момент, когда природа с негодованием, с возмущением отказывается с нами сотрудничать. Это может быть момент, когда мы должны себя самих судить и во многом осудить.

   Слово кризис, на китайском языке значит открывающаяся возможность. Понятие суда говорит о прошедшем; но когда ты себя оценил, когда ты оценил положение, в котором находишься, когда ты произнёс суд над собой, следующий шаг – идти вперёд.

   Поэтому, действительно, в момент суда человек заглядывает глубоко в свою совесть, всматривается в то, что он совершил -  и лично, и коллективно как человечество; и дальше думает, куда идти? И в тот момент, когда мы начинаем думать о будущем, мы говорим о возможном.
   А когда никакого пути не будет ни в прошлое, ни вперёд – наступит конец мира».

   О кризисе говорилось и 14 октября 2008, в праздник Покрова Божьей Матери, когда  я наконец-то собралась посетить ещё только строящийся у нас на пустыре в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, Покрово – Никольский православный храм. 
   К празднику там сделали большое крытое помещение из плёнки на остове из дерева первой небольшой из строящихся церквей. Батюшки молодые.  В горячей проповеди один из них сказал, что сейчас все говорят о наступающем кризисе, а в переводе с греческого «кризис» означает «суд».
    Суд может кого-то осудить, а кого-то и оправдать. Первый кризис - суд был, перед потопом.
   (Слушая батюшку, мне увиделось, что наша строящаяся церковь в тот момент выглядела как настоящий Ноев Ковчег во время строительства!)
   Потом кризис нравственности привёл к суду над Содомом и Гоморрой. Войны – тоже кризис.
   Великая Отечественная война привела к выбору Патриарха, о чём абсурдно было даже подумать в советской России в довоенный период.
   После проповеди был крестный ход. Нас окропляли святой водой.
На меня очень мало попадало, хотя я и тянулась, и спешила. Вдруг подумалось, что, если я буду просто стоять и ничего не предпринимать, на меня обязательно попадёт, и не меньше. Так оно и вышло.      
    А вот с экологией само ничего не происходит!
   От претендентов на пост Президента России не слышно, что кого-нибудь из них  волнует экология.
   Разговоры  за эти годы были, но - воз и ныне там. Мы как бы ничего не видим угрожающего человечеству и Земле.
   А если и видим, то всё равно ничего не делаем. Видимо как всегда на первом месте сиюминутная выгода!
   И единственное, что пожалуй реально в нашем сегодняшнем мире - это каждому сделать хотя бы всё то, что зависит от него.
   Но если мы допустим переполнение чаши наших беззаконий на этой уникальной и единственной во Вселенной, годной для жизни, планете - то может получиться, что однажды всё будет уже поздно, о чём и говорит Митрополит Антоний Сурожский.
    
   Прошло двенадцать лет с момента написания этой заметки и обсуждения выводов. 
   И вот  появилась странная новая болезнь - коронавирус. Происхождение неизвестно, но нет ничего случайного на нашей Земле и в природе. 
   "Случайность - проявление закономерности" - как говорит народная мудрость.