Антоний Сурожский. Мы в ответе за эту Землю
Митрополит Антоний Сурожский в книге «Человек перед Богом», составленной из его устных выступлений с 1969 по 1991 год, говорит о том, что практически не изменилось, не сдвинулось с мёртвой точки и на сегодня.
«Вопрос о том, что мы за последние полстолетия сделали с нашей Землёй, ставится нашей совестью. Суть его в том, какова наша нравственная ответственность, перед миром, сотворённым Богом по любви и с любовью; миром, который Он призвал к общению с Собой...
Когда Христос приказывает волнам улечься, ветру успокоиться, это говорит о том, что живое слово Бога каким-то образом воспринимается всякой Его тварью...
Понятие кризиса как суда очень важно: это может быть суд Божий над нами; это может быть суд природы над нами, момент, когда природа с негодованием, с возмущением отказывается с нами сотрудничать. Это может быть момент, когда мы должны себя самих судить и во многом осудить.
Слово кризис, на китайском языке значит открывающаяся возможность. Понятие суда говорит о прошедшем; но когда ты себя оценил, когда ты оценил положение, в котором находишься, когда ты произнёс суд над собой, следующий шаг – идти вперёд.
Поэтому, действительно, в момент суда человек заглядывает глубоко в свою совесть, всматривается в то, что он совершил - и лично, и коллективно как человечество; и дальше думает, куда идти? И в тот момент, когда мы начинаем думать о будущем, мы говорим о возможном.
А когда никакого пути не будет ни в прошлое, ни вперёд – наступит конец мира».
О кризисе говорилось и 14 октября 2008, в праздник Покрова Божьей Матери, когда я наконец-то собралась посетить ещё только строящийся у нас на пустыре в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, Покрово – Никольский православный храм.
К празднику там сделали большое крытое помещение из плёнки на остове из дерева первой небольшой из строящихся церквей. Батюшки молодые. В горячей проповеди один из них сказал, что сейчас все говорят о наступающем кризисе, а в переводе с греческого «кризис» означает «суд».
Суд может кого-то осудить, а кого-то и оправдать. Первый кризис - суд был, перед потопом.
(Слушая батюшку, мне увиделось, что наша строящаяся церковь в тот момент выглядела как настоящий Ноев Ковчег во время строительства!)
Потом кризис нравственности привёл к суду над Содомом и Гоморрой. Войны – тоже кризис.
Великая Отечественная война привела к выбору Патриарха, о чём абсурдно было даже подумать в советской России в довоенный период.
После проповеди был крестный ход. Нас окропляли святой водой.
На меня очень мало попадало, хотя я и тянулась, и спешила. Вдруг подумалось, что, если я буду просто стоять и ничего не предпринимать, на меня обязательно попадёт, и не меньше. Так оно и вышло.
А вот с экологией само ничего не происходит!
От претендентов на пост Президента России не слышно, что кого-нибудь из них волнует экология.
Разговоры за эти годы были, но - воз и ныне там. Мы как бы ничего не видим угрожающего человечеству и Земле.
А если и видим, то всё равно ничего не делаем. Видимо как всегда на первом месте сиюминутная выгода!
И единственное, что пожалуй реально в нашем сегодняшнем мире - это каждому сделать хотя бы всё то, что зависит от него.
Но если мы допустим переполнение чаши наших беззаконий на этой уникальной и единственной во Вселенной, годной для жизни, планете - то может получиться, что однажды всё будет уже поздно, о чём и говорит Митрополит Антоний Сурожский.
Прошло двенадцать лет с момента написания этой заметки и обсуждения выводов.
И вот появилась странная новая болезнь - коронавирус. Происхождение неизвестно, но нет ничего случайного на нашей Земле и в природе.
"Случайность - проявление закономерности" - как говорит народная мудрость.