Четырнадцатый выселок

Владимир Калуцкий
Когда я пишу о стоянках древних людей в нашей местности, мне часто указывают, что я неправ, что вот в Ютановке, или в Хотмыжске следы настоящей салтово-маяцккой культуры. И в это условное обозначение входят куда более знАчимые объекты такого плана,чем названные мною.
Как будто я спорю!
Просто я уверен, что нельзя слёту, по первому впечатлению, приписывать их к определенным культурам. Более того - я считаю, что все эти условные культуры есть упрощенная натяжка на факт видимых объектов. Ведь что такое та же салтово- маяцкая культура? А это привязка к нынешней топонимике мест расселений доисторического человека.
Это даже не ниточка. Паутина. Но ведь по каждому из таких объектов можно найти описание в древних же источниках.
Имя силача не упоминается. Но всё остальное сходится. И река, и два источника у подножья обработанной меловой горы. А на снимке - видите: ясно означены два пандуса к единому грунтовому провалу, и два спуска от подобного провала. Что за железные тела упоминает Заратуштра - пока неведомо. Неужели уже тогда знали о здешней магнитной аномалии?
Очевидно, что в образе городища перед нами раскавыченная "Авеста".
А теперь я приведу вам текст русского историка Егора Классена, воспроизведенный им по "Авесте". Это же описание нашего фото!
"Четырнадцатый выселок основал Б(В)ерену, город овалованный. Там родился человек с тройной силой. Он запряг Дегака и протянул русло . И два источника открыл он, с водою Живою и водою Мертвою. Застем воздвиг удлиненные пирамиды и поднял земляные башни. Он же взял от жителей мужчин и сделал с ними высокие плетения из бревен. И наладил там винты для подъёма и рычаги для спуска железных тел. Он же ввёл вольные дома женщин, которые выманивали у мужчин деньги (Новые материалы для древнейшей истории славян вообще. Егор Классен,Киев, типография ун-та св. Владмира1900 г) ".
Имя силача не упоминается. Но всё остальное сходится. И река, и два источника у подножья обработанной меловой горы. А на снимке - видите: ясно означены два пандуса к единому грунтовому провалу, и два спуска от подобного провала. Что за железные тела упоминает Заратуштра - пока неведомо. Но очевидно, что перед нами раскавыченная "Авеста".
И попробуйте объяснить наличие этого чуда ландшафтного градостоительства при знаками салтовской культуры.
Не срастается. Очевидно, что перед нами остатки громадного города со сложной системой застройки - свидетельство ума и силы неведомого народа, имевшего волю менять ландшафты.
Я туда приезжаю. И всякий раз покинутый город поражает меня новой неведомой гранью.Там поле для исследований - на десятилетия.