Сказки народов Урала. Вода. Прекрасная русалка

Григорий Рыжов
                Григорий  Рыжов

                Прекрасная  русалка

       У  большого  озера  Ильмень  стояла  деревня  Сосновая.  На  краю  деревни  стоял  до-бротный  дом  у  самого  озера.  Место  очень  красивое.  Чистое  озеро,  а  рядом  стоял  дремучий  лес  с  лесными  зверями,  птицами.  Вокруг  озера  по  берегу  росли  кусты  ивы,  а  в  воде  камыши  и  водяные  лилии.  Красиво.
     Днём  солнце  отражает  свои  лучи  по  водяной  глади  озера,  словно  солнечная  тро-пинка пролегает  по  воде.  Чайки  летают  низко  над  водой  в  поисках  рыбы.  Слышны  голоса  птиц  кулика  и  утки,  да  хор  лягушек  у  берега  озера.  Красота. 
      Года  два  назад  пришёл  молодец,  облюбовал  эти  места,  построил  дом  на  краю  деревни  на  берегу  озера  Ильмень.  Дом  ему  строили  несколько  человек  по  найму…
      Звали  этого  молодца  Алис,  ему  было  23 – и  года.  Он  вёл  своё  домашнее  хозяйст-во,  был  у  него  домашний  скот  и  большой  огород.  Имел  он  несколько  работников,  которые  занимались  всем  хозяйством  в  доме.
      Алис  красивый,  статный,  сильный  и  ловкий  молодец.  Многие  девушки  на  него  заглядывались…
      Молодец  жил  отшельником  и  старался  на  людях  реже  бывать.  Он  любил  позд-ними  вечерами  находиться  в  доме,  в  своей  комнате,  окно  которой  обращёно  к  озе-ру. 
      Быть  в  одиночестве  и  играть  на  дудочке,  которую  вырезал  сам  из  куста  ивы.  Од-нажды  поздним  вечером  он  играл  на  своей  дудочке  в  полуночной  темноте  при  све-те  луны  в  окне.  И  тут  он  услышал  слабый  топот  босых  ног,  напоминающий  танец,  а  также  слабый  голос  песни… 
      Теперь  Алис  при  игре  на  дудочке  вечерами  постоянно  стал  слышать  звуки  пляски  и  песни.  Это  его  сильно  заинтересовало,  и  Алис  решил  проверить,  кто  издаёт  эти  звуки.
       Днём  молодец  приготовил  свечку  на  подсвечнике.  Вечером  Алис  зажег  свечку  и  укрыл  её,  чтобы  не  было  от  неё  света.
       Наступил  поздний  вечер,  луна  светила  в  окно,  свет  которой  сливался  с  темнотой  вечера.  Алис  сел  на  стул  и  стал  играть  на  дудочке.  Вскоре  он  услышал  слабый  шум  от  ног,  которые  издавали  ритм,  похожие  на  танцы  и  слабый  голос  песни.
     Через  некоторое  время  он  открыл  свечу  и  осветил  комнату.  О!  Он  увидел  перед  собой  обнажённую  красавицу,  с  длинными  русыми  волосами,  которая  закрыла  лицо  руками  и  тихо  прошептала:
     -Алис  ищи  меня  в  озере  Ильмень  у  водяного  и  узнаешь  меня  по  шуму  танца  и  песни.  Зовут  меня  Гулия.  Прощай…
     Удивился  молодец  увиденному,  услышанному  и  задумался.
     Жил  на  другой  стороне  озера  Ильмень  жил  старец  Илларион,  его  называли  кол-дуном  и  волшебником.  Многих  людей  он  лечил  и  исцелил.  Жил  отшельником.
      Алис  решил  съездить  верхом  на  коне  к  старцу  Иллариону  и  рассказать  всё,  что  он  увидел  и  услышал  у  себя  в  доме.  Прошло  несколько  вечеров,  а  красавицы  не  было.
      И  тогда  сел  он  верхом  на  коня  и  поехал  на  другой  берег  озера  Ильмень.  Утро,  солнце  взошло  над  горизонтом,  от  него  веет  теплом  и  хорошим  настроением.  Хоро-шо. 
      Едет  добрый  молодец  вдоль  берега  озера,  а  вокруг  всё  цветёт  и  благоухает.  Пах-нет  полевыми  цветами.  Птицы  щебечут,  чайки  летают  над  водой,  охотясь  за  рыбой.  Слышны  звуки  лягушачьих  дуэлей,  которые  порой  сливаются  в  ансамбль  голосов.
      Вдали  показался  ветхий  домик  отшельника.  Алис  подъехал  к  домику,  а  на  крыле-чке  его  ждал  старец  Илларион.  На  нём  висела  старая  поношенная  длинная  рубаха.  На  ногах  были  одеты  лапти,  сплетённые  из  коры  дерева  липы.  Голова  на  нём  была  покрыта  длинными  седыми  волосами  и  длинной  бородой.  Черты  лица  правильные,  высокий  рост  и  прямая  спина.  В  нём  просматривался  независимый  и  непринуждён-ный  человек.  Старец  взмахом  руки  приветствовал  Алиса:
      -Здравствуй  добрый   молодей  Алис!  Что  привело  тебя  ко  мне?  Али  счастья  пыта-ешь,  али  от  себя  убегаешь?
     -Здравствуй,  старец  Илларион!  У  меня  всё  вместе.  И  то  и  другое.
     Алис  по - молодецки  соскочил  с  коня  и  по  приглашению  старца  зашёл  в  дом.  В  доме  пахло  лечебными  травами  и  запахами  различных  жидкостей  и  растворов,  сто-ящими  на  длинном  столе,  который  стоял  у  стены.  В  углу  стояли  фигуры  Богов  Неба  и  Бога  Воды.
     Старец  пригласил  Алиса  сесть  за  стол,  присел  и  сам  по – стариковски,  чуть  покря-кивая,  бормоча  что – то  себе  под  нос.  Старец  ещё  раз  спросил  у  Алиса:
      -Что  привело  тебя  ко  мне?
      -Вечерами  при  звёздах  и  луне  в  своей  комнате  в  доме  играю  на  дудочке.  При  этом  слышу  танцы  босых  ног  на  полу  и  песни  тихим  звуком.  И  я  решил  проверить,  что  за  явление  такое.  В  один  из  вечеров  я  играл  на  дудочке  и  снова  услышал  тихий  звук  танца  и  песни.  Неожиданно  я  взял  зажжённую  свечу,  заранее  приготовленную,  и  увидел  перед  собой  обнажённую  красивую  девицу.  Она  закрыла  лицо  руками  ти-хо  сказала:  «Алис,  ищи  меня  в  озере  Ильмень  у  Водяного.  Узнаешь  меня  по  звуку  танца  и  песни.  Прощай…».  Больше  она  не  появлялась  на  музыкальные  звуки  дудоч-ки.  Она  назвала  своё  имя – Гулия», - закончил  свой  рассказ  Алис,  внимательно  глядя  на  старца  Иллариона.
      -Год  назад  в  соседней  деревне  произошёл  такой  случай.  Жила  красавица  девица  по  имени  Гулия  17 – ти  годов  с  отцом.  Мать  умерла  рано.  Она  росла  капризной,  грубила  отцу  и  не  слушалась  его.  Постоянно  ссорилась  с  подружками  и  дружками.  Обижала  малолетних  детей  и  животных…  В  какой – то  момент  отец  проклял  свою  дочь  и  её  тут  же  чудо - сила  Водолея  перенесла  в  озеро  Ильмень.  Там  она  сейчас  и  находится  среди  таких  же.  Как  и  она  красавиц – русалок…, - закончил  свой  пересказ  старец  Илларион.
     -Что  же  мне  делать?  Кажется,  я  полюбил  эту  красавицу  русалку  и  потерял  покой, - с  грустью  сказал  Алис.
     -Она  тоже  тебя  полюбила.  Поэтому  и  приходила  к  тебе  по  вечерам, - пояснил  ста-  рец Илларион.
      -Тогда  я  пойду  на  озеро  Ильмень  к  Водолею,  чтобы  вернуть  на  землю  красавицу  русалку  Гулию, - горячо  воскликнул  Алис,  ища  поддержку  у  старца.
      -Как  повелит  тебе  твоё  сердце.  Если  решишь  три  задачи,  которые  поставит  перед  тобой  Водолей,  то  он  вернёт  тебе  красавицу  Гулию, - пояснил  старец  Алису.
      -Я  буду  за  неё  бороться,  и  я  добьюсь,  её  освобождения  из  водяного  плена, - уве-ренно  сказал  молодец.
     -Задачи,  которые  тебе  поставит  Водяной,  я  не  знаю.  Ты  должен  самостоятельно  справиться.  Постоянно  моли  Богов  Неба  и  бога  Воды,  чтобы  помогли  тебе  в  правед-ном  деле.  Я  тоже  буду  за  тебя  молиться.  Вот  и  всё.  Успехов  тебе,  Алис, - закончил  разговор  старец  Илларион.
      Приехал  на  своём  коне  Алис  домой  и  призадумался.  Что  делать?  Как  быть?
       Время  подошло  к  вечеру.  Алис  стал  молиться  богам  небе  и  богу  Воды,  чтобы  они  помогли  ему  вернуть  на  землю  красавицу  Гулию.  Молился  молодец  всю  ночь,  пока  не  начался  рассвет.
      В  течении  дня  отдохнул.  Передал  все  домашние  дела  старшему  работнику.  Нас-тал  вечер,  солнце  садилось  за  горизонт.  Алис  собрался  с  духом  и  пошёл  на  берег  озера  Ильмень  подальше  от дома.
      Нашёл  добрый  молодец  тихое  и  глухое  место  на  берегу  озера  и  стал  звать  Водо-лея:
      -Водолей  пусти  меня  в  свое  озеро  водяного  царства.  У  меня  к  тебе  дело  имеет-ся.
      Озеро  заволновалось,  появились  волны  на  поверхности  воды.  Неожиданно  разда-лся  голос:
      -Алис,  заходи  в  озеро!  Не  бойся!
      Добрый  молодец  помолился  Богам  Небе  и  Богу  Воды  и  пошёл  в  воду,  где  его  ждали  водяные  стражи.  Они  посадили  Алиса  на  водяного  коня  и  через  мгновение  очутились  у  водяного  дворца  Водолея.  Молодца  завели  во  дворец,  где  в  палате  восседал  в  кресле  Водолей.  Вокруг  него  находились  красивые девы  и  его  свита.   
      Водолей  с  любопытством  посмотрел  на  Алиса  и  спросил:
      -Зачем  в  моё  водяное  царство  пожаловал  Алис?  Счастья  искать,  али  Лихо  пытать?   
      -И  то,  и  другое.  Верни  мне  водолей  красавицу  Гулию.  Я  полюбил  её  и  женюсь  на  ней, - ответил  добрый  молодец.
      -Догадался  и  так,  зачем  ты  пришёл  ко  мне  в  моё  водяное  царство.  Если  выпол-нишь  три  задачи  для  меня,  то  отпущу  вас  на  землю  и  подарком  одарю, - сказал  Во-долей,  внимательно  рассматривая  Алиса. 
      -Я  готов  выполнить  любое  твоё  задание,  Водолей.  Говори, - твёрдо  сказал  Алис.
      -Хорошо.  Тогда  слушай  меня  внимательно.  В  море  Каспии  плавают  рыбки  не  простые,  очень  красивые,  разноцветные  и  к  тому  же  волшебные.  Могут  выполнить  всё,  что  захочешь, - сказал  Водолей  и  замолчал.
      -Как  же  я  доберусь  до  моря  Каспия  и  чем  поймаю  рыбку  эту? – спросил  моло-дец.
      -Тебя  доставит  метающий  конь  с  крыльями  «Пегас»  и  будешь  ловить  рыбку  вол-шебной  сетью,  в  которую  она  сама  попадёт.  Как  на  крючок.  Ясно  тебе  Алис, - сказал  Водолей.
      -Да,  ясно.  Я  готов  отправиться  выполнять  твоё  задание  прямо  сейчас, - ответил  Алис.
      -Тогда,  прямо  сейчас  и  отправляйся  в  путь  дорогу, - сказал  Водолей.
      Водолей  встал  с  кресла  и  пошёл  к  выходу  из  дворца,  а  за  ним  вся  свита,  в  том  числе  и  Алис.  У  ворот  дворца  стоял  крылатый  конь  «Пегас».  Водолей  пригласил  мо-лодца   Алиса  к  коню  и  сказал:
      -Садись  на  коня,  вот  тебе  сумка  с  волшебной  сетью.  Лети  на  коне  до  самого  моря  Каспийского.  Удачи  тебе,  молодец.
      Алис  вскочил  на  коня  и  сказал:
      -Прощайте  и  не  поминайте  меня  лихом.
      Конь  с  крыльями  «Пегас»  невидимым  взлетел  из  воды  озера  Ильмень  в  небо  и  вскоре  очутился  над  морем  Каспия.  Светало,  чайки  летают  над  морем.  Красиво.
     Крылатый  конь  опустился  к  самой  поверхности  моря.  Алис  достал  из  сумки  неви-димую  сеть  и  забросил  её  в  море.  Вытащил  сеть,  а  она  оказалась  пустая.  Забросил  второй  раз  сеть  в  море.  Вытащил  её  из  моря,  и  снова  оказалась  пустая.  Забросил  Алис  сеть  в  третий  раз  в  море.  А  оно  заволновалось,  волны  стали  накатываться,  ветер  стал  сильнее  дуть.  Тучи,  откуда  ни  возьмись,  появились.  Закрывая  собой  солн-це.
      Молодец  вытащил  невидимую  сеть  из  моря,  а  в  ней  оказалось  шесть  красивых,  разноцветных  рыбок.  И  сказала  одна  из  рыбок,  а  на  голове  у  неё  была  золотая  ко-рона:
      -Добрый  молодец,  Алис!  Ты  отпусти  в  море  моих  сестриц,  а  я  тебе  помогу  выпо-лнить  вторую  задачу  Водолея  из  озера  Ильмень.  За  меня  не  беспокойся,  я  вернусь  в  свое  Каспийское  море.
     -Не  по  своей  воле  я  это  делаю.  Будь  по - твоему.  Отпускаю  твоих  сестриц  в  море, -сказал  Алис  и отпустил  из  сети  пять  красивых  разноцветных  рыбок.
      Тут  же  Алис  вернулся  домой  на  крылатом  коне  «Пегас»  с  красивой  разноцветной  рыбкой.  Встречает  его  у  дворца  Водолей  со  своею  свитою  и  говорит:
     -Справился  ты  с  первой  задачей.  Вот  тебе  вторая  задача.  В  соседнем  озере  Булаш  Водолей  проказничает  в  моём  озере.  Он  ворует  моих  водяных  коров  и  коз  и  портит  рыбу.  Сделай  так,  чтобы  он  больше  не  шалил  в  моём  озере.  Понял.  Алис?
      -Да,  Водолей,  понял.  Постараюсь  угомонить  твоего  соседа, - ответил  молодец.
      Алис  вышел  из  озера  на  берег  и  стал  звать  волшебную  рыбку:
      -Красивая.  Разноцветная  рыбка  с  золотой  короной,  скажи  мне,  как  выполнить  вторую  задачу  Водолея.
      Выплыла  рыбка  на  поверхность  воды  и  сказала:
      -Алис,  возьми  это  золотое  кольцо.  Привяжи  его  на  длинную  нить  и  забрось  даль-ше  в  озеро  Булаш.  Озеро  будет  бушевать  и  мутиться.  Водолей  выйдет  к  тебе,  а  ты  ему  поставь  свои  условия.  Он  и  перестанет  вредить  Водолею  озера  Ильмень.  Кольцо  себе  оставь  себе.  Оно  волшебное,  оденешь  на  палец  и  проси,  что  хочешь.  Оно  и  исполнится.
      -Спасибо  тебе  рыбка  за  совет  и  твою  помощь.
      Он  взял  кольцо,  привязал  к  нему  длинную  нить  и  пошёл  к  озеру  Булаш,  которое  расположено  в  нескольких  километрах.
      Идёт  молодец  по  тропинке  песни  поёт,  ему  подпевают  птицы,  а  в  след  стрекочут  кузнечики.  Пахнут  палевые  цветы,  над  ними  жужжат  пчёлы,  вечные  труженики  по-лей…
      Алис  вскоре  подошёл  к  озеру,  остановился  на  берегу.  Достал  кольцо,  привязан-ное  к  нити,  и  забросил  его  подальше  в  озеро.  Вдруг,  озеро  заволновалось,  по  воде  стали  накатываться  волны,  и  озеро  стала  мутным.
      Через  некоторое  время из  воды  озера  вышел  Водолей  и  спросил:
      -Зачем  ты,  Алис,  мутишь  и  волнуешь  воду  моего  озера  Булаш?  Что  тебе  надо  от  меня? 
      -Водолей,  прекрати  шалить  в  озере  Ильмень.  Дай  мне  слово  и  я  перестану  вол-новать  и  мутить  твоё  озеро  Булаш, - сказал  с  пристрастием  Алис.
      -Почему  ты  это  делаешь?  Ответь  мне,  Авис, - спросил  Водолей.
      -Я  выполняю  второе  задание  Водолея  озера  Ильмень,  чтобы  он  вернул  мне  неве-сту  Гулию  из  своего  водяного  плена, - ответил  Алис.
      -Благое  дело  выручать  невесту  из  водяной  неволи.  Даю  тебе  слово  Водолея,  что  не  буду  шалить  в  озере  Ильмень.  Ведь  он  мне  все – таки  двоюродный  брат.  Прощай  Авис  и  удачи  тебе  в  освобождении  невесты  Гулии, - сказал  Водолей  и  ушёл  к  себе  в  озеро  Булаш.
      Алис  вытащил  волшебное  кольцо  из  озера  Булаш  и  оно  сразу  успокоилось…
      И  снова  Молодец  пришёл  в  озеро  Ильмень  к  дворцу  Водяного,  который  уже  его ждал  и  спросил:
       -Выполнил  моё  второе  задание,  Алис?
      -Твой  двоюродный  брат  обещал  мне,  что  не  будет  шалить  у  тебя  в  озере  Иль-мень, -  ответил  Алис.
      -Да,  давно  не  виделись  мы  с  братом.  Надо  посетить  его.  Много  времени  прошло  с  тех  пор,  как  не  виделись, - с  сожалением  сказал  Водолей.
      -Повидаться  с  братом.  Это  Святое, - поддержал  Водолея  Ивас.
      -Вот  тебе  третье  здание.  Узнай  свою  невесту  Гулию  среди  дюжины  красавиц  русалок.  Найдёшь,  она  твоя.  Смотри,  вот  они, - Водолей  показал  рукой  на  красавиц  русалок,  стоящих  недалеко  от  них.
      Алис  подошёл  к  русалкам  и  стал  рассматривать  каждую  в  отдельности  и  прислу-шиваться  к  звукам  танца  и  песни,  которые  ведомы  ему  одному.  Дошёл  он  до  седь-мой  русалки,  посмотрел  ей  в  глаза,  которые  горели  живым  огоньком.  Услышал    рит-мы  танца  босых  ног  и  песни,  едва  уловимые  ухом.
      Алис  поцеловал  красавицу  русалку    в  губы  и  сказал:
      -Вот  моя  невеста  Гулия.
      -Правильно  отгадал.  Она  твоя  навсегда.  Вот  вам  подарок  от  меня  и  волшебной  рыбки.  Будьте  счастливы, - сказал  Водолей  и  подал  небольшой  ларчик…

                16.04.2018  год.