И сладкий вкус... продолжение из лингвистического

Ирина Ковальчук Аграфена
 К чаепитию подготавливался стол тщательно. Убиралось со стола то,что оставалось от субботнего обеда,и круглый стол заполнялся иным - доставались из буфета чашки с блюдцами, ложки, две сахарницы (одна была с сахарным песком и ложечкой, а вторая с кусковым сахаром и щипцами для его колки), блюдо с печенюшками и сухариками, и какое-то иное блюдо - со свежими плюшками или пирожками, ставился самовар (он был электрический) и заварочный чайник. Всегда была на столе вазочка с конфетами  карамельными - конфеты всегда были самыми обыкновенными,как в фантиках,так и без фантиков.
 Как-то так повелось,что чайный стол был всегда долгим - любили посидеть, поговорить, что-то вспомнить из былого, а так же обсудить день, который был сегодня.
   Это было то недавнее время - эра до мобильных телефонов и интернета на даче...
 И бабушки и дедушки жили-были, и вся семья слеталась на эти субботние обеденные посиделки.
 Бабуля бралась пить чай, могла взять одну конфету, положить её за щёку,и маленькими глоточками пила из чашки, жмурилась от вкусноты, заполняющей её теплом, что отображалось на уже печёном её личике - была довольная и спокойная.
 Конфеты были самыми простыми - карамель.  Ландринчики - любовно назывались те карамельки.
 Забавное название для конфет запомнилось мне с самого детства. И я полюбила карамельки тоже.
 И вот нет уже тех посиделок, нет в живых бабушек и дедушек, городской ритм таков, что в субботу хочется просто выспаться, и за обеденным столом никого не собрать, а уж за чаем тем более. Кто сейчас пьёт чай из чашек с блюдцами, кто колет сахар щипцами, и кто любит карамель.
 Вопросы риторические...
 О, нет, время остановись - карамель я люблю, и плотно засело название - ландрин.
 С наступлением интернета, нет нужды скакать в библиотеку,информацию можно выудить и из телефона - было бы желание.
 Так вот -   "ландриновые конфеты" не только можно было услышать от моей бабушки, но и встретить на страницах различных художественных произведений И почему же это так запомнилось - вопрос.
Продукция фабрики Георга Матвеевича Ландрина была массовым производством.Георг Матвеевич Ландрин был реальным человеком. Происходил из прибалтийских немцев и ещё мальчиком был отдан в бизнес - работал приказчиком в модной и популярной кондитерской швейцарцев Вольфа и Беранже на Невском проспекте. Вывеска, и само кафе (Литературное), до сих пор имеется на Невском, в неё любил ходить в халате Пушкин, живший неподалёку на Мойке д.12.
Там сметливый парень, не только понял как работает бизнес, и научился некоторым секретом, но и сам начал придумывать рецептуру. Более того, уйдя от швейцарцев, начал свое маленькое дело -самостоятельно варил леденцы из сахара и продавал их в разнос в Гостином дворе. Настолько понравились его леденцы, что было принято решение расширить дело.
 Так, насобирав денег со всех родственников и влезая в огромные долги, в 1848 году на Петергофском шоссе Ландрин открыл собственную мастерскую по производству леденцовой карамели.
 Примерно тогда же, Георг Ландрин придумал упаковывать маленькие и разноцветные леденцы в жестяные банки, и это настолько понравилось покупателям, что зачастую конфеты покупали ради жестяной банки.
 После успеха на Всемирной выставке в 1869 году в Париже, карьера Георга Матвеевича пошла в гору. И в 1880 году получено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества,и продукция фабрики завоевала и императорский стол.
 К концу XIX века объем производства фабрики достигает 800 тысяч рублей, на ней трудилось 280 рабочих.
  Сам Георг Матвеевич стал купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Санкт-Петербурга. Однако в 1882 году он умирает.
Детей у него не было, и дело продолжила вдова - Евдокия Ивановна Ландрина.
В 1890 году, когда Ландрина повторно вышла замуж и сменила фамилию на Максимович, фабрику переименовали, оставив фамилию основателя, в "Шоколадную фабрику фирмы "Ландрин".
 Благодаря её стараниям, в начале ХХ века в Москве, был открыт кондитерский магазин "Георг Ландрин", который расположился в самом центре торговой Москвы - в доме князя Голицына на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки.
  Однако и Евдокия Ивановна решила отойти от дел, и продать бизнес молодым предпринимателям в 1913 году.
 И в этом 1913 году было построено новое здание фабрики на Большом Сампсониевском проспекте в Петербурге с производительностью более 2,5 млн. тонн продукции в год.
1913 г. - предприятие преобразовано в Товарищество на паях. Фабрике Ландрина, выпускавшей дешевые леденцы, принадлежало 40 магазинов, на Невском проспекте (д. 46 и 64), работали кондитерские Ландрина, а на Калинкинской площади (сейчас площадь Репина) на средства основателя фабрики был разбит сквер.
Бизнес развивался стремительно, но все печально закончилось для владельцев в 1917 году - национализация. Но фабрика продолжила работу, так как в том же году была включена в систему пищевой промышленности.
1922 г. - Фабрика получила название "3-я Государственная конфетная фабрика Ландрина". Фабрика передана в аренду частным предпринимателям (владельцы А. Е. и Р. А. Боярские, М. А. Миньковский).
1932 г. - 3-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика.
1936 г. - фабрике присвоено имя А. И. Микояна. Когда нарком пищепрома приезжал в Ленинград, его всегда приглашали на образцово-показательное производство его имени.
1941-1945 гг. - на протяжении всей блокады фабрика продолжала работать, выпуская для нужд фронта и блокадного города пищевые концентраты, овощной джем, кондитерские изделия и белковые дрожжи. Были созданы цеха боеприпасов и фармацевтических препаратов.
1965 г. - фабрика стала головным предприятием объединения "Ленкондпром", в которое вошли кондитерские фабрики им. К. Самойловой, им. Н.Крупской, Выборгская и Боровичская с общим количеством свыше 5,7 тыс. работников. Вырабатывалось 468 сортов кондитерских изделий.
1980-е гг. создается "Ленагропром", в результате чего объединение распалось в 1986 г.
 Фабрики, входящие в его состав приобрели самостоятельность - бывшая фабрика А. И. Микояна, получила название "Ордена Октябрьской революции Первый кондитерский комбинат".
1992 г. - по инициативе трудового коллектива "Первый кондитерский комбинат", был акционирован и получил новое имя - АОЗТ "Первый кондитерский комбинат - Азарт".
В советское время предприятие расширили, и оно заняло весь квартал - между Сампсониевским, улицей Капитана Воронина, железной дорогой и 1-м Муринским проспектом.
 Оно побывало и фабрикой имени Микояна, и 1-й кондитерской фабрикой АОЗТ «Азарт» (позднее ЗАО «Первый кондитерский комбинат „Азарт“»). В 2008 году кондитерское производство было переведено в поселок Шушары.
  Долгое время заводские территории на Сапмсониевском проспекте сдавались в аренду под офисы.
И запустение - в цехах тишина.
  А в начале 2000-х  что-то прояснилось - предприниматель Игорь Маркитантов постарался возобновить выпуск конфет под наименованием "Ландрин", но разорился к 2015 году.
 Одно производственное здание кондитерского товарищества «Ландрин», которое было построено в 1911–1912 годах гражданским инженером Львом Серком,выходящее на Большой Сампсониевский проспект, признано выявленным памятником архитектуры.
 А в настоящее время, согласно проекту планировки площадки «Ландрин» на Большом Сампсониевском, разработанный по заказу ООО «Георг Ландринъ» (владелец фирмы — кипрское «Джу джу холдингс лимитед»), застроено элитным жильем,с отдельными зданиями парковки и детским садом.
 Приходи, покупай, живи. Конечно, не каждому по карману то жильё.
 Век истории, век жестяной коробочки, век карамели...
 А всё же карамель пользуется популярностью, и не только доступной ценой, продаётся и в фантиках и без фантиков и в коробочках.
А разверни фантик или коробочку, посмотри, кто её произвёл.
 Но это уже иная история.