Антиамериканский фильм

Владимир Полуботко 2
АНТИАМЕРИКАНСКИЙ ФИЛЬМ «МАДЖЕНТА». Моя заметка 20-летней давности

В моей коллекции фильмов есть американская картина под названием «МАДЖЕНТА». Снят этот фильм был в 1996-м году, а записан мною на видеомагнитофон с телевизора примерно году в 98-м.
Совершенно поразительная вещь!
Я её тогда же посмотрел несколько раз и пришёл к такому выводу: поскольку американцы – нация на данный момент слабоумная, то у них такой шедевр мог получиться только и только случайно. Они просто не поняли сами, что создали и как создали. Скорее всего, сюжет откуда-то украли и затем всё, что могли, упростили, сократили и изгадили, но даже и после этого на руинах чьего-то великого художественного замысла они всё-таки создали интересное произведение. Слишком уж замысел был грандиозен, настолько величествен, что убить его до конца  американцы так и не смогли. Хотя и пытались.
Расскажу сюжет.
В Америке 90-х годов жил да был некий Майкл. Честный, порядочный, хороший человек – трудолюбивый и талантливый. Много зарабатывал, потому что был врачом очень высокой квалификации, имел семью – жену и маленькую дочь, жил в хорошем доме в прекрасной местности на берегу моря. Вокруг дома был сад с роскошными южными растениями, а внутри дома было полное изобилие. Простой советский россиянин посмотрел бы на такое и сказал бы с завистью: «Живут же люди! У нас так жить могут лишь блатные где-нибудь в Сочи. А впрочем, вряд ли: здесь явно лучше, чем в нашем задрипанном Сочи! В Сочи нет безлюдного морского пляжа, а здесь тишина и покой!»
У Майкла – любимая жена (Хелен), любимая дочь (Британи), любимая работа и любимый дом. И чего бы так не жить и дальше?
Но, оказывается, не всё так просто. Майкл многих вещей вокруг себя не понимает…
Когда он был маленьким, отец отвозил его в соседнюю местность, обладающую одним странным свойством: там было безлюдно и по непонятной причине становилось очень легко на душе и ощущалось какое-то неземное наслаждение… И в этой странной местности отец говорил сыну какие-то очень важные вещи. Это были какие-то необыкновенные наставления о том, как надо жить, ради чего жить и почему жить…
Странным образом Майкл спустя многие годы пытался вспомнить о том, что же такое говорил ему отец, но так и не мог – всё позабылось. Осталось только впечатление о важности и необыкновенности тех событий.
Во время первых просмотров фильма я этому моменту почему-то не придал особого значения, а только сейчас понял: в нём таится ключ к пониманию всего сюжета!
Я удивился: почему я тогда пропустил эту мысль в фильме, просто отключил её от своего сознания, а только сейчас заметил?
Должно быть, стал умнее и опытнее…
И всё-таки странно: вот я, например, всё отлично помню то, что мне говорили в детстве родители, а Майкл почему-то не запомнил. И ещё: мои самые ранние воспоминания относятся к местности, которая представляется мне лучшею частью поверхности Земного шара – это Курильские острова: океан, скалы, ущелья, горные реки, необычная растительность. Мне есть, о чём вспомнить и есть, от чего почувствовать сладкую боль: это очень далеко, и на совершение поездки в местность моего раннего детства у меня просто не найдётся денег.
У нашего же героя всё совсем не так: садись на машину и езжай в свою любимую местность, которая всегда под боком.
Но что это за местность? Что там такого необыкновенного?
И вот это – самая загадочная часть всего фильма!..
Любимая с детства местность у Майкла выглядит так: какие-то холмы и горы, покрытые песком и редкими пучками выжженной на солнце травы. И ни капли воды. Местность эта ему представляется в красном цвете. Строго говоря, это ад. Или что-то похожее на него.
Ничего себе! Мне остров, на котором я жил, представляется раем, потому что там очень красиво, а Майклу местность его детства кажется чудом, потому что она похожа на ад! Что-то здесь не то… В этом аду отец давал ему какие-то важные наставления, но Майкл не запомнил – какие именно…
О чём были эти наставления? Попытаюсь представить себе их:
– Может быть, о том, что из ада нужно выбраться?
– Или о том, что ад – это настолько хорошо, что из него не надо никуда выбираться. Надо оставаться в нём?
– О том, что из ада можно и уйти, но никогда нельзя забывать о нём, ибо он – высшая ценность и мерило всему на свете?
Даже и не  знаю, что ещё можно предположить…
Ну и теперь Майкл живёт-поживает, и у него всё хорошо.
Между тем, это ему только так кажется. На работе у него есть друг по имени Крэг. Это тоже врач, но не столь успешный. Майкл знает, что Крэг нюхает кокаин и занимается любовью и с женщинами, и с мужчинами – с одинаковою лёгкостью. Рядом с ним постоянно находится его любовник – негр совершенно ненормальной внешности и с ненормальным поведением.
Но наш Майкл дружит с Крэгом, хотя и не одобряет его образа жизни. Крэг пристаёт к Майклу, но не очень настойчиво, а тот отмахивается от него и говорит: ты, конечно, друг нашей семьи, но это уже лишнее. А Крэг и не настаивает – он добродушен: приходит к ним в гости, шутит, болтает, играет с дочерью Майкла…
Н-да. Читал я отзывы об этом фильме. Какой-то ценитель искусства пишет: триллер. Другой бессвязно бормочет: драма, эротика. Третий пишет: до чего же интересный фильм в плане обличения аморальной жизни в Калифорнии; американцам там и в самом деле ничего не стоит принять наркотик и под кайфом сесть за руль машины… Читал и другие отзывы – тупость беспросветная. Мрачно – как в той безводной долине. Никто ничего не понял.
Но я продолжу. К жене Майкла приезжает из Англии её младшая сестра Маджента. Там она воспитывалась в каком-то закрытом от мира интернате и вот теперь вернулась к старшей сестре, которую не видела уже очень много лет.
Эта Маджента ведёт себя как-то очень уж странно и чем-то напоминает робота. Она никогда не улыбается, и начинает целенаправленно приставать к Майклу. И говорит при этом как заведённая: я тебя люблю, я тебя люблю, я тебя люблю... И вот Майкл, который до этого никогда не изменял своей жене, впервые изменяет ей!..
А потом жена всё узнаёт, приходит от этого в необыкновенное волнение и даже в ярость, садится в машину со своею дочерью и куда-то мчится.

И разбивается насмерть. Вместе с ребёнком.

И Майкл хоронит обеих и остаётся один на один с Маджентою. И теперь-то он может спать с нею сколько угодно и – не опасаясь жены. Казалось бы: ну ты же хотел? Вот тебе то, что ты хотел! Молодая Маджента – твоя! Живи и наслаждайся новым вариантом жизни!
Нет, он опять недоволен! Маджента ему говорит: люблю, люблю, люблю, а он её один раз - так даже и побил сильно. Разумеется, она ему в ту же секунду всё простила, потому что она таинственным образом просто помешалась от любви к этому Майклу…
И тут-то вся правда и выясняется для нашего героя: оказывается, его покойная жена непрерывно, буквально ежедневно, изменяла ему с гомосексуалистом-бисексуалом Крэгом. Она и дочь свою родила от него, и это подтверждено анализами: девочка родилась от Крэга, а не от Майкла! При этом покойная жена и мысли не допускала, что муж имеет право вести себя так же. Ей нравился именно такой расклад: она спит с наркоманом, развратником, гомиком и подлецом Крэгом и безумно любит именно его, но повисла на шее у Майкла, потому что тот её может хорошо содержать. Крэгу это тоже очень нравится: подкинул своего ребёнка другому мужчине и смотрит со стороны, как тот всю душу вкладывает в этого ребёнка и в эту женщину.
Фактически Хелен и Крэг – это законченные негодяи, попросту монстры. И дочь, которая родилась от их связи, никем другим не может вырасти, кроме как монстром. Это три чудовища, три сатанинских отродья!
А кто такая Маджента?
Это ангел.
Образно говоря, она посланница самого Господа Бога. Тот как бы сказал ей:
– Я тебе приказываю: сойди на землю и сделай этого бедного Майкла счастливым! Вызволи его из той беды, в которую он попал.
И Маджента делала именно это – пребывая в должности ангела, выполняла волю Божью.
То, что эта чудовищная Хелен со своим выродком разбилась на смерть – это был подарок Майклу от самого Господа Бога, который как бы сказал:
– Я помог тебе. Что тебе ещё нужно?
Но Майкл, хотя и хороший парень, но он привык потреблять только готовую продукцию – если Господь Бог сделал ему подарок, то он к этому подарку обязан был приложить инструкцию по применению.
А Господь Бог не приложил к Мадженте никакой инструкции. А без инструкции американец, даже и очень хороший – жить не может. Видимо, в той мрачной и безводной долине отец Майкла дал ему какие-то такие наставления к последующей жизни, что они подразумевали, только кровавый исход…
Узнав правду о жене и Крэге: Майкл убивает Крэга, а попутно и ещё какого-то другого гомика из числа его друзей, садится в машину и вместе с Маджентою мчится в ту самую Адскую Долину. За ними гонится полиция.
Майкл берёт пистолет и застреливает сначала Мадженту, а потом собирается и себя застрелить, но тут выясняется, что в пистолете больше не осталось патронов. Его ждёт позор, суд, тюрьма, электрический стул…
И на этом фильм заканчивается.
О чём он – вот в чём вопрос?
Проклятые американцы зажрались – это совсем не то.
Тут другая мысль: явление Мадженты и устранение жены – это был подарок от Господа Бога. Далеко не каждому в жизни достаются такие подарки, когда человек вляпался во что-то страшное и безысходное. Надо было понять это и не требовать от Господа Бога дополнительных инструкций! Не нужно унижать его до такой степени! Он тебе сделал добро – пойми это и правильно оцени. И возблагодари за это.
Но, ежели тебе был дан шанс, а ты им пренебрёг… Тогда что делать?
Если ты такой дурак, то тогда и погибай. Туда тебе и дорога – в позор и смерть!
Но почему же Майкл такой хороший-прехороший, а такая злая участь ему выпала?
А потому, что всему виною его отец. Это он давал сыну плохие жизненные наставления, а тот не понял, как нужно поступать. Особенно в тех случаях, когда сам Господь Бог уделяет тебе по какой-то причине своё царственное внимание.
Американские отцы дали плохие наставления своим детям, а те, хотя и обласканы Богом, но не знают, как этим божественным милосердием распорядиться. Это были плохие отцы! А у тех плохих отцов были свои недостойные отцы – вот о чём фильм. Это позорная и порочная нация, и её нельзя исправить...

Лично я вспоминаю про своего отца с благодарностью. Он весь бы погружён в воспоминания о минувшей войне, общался со мною редко (мог бы и побольше!), но наставления давал правильные.