Военная история моей семьи

Надежда Пиастрова
           День Победы в Великой Отечественной войне - самый дорогой и величест-
     венный праздник, объединяющий все поколения москвичей, всё российское обще-
     ство. В эти дни мы чествуем и поздравляем наших ветеранов, склоняем головы
     перед памятью павших. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война.

           Я человек послевоенного поколения, родилась в 1948 году, поздний ребё-
     нок в семье. Так сложилось, что мои родители Максимова Мария Варсонофьевна
     и Кизякин Алексей Васильевич в 1937 году согласно плану реконструкции горо-
     да Москвы переехали из центра города в посёлок Кузьминки Ухтомского района
     Московской области (в настоящее время район Рязанский ЮВАО города Москвы).
     С ними переселились бабушка и дедушка по папиной линии. Маме было 30, папе
     33 года, когда началась война. Бабушке и дедушке было за 60, а папа пошёл в
     военкомат, он рвался защищать Родину, но на предприятие, где работали роди-
     тели была наложена бронь, а затем последовала эвакуация в город Томск.

           Бабушка рассказывала, как немцы изматывали жителей бомбёжками. Бомбы,
     которые назывались "зажигалками", сыпались дождём на посёлок. Одна такая
     попала в наш дом ещё до отъезда родителей, папа схватил свой новый плащ и
     бросился на чердак тушить бомбу, он потом рассказывал, какое жуткое чувство
     испытал от того, что не может остановить ужас надвигавшихся военных действий 
           К сожалению   здания посёлка, по свидетельству очевидцев, были слабо
     подготовлены и не имели средств для тушения пожаров. Тушили с помощью песка,
     вёдрами с водой, сбивали огонь лопатами, закрывали одеялами.

           В конце войны родители вернулись из эвакуации, а вот мамин родной
     брат воевал в лётных войсках и для него война закончилась в мае 1945 года.
     Мой крёстный дядя Максимов Николай Варсонофьевич и его жена Зинаида Иванов-
     на всю войну прожили в Воронежской области в воинской части города Борисо-
     глебска.Дядя Коля с детства мечтал быть лётчиком и мечта сбылась.Тётя Зина
     всегда хотела быть врачом, окончила медучилище и на фронте была военным
     фельдшером.Когда я была ребёнком, очень любила рассматривать ордена и меда-
     ли своих родственников, тогда ещё не придавая семейным реликвиям особого
     значения, а они, люди скромные, многого не рассказывали- тяжело было вспо-
     минать военное время.

           Бабушка и дедушка по маминой линии (дедушка воевал на фронтах первой
     мировой войны) тоже были люди скромные и молчаливые. Но вот одна история
     военных лет пересказывалась неоднократно. Боевой лётчик, серьёзный дядя
     Коля принял роды у своей жены в землянке, она как медик ему подсказывала и
     мой двоюродный брат Володя появился на свет в боевом 1942 году.
           Я люблю смотреть семейные фотоальбомы. Фотография мая 1945 года осо-
     бенная, там мои близкие родные собрались вместе, они худые, измождённые,
     но лица светлые: это лица победителей. Одни были на фронте, другие ковали
     победу в тылу. Победа далась дорогой ценой.

           Как-то в школьные годы папа взял меня в местную командировку на один
     московский завод( папа был инженер-изобретатель и его приборы использова-
     лись на этом заводе).Тогда я спросила, что он делал в эвакуации в Томске
     и папа просто ответил :"Работал". Медали родителей "За доблестный труд в
     Великой Отечественной войне" и "За успехи в народном хозяйстве СССР" хра-
     нятся в моём семейном архиве. Я горжусь, что моя семья внесла пусть малую,
     но лепту в великую победу.

                2015 год - очерк напечатан в районной газете
                "Деловой ритм"