Сказка об Алтае

Валерий Неудахин
   Здравствуй, дружок.

   Есть на земле удивительное место. Горная страна Алтай. Высокие горы, чистые реки, удивительные деревья и животные проживают здесь. Ты хочешь услышать сказку о том, как появилась эта страна?

   Тогда слушай.

   Жил на белом свете дракон. Маленький и добрый, совершенно безобидный. У него даже имя было интересное, ласковое – Дельбегень.  Полный и кругленький, милый, лапки еле доставали до земли и он передвигался смешно, задевая брюшком за почву. За ним всегда оставался видимый след, понятно было, куда дракон пошел. Шкурка мягкая, светлая. Глаза зеленого цвета сияли, излучая добро. Он не говорил, а словно мяукал и любил ластиться к окружающим. Все вокруг удивлялись: «Как можно дракону быть таким добрым?».

    Когда он стал подрастать, характер его испортился. Видимо в детские годы это сказочное животное недолюбили. Где это видано – любить такое существо? Ведь это все ж таки дракон. Хоть и маленький. Ушел Дельбегень далеко на Север и стал жить в одиночестве в царства снега и вечного льда. Один подрастал, становился все больше и опаснее. Шкура задубела и стала толстой и прочной. По всему телу появились наросты, словно каменные шипы торчали во все стороны. Зубы выросли, стали большие и острые, могли разгрызть любое толстое дерево, расколоть любой большой камень. Стал огромным и неуклюжим. Повернется вокруг своего хвоста и по всей земле грохот стоит, трясется земля от таких движений. Набрался силушки, а ума не всегда хватало.

   И принялся он мстить окружающим за недостаточно доброе отношение к себе.
Откроет охоту на  большую рыбу, ловить ее начинает. А на ней располагалась Земля. Наклонится рыба вправо или влево и наводнение начинается на поверхности. Все страдают: люди, животные, растения. Водой смывает жилища, скот. Не получается домашних животных пасти, охотиться на диких животных. И уходят люди туда, где теплее. К родному очагу долго не возвращаются. И стоит земля голая и неухоженная.
То соберется с силами громадное чудище и двигается на Юг. И с собой несет холод, лед да снег. Разве может что-нибудь расти в лютую стужу? Дракон куражится над всем живым и любуется своим могуществом.

   Поселился как-то в этом месте хан Алтай. Семья у него дружная и большая. Детей много в семье. Рук рабочих хватало на все дела: построили большой аил, дом круглый. Пасли скот, охотой и рыбалкой занимались. Все у них на первый взгляд хорошо. Дочери, как лебедушки: стан гибкий, косы длинные, фигурки словно литые. Глаза – черные, как омуты глубокие в речной тиши. Сыновья сильные и смелые, неуловимые, как ветер в чистом поле. Любого коня на скаку остановят, оседлают и ведут табуны за собой. Взяли дети лучшее от своих родителей, особенно любовь к труду. Бережное отношение к земле на которой жили.

   Но не все ладно. Из зависти принес Дельбегеню кто-то слух: как подрастут сильные и смелые сыновья Алтая, то пойдут на войну с драконом и убьют его. Задумался монстр,  что делать? Пока дети не подросли, чудище решило избавиться от них. И пользуясь могуществом своим пошло вновь на Юг. С собой взяло холод, снег и лед. Началось на Земле Великое оледенение.

   Хан Алтай быстро сообразил что нужно предпринять. Он не мог всю семью вести в теплые края. И пошел на военную хитрость, спрятать семью решил.  Потому превратил четырех своих дочерей в большие горы, укрыл их под травой и деревьями, чтобы не приметил их дракон. Только озера, как глаза в небо смотрят и отражают мир. Два сына гордыми были и не пожелали, чтобы их прятали. Превратил их отец в две скалы. Пусть стоят утесами на пути чудища. Крепкие и надежные, да молоды еще. Любимую жену с двумя малыми дочками отправил на юг, чтобы не хватило сил у Дельбегеня дотянуться до них. Сколь могуч  бы не был страшилище, и у него силы предел имеют.
Управившись с делами, хан Алтай отправился на небо, к верховному богу Ульгеню, рассказать о неблаговидных делах страшного дракона. Приглашен и обласкан был за дары богатые., помощь была обещана в борьбе с чудищем. Сели чай пить, с травами и с медом. Да засиделись, время незаметно пролетело.

   За это время страшный дракон окутал холодом Землю. Ударил ледяными торосами по двум утесам, что на пути стояли. Выдержали скалы удар, с места не сдвинулись. Четыре большие горы расчесал ледниками, всю растительность с них снял, но не догадался, что это дочери Алтая. Увидел жену хана и погнался за ней, да она вовремя превратилась в большую гору и застыла трехглавая. Одна голова ее, а две поменьше – дочек маленьких.

   Долго бесновался дракон, извел все живое. Наконец устал и вернулся в свое  логово на Север. Поняло чудище, что не совладать ему с дружной семьей. Затаилось в белом безмолвии.

   А хан Алтай напился наконец чаю и обговорил все дела с Ульгенем, поблагодарил за помощь, что ушел дракон. Вернулся на Землю и ничего не узнает. Вся местность бороздами покрылась, как лед отступал. Камнями обсыпана, что отрывались от скал и вместе со льдом двигались.

   Начал кликать Алтай жену свою. Зовет – дозваться не может. Наконец обратил внимание на трехглавую, самую высокую гору. Вся вершина льдами и снегом укрыта. Понял хан, что это жена его, обратился к ней с добрыми и нежными словами. Да только долго под холодом она была и не смогла проснуться, осталась под царством безмолвия. Проронила слезу и покатилась она на Север в царство вечного льда, а с матерью и дочери заплакали. Так и бегут три реки с трехглавой горы: Катунь и притоки ее: Аккем и Аргут. Назвал народ гору: Уч-Сумер- трехглавая. На вершину эту священную людям даже смотреть запрещено.

   Расстроился хан Алтай, что не смог уберечь семьи своей и рассыпался по земле горами и камнями. Место это отныне называться – Алтай. Что значит – Золотой.
После этой истории стали горы заселяться людьми. Шесть больших родов появилось здесь. Первый из народов – теле-уут, телеуты значит. Переводится, как «стройнушка». Облюбовали они себе место в долинах Белокурихи.

   Другие нареклись - теле-сой, телесы. Живут вокруг Телецкого озера и кличатся «толстушки». Кума-най, «худышка или лебедушка». Это народ – кумандинцы. Четвертый – теле неет, то «пампушки». Теленгиты выходит.

   Сыновья дали название  двум народам: от имени своего повели род. Тод – тодоши, Кып – кыпчаки. Братья родные, а характер разный. Тодоши домоседы и никуда с Алтая не уйдут, а Кыпчаки – ветренные, не ходят, а летают по земле.

   Так расселились люди по горной стране.

   И подумалось людям: если бы в детстве дракона никто не обижал, жили бы все в ласке и любви, то и беды такой не было бы.

   Дельбегень пристыжен был верховным богом Ульгенем. Затаился во льдах, случая ждет. Если народ на Земле плохо себя ведет: животных истребляет, деревья рубит, мусор разбрасывает, - то шевельнется Дельбегень, заденет рыбу. Та повернется и приходит на Алтай наводнение.

   Задумайся народ, хорошо себя на Земле вести нужно.