Если вы ждёте добрые перемены

Валентина Куршина
Вере через месяц должно исполниться пятьдесят девять лет.  Эта дата и радовала (ещё не шестьдесят), и откровенно пугала. Через каких-то четыреста  дней она разменяет седьмой десяток, а это уже серьёзно. Самая  близкая подруга Тамара любила повторять: «Представляешь, мы с тобой  сейчас едем с ярмарки. Почти все радости остались в прошлом,  и всё ближе последнее пристанище».

Вера сердилась:
-  Умеешь ты тоску нагнать. Ради бога, не надо ничего говорить про последнее  пристанище. И так на душе тошно. С Виктором постоянные проблемы. Просто ума не приложу, что делать. Хочется каких-то добрых перемен, а откуда их ждать?

Женщины пили чай на маленькой Вериной кухне. Вера была полной, но ещё вполне привлекательной,  яркой шатенкой.   Полнота ничуть её не портила, даже наоборот придавала некий  шарм. По крайней мере, морщинок на моложавом  лице   почти не наблюдалось.

Мудрая Тамара философствовала:
-  Ты уж определились, чего больше хочешь – тонкую талию или гладкую рожу. В нашем возрасте надо выбирать что-то одно. Я лично предпочитаю гладкую рожу. А что за проблемы с мужем? – подруга с удовольствием уплетала пирог с капустой, который  Вера купила  в фирменном магазине  «Штолле».  - Молодцы, такое классное тесто делают, от домашнего не отличишь.   

-  Бери ещё кусочек, вон их сколько. Хотела Виктора побаловать, а он опять не ночевал дома.  К матери в деревню уехал, но я звонить принципиально не буду.  Взял моду, чуть что не так, сразу к своей мамаше намыливается. А то ему не всё равно, где лежать – дома на диване или в деревне на лавке. Лодырь тот ещё!  Ведро мусорное не допросишься вынести, - Вера тяжело вздохнула.

С Виктором вместе они прожили тридцать три года, как в сказке. Когда-то она увидела на берегу речки молодого стройного парня, чем-то неуловимо похожего на артиста Вячеслава Тихонова, который ловко играл в волейбол. Увидела и влюбилась. Да только ничего от того Тихонова  в помине не осталось. Тихонов с годами только хорошел и мужал, взять хотя бы его роль в «Семнадцати мгновениях весны».  Сильный, волевой, умница, переиграл всех своих врагов. А её Виктор постепенно  превратился в лысого и пузатого ворчуна. Ещё пока работал, противный характер не так явно проявлялся, а как на пенсию пошёл, совсем стал невыносимым.  Ко всему придирался – то борщ недостаточно красный, то чай не очень  горячий. И пошло-поехало.
 
Хорошо,  наконец,  устроился работать охранником гаражного кооператива. Сутки работает, двое дома. Теперь хотя бы раз в три дня Вера отдыхала  от мужниного  занудного ворчания.

-  Никуда твой благоверный не денется. Ему когда на работу? – Тамара с аппетитом уминала уже третий кусок пирога.
-  Послезавтра.

-  Вот после послезавтра явится  как миленький. Не огорчайся, подружка, давай  сегодня куда-нибудь сходим, раз его дома не будет.  Воспользуемся счастливым случаем.  Сто лет в театре не была, а у меня новое платье. Надо же его где-нибудь выгулять, себя показать, на других посмотреть. А то в старости и вспомнить будет нечего!

-  Ну, не знаю. Что-то не хочется никуда идти. Подожди, чайник поставлю,  вода совсем остыла. Мой бы сейчас целый скандал закатил.
Тамара начала заводиться:
-  Чего ты Витьку всё время вспоминаешь, он очень о тебе думает? Уехал и забыл, а ты всё-таки законная жена, волнуешься из-за этого идиота. Ещё что ли кусок съесть? – Тамара внимательно смотрела на остатки пирога.

-  Мне не жалко, но опять будешь ныть, почему тебя вовремя не остановила.
-  Ладно, прячь пирог в холодильник. Вера, я тебе хотела показать объявление в газете. Насчет знакомств. Я всё-таки не теряю надежду встретить нормального мужика.  Как говорится, битому неймётся.  Одно объявление  меня приятно поразило. Пишет, слушай, дядьке 60 лет, хочет познакомиться с сорокапятилетней образованной обеспеченной и т.д. Главное, что меня умилило, «женщинам, имеющим дачу, просьба не беспокоиться».  Я прямо хохотала до колик. Правда, юморист? Завтра буду ему звонить и свидание назначу.

-  Так ты как раз не попадаешь под его стандарты. Во-первых, тебе не сорок пять, во-вторых, у тебя громадный участок с двухэтажным домом.  Не звони и не позорься, - Вера стала убирать со стола.

-  Что не сорок пять, он сразу не догадается. И про дачу я тоже пока промолчу, а там посмотрим. Может, он сам мне не понравится. Мне тоже абы какой не нужен, я себе цену знаю.

Прошло несколько дней. Как и предсказывала Тамара,  после очередной смены Виктор вернулся домой и как обычно завалился сразу спать. Женщина  решила не выяснять, где муж  провёл свободные дни. Но вечером случилось нечто непредвиденное.   Виктор собрал свои вещи в чемодан и сообщил, что уходит к другой, которая в отличие от Веры понимает и ценит его мужские достоинства. И эта другая -  её хорошая знакомая, бывшая  одноклассница и  даже свидетель на их  свадьбе.

Вера не верила своим ушам.
-  Ты уходишь к Нинке? Этой крашеной селёдке?
-  Никакая она не селёдка, - с обидой в голосе парировал супруг (или уже надо говорить «бывший супруг»), - а очень порядочная и интересная женщина. Чтобы было всё ясно, я все эти дни провёл  у неё. Так что решение моё окончательное и бесповоротное.

-  А что мы скажем Никите? Они скоро приедут  на мой день рождения.
-  Сын уже взрослый, он всё правильно поймёт. Ты пока ничего не сообщай ему, я сам всё постараюсь объяснить. Потом.

Громко хлопнула входная дверь,  и Вера осталась одна. Она некрасиво скривила лицо, собираясь заплакать. Из пышной груди вылетели глухие звуки, но слёз почему-то не было. И если сказать  откровенно, плакать не получалось да и не хотелось.
«Кажется, у меня начинается новая жизнь,  - подумала Вера и обвела глазами пустую квартиру.  – Теперь я буду одна. Как Тамарка, как Лена из восьмой квартиры. Да таких одиночек полным-полно, и все как-то живут, не умирают…» 
Мысли тяжелым комом ворочались в голове. Женщина легла на освободившийся диван и уставилась в телевизор. На экране красивая и модная Надежда Бабкина рассказывала о своём творчестве.
 «Вот молодец, с каждым годом выглядит всё лучше и моложе. Мужика себе нашла молодого и совсем по этому поводу не комплексует». Постепенно мысли стали путаться, перескакивая одна через другую, и Вера задремала.

На следующий день позвонила Тамара:
-  Пришёл твой ненаглядный?
-  Тома, представляешь,  он меня бросил. Собрал свои вещи  в чемодан и ушёл. Держись за стул, знаешь к кому? К Нинке Захаровой, – Вера с удивлением прислушивалась к сатирическим ноткам в своём голосе. Самой не верилось, что ей до такой степени всё безразлично.

-  Ну и ну, - Тамара была искренне озадачена. – Ты там в порядке?
-  Да в порядке. Даже плакать не хочется.

-  Вот и ладненько. Хочешь,  я к тебе прибегу? А то не плачешь, не плачешь, да как сиганёшь из окна… Жди, через полчаса буду.

Ох, уж эта Тамарка, скажет же такое. Вере даже в голову не пришло, что из-за ухода мужа она может лишить себя жизни. Их отношения давно и как-то совсем незаметно  перешли в новую неприязненную стадию. Жили рядом как бы по инерции, она готовила еду, ходила по магазинам, убирала квартиру,  стирала, а он … Что же делал он? Работал, конечно, но на этом его участие в жизни семьи заканчивалось. Дачи у них не было, машины тоже, так что у Виктора особых мужских забот не наблюдалось. По вечерам почти не разговаривали. Он, полёживая на широком диване, любил смотреть спортивные передачи и новости, она на кухне, занимаясь  готовкой еды  и мытьём посуды,  смотрела  душераздирающие сериалы или развлекательные шоу. И так день за днём, от скуки хоть волком  вой.
 Иногда она начинала фантазировать, представляя себя в роли  сериальной героини. Но только героем её грёз был отнюдь не Виктор, а кто-то другой. Она и сама не знала, кто это может быть. Возможно, когда она поедет к сыну, в купе рядом окажется интересный и порядочный мужчина. Они разговорятся, как это обычно бывает в пути с незнакомыми людьми. И он поймёт, что всю жизнь хотел встретить именно  такую женщину,  как она. Потом они увидятся  где-нибудь в кафе  и до первых звёзд будут  гулять по дорожкам  парка.  И говорить, говорить…  Дальше этих событий она ничего  представлять уже не хотела. Возможно, не хватало фантазии, возможно,  кардинально менять  свою жизнь не входило в её  планы.

Тамара  своим приходом внесла в унылую атмосферу малогабаритной квартиры  шум и суматоху.
-  Я с собой коньячок прихватила, давай по пятьдесят грамм для поднятия настроения. Молчи, тебе надо обязательно выпить для снятия стресса. Верунь, мне даже неловко, но всё равно хочу тебе рассказать. Я вчера с претендентом на семейную жизнь встречалась, - Тамара налила в хрустальные рюмки  принесённый коньяк. – Такой мужик классный, зовут  Юрий  Леонтьевич. Так что буду за него биться. С дачей пока затаюсь. Уже договорилась с соседями, они мои  грядки будут поливать и газон постригут.  А знаешь, почему ему дача не нужна? Он заядлый рыбак, все выходные проводит где-нибудь на воде. В эти выходные поеду с ним, он меня пригласил.

-  И что ты будешь на этой рыбалке делать? – Вера осторожно пригубила коньяк, зная, что с подругой лучше не спорить. Всё равно заставит выпить.

-  Как что?  Рыбу буду ловить. Я сказала, что тоже обожаю рыбалку. Так что у меня  полный порядок. Рыбка уже захватила наживку, и нужно дождаться подходящего момента, чтобы её подсечь. Тут главное не спешить, а то можно всё испортить. А вот что с тобой делать? – Тамара задумчиво крутила  стакан  в своих длинных пальцах с ярким маникюром, потом решительно тряхнула головой.  - Сейчас свою судьбу устрою и возьмусь за тебя. Ты у меня просто  красотка,  мужики штабелями будут лежать у твоих ног.  Но Нинка меня удивила, вот  стерва. Форменный суповой набор, лицо как печёное яблоко, а туда же. Мои мозги категорически отказываются это понимать.  Сколько же  у неё мужей  было? Только три официальных брака, а уж  гражданских – пальцев на руках не  хватит.  Витька твой козёл настоящий,  раз на такую б…  позарился. Вер, ничего, что я так говорю, а то, может,  ты переживаешь?

-  Переживаю только из-за сына. Он с Настей и Ванюшкой  должны на мой день рождения приехать. А тут такой от отца подарок! Так что насчет «козла» ты правильно заметила. Просто обидно, а в остальном всё нормально. Ты не поверишь, но мне стало даже  спокойнее.  И диван теперь в полном моём распоряжении, буду бока отлёживать, - Вера грустно улыбнулась.

-  Послушай, не кисни, подруга. Ты хотела добрые перемены, я тебе их обеспечу. Дай только с собой разберусь. Кстати, я уже придумала, что подарю тебе на день рождения, - эта мысль только что пришла в голову энергичной Тамары  и очень ей понравилась. – Мы поедем куда-нибудь за границу. Я давно мечтаю побывать в Праге. Говорят, это такой красивый город, полный старины, вкусного чешского пива и жареных колбасок. Собирайся, сейчас же поедем оформлять тебе загранпаспорт.

-  Том, я так сразу не могу. Во-первых, нужно сфотографироваться, а у меня на голове черт знает  что… Да и настроения нет.

-  Ясно, что с такой головой фотографироваться не будем. Мы зайдём сначала в парикмахерскую. Мне тоже нужно причипуриться перед предстоящей рыбалкой, а то клёва не будет, - Тамара от души засмеялась. -  Нет, нет, никаких отговорок, даже слушать не хочу. Вперёд к новой жизни.

Здоровый  оптимизм подруги действовал на Веру, как наркотик.

Прошло  чуть больше месяца.  За это время случилось много всякого. Приезжал сын с женой и сынишкой, который  на следующий год пойдёт в пятый  класс. Скромно отметили  Верин день рождения в кругу семьи. Из друзей были соседи, Люба с Сергеем, и верная Тамара.  Виктор  в начале торжества посидел со всеми за столом, потом долго разговаривал с сыном на кухне. Вера с тревогой прислушивалась, но ничего не было слышно. Наконец  глухо стукнула входная дверь, и Никита  один вернулся в комнату. Растеряно развёл руками:
-  Не ожидал я такого от отца. Просто аут какой-то…Мамочка, не расстраивайся, мы тебя никогда не бросим. Будешь с нами жить.

Тамара не дала ему договорить:
-  Да я вашу мать  замуж ещё выдам. Так что лет двадцать живите спокойно, никуда её забирать не надо. А там посмотрим. Предлагаю тост за надежды на добрые перемены!
 
Все  одобрительно зашумели и дружно сомкнули свои бокалы.
Вера постепенно привыкала к  новому статусу свободной женщины.  Забот и дел заметно поубавилось. Когда-то в молодости Вера очень хорошо шила и сейчас с удовольствием перешивала и обновляла свои старые наряды. Даже соседки во дворе, по вечерам  сидевшие на лавочке, дружно отметили, что женщина заметно похорошела.
 
Наконец наступил долгожданный день получения загранпаспорта. Вера уже собиралась выходить из квартиры, когда  резко звякнул  дверной звонок. На пороге стояла разлучница Нинка со знакомым  чемоданом. Она  оттолкнула оторопевшую Веру и решительно шагнула в прихожую.

-  Я вещи Виктора принесла. В больницу он  попал, вчера вечером скорую вызывала. Инсульт у него. Мне за ним ухаживать нет никакого резона. Всё-таки он твой муж, а мы  вместе прожили всего ничего… Теперь такой хомут на всю жизнь. Нет уж, увольте. Я записала,  где он лежит, бумага в чемодане сверху. Ну вот, кажется, всё сказала. Прощай, - Нинка вышла, громко хлопнув дверью.
 
От этого грохота Вера вздрогнула и очнулась. Только сейчас до неё дошёл ужасный  смысл всего услышанного.
И она неожиданно для себя заплакала. Слёзы без устали лились из её глаз. Она плакала  о себе, о своих обидах и разочарованиях, о несбывшихся надеждах на добрые перемены. Наконец успокоившись, Вера ополоснула лицо холодной водой. Из овального зеркала над раковиной на неё смотрела  почти незнакомая женщина с опухшими красными глазами.
«Вот и всё, Вера, - подумала она, - не будет никакой Праги, никаких поездок к сыну или летом  к подруге на дачу, новых  интересных встреч.  Теперь будет совсем другая жизнь.  Самое печальное, что непутёвая Нинка  права. Это мой  крест на всю оставшуюся жизнь, тут уж ничего не поделаешь».
 На минуту ей стало стыдно, что за всё время она про Виктора даже не вспомнила, а думала только о себе.  Вера представила, как он неподвижно лежит на больничной койке, и обыкновенная бабья жалость острой иглой кольнула в самое сердце.
А если бы с ней такая беда случилась, как бы повёл себя неверный муж? Вряд ли  по первому зову бросился в больницу.  Но  сейчас ей  хотелось вспоминать только хорошее, ведь его было  немало за  долгие годы их совместной жизни.
 Вера подошла к шкафу и достала старый семейный альбом. Как давно она не перелистывала чуть пожелтевшие от времени листы. Вот их первый совместный отдых в Гаграх через год после свадьбы.  Виктор сильной рукой обнимает её за плечи, а Вера такая юная тоненькая и счастливая…Вот они с маленьким Никиткой в парке аттракционов…Снимки с выпускного бала сына.  Никита на полголовы выше Виктора, такой же широкоплечий и стройный, как был когда-то отец.
«Что это я не ко времени смотрины затеяла. Сейчас главное – в больницу», - женщина  заметалась по квартире.
 У порога Вера  чуть не споткнулась о чемодан. Подумала, что вещи  надо перестирать и повесить обратно в шкаф. Вряд ли Нинка содержала их в таком же порядке, какой был у Веры. Потом надо позвонить сыну и подруге.  У Тамары много знакомых, возможно, есть хороший врач. Теперь ей придётся изо всех сил бороться за  Виктора  и надеяться на добрые перемены.