Ек. 3, 18-22 Позит. вывод из негат. рассуждения

Рыжов Александр Геннадьевич
У меня был один большой конспект по концу Ек.3, а сегодня я подошел к этому отрывку по-новому, вот кусочек нового конспекта.

В Ек.3:18-22 есть две общие черты с Ек.2:14-15: 1) сравниваются две группы, находится что-то общее между ними – одна общая «участь»; 2) показывается, что эта участь – смерть.

В первом случае сравнивается мудрый с глупым, во втором – человек с животным. Всех их ждет смерть. И это суета.

К теме смерти Екклесиаст возвращается несколько раз. Одна из основных искривленностей жизни, которая его удручает – это конечность жизни, ее прерывание, которое ожидает в равной степени всех – мудрых и глупых, людей и животных. Это одна из главных составных суеты.

Почему человек смертен? Как мы помним из Ек.7, мир погнут Богом. И в этом частном вопросе тоже. Предел человеческой жизни положен Творцом. И об этом говорит конец Ек.3: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные» (ст.18). Слово «испытал» по-еврейски звучит b;rar. Помимо прочего, это слово может переводиться «отсортировал, отделил» . Посредством смерти, смертности Бог отделил человека от Себя, в этом человек ближе к животному, чем к Творцу.

Смерть – это творение наоборот. При сотворении был взят прах, и из него появился человек, не существовавший прежде; при смерти человек перестает существовать (так пишет Екклесиаст) и возвращается или превращается обратно в прах (Быт.3:19; Ек.3:20). Если взять еще 12 главу, то к этой картине добавляется дух: при сотворении Бог вдохнул в человека дыхание жизни, при смерти дух возвращается к Богу (но в еврейском языке стоят разные слова).

Перспектива резкого обрыва всех земных занятий и проектов расстраивала деятельного и мудрого Екклесиаста.

К какому же практическому выводу он приходит? Это очень интересно. В части выводов он повторяет сказанное ранее дважды. Уже упомянутый фрагмент Ек.2:14-15 не заканчивает эту тему, далее она развивается, а промежуточный вывод делается в Ек.2:24-26. И этот вывод почти дословно совпадает с выводом в 3:22, с некоторым нюансами. А еще этот же вывод повторяется посередине между двумя этими фрагментами – в Ек.3:11-13.

Суть его в следующем: да, все плохо, да, все суета, да, жизнь заканчивается, но если все так – то надо радоваться и наслаждаться. А именно: 1) делами своими и 2) потому что это доля твоя.

Порассуждаем об этом немного. Источник радости и наслаждений – «дела свои». Я показал тематическую связь этого отрывка с предыдущими для того, чтобы сравнить три симметричных или синонимичных вывода. В первом выводе есть важный нюанс, который не выражен здесь: наслаждаться невозможно без Бога и наслаждения или радости эти Бог дает добрым пред лицом Его. Т.е. речь идет не вообще о делах человека, но именно о делах доброго пред лицом Божьим. О добрых, правильных делах – именно они доставляют подлинную или более полную радость.

Кстати, я раньше думал, что ответ на вопрос, заданный в Ек.3:9, отрицательный: «Что пользы работающему от того, над чем он трудится?» (это один из ключевых вопросов книги, он задан в самых первых ее стихах – в 1:3). Но сейчас понял, что Екклесиаст в следующих стихах продолжает свою мысль, и ответ на вопрос девятого стиха записан в 13-м стихе: если человек трудится правильно, то ему будет польза от того, над чем он трудится, Бог даст ему радость и наслаждение.

И еще один момент, возможно, он не так очевиден, а может, Екклесиаст и не подразумевал этого: радость приносят дела «свои». Взрослые дети, живущие за счет родителей, не будут счастливыми, потому что им пора уже «своими делами» заниматься и оставлять инфантильность. При хорошей жене плохой муж не будет радостным, потому что для семейной радости надо делать и свою часть труда по построению отношений. И так далее. Даже в спасении. Нас спасает труд Христа, но вера без дел к подлинной радости нас не приведет. Важно быть занятым делом и своим делом.

И второй вывод Екклесиаста: да, ты умрешь, ты не посмотришь, что будет с твоими делами после тебя, как дети распорядятся твоим наследием и так далее. Не переживай об этом, пользуйся «своей долей». А своя доля – это отмеренное тебе время на земле, это годы твоей жизни, которая должна быть заполнена трудом и активностью, и погружайся каждый день в текущую ситуацию, не витай в облаках, не застревай в прошлом и не мечтай лишнего о будущем. Об этом есть как минимум два упоминания дальше в книге:

• «Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Ек.7:10). Говорить, что в Советском Союзе колбаса и мороженое были вкуснее, а собрания верующих проходили живее, причем начинались эти собрания в четыре или шесть утра, а вот сейчас «богатыри не мы» – не мудро.
• «Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать» (Ек.11:4). Ждать постоянно хорошей погоды для посева или удобных обстоятельств для добрых дел и великих подвигов – не мудро. «Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет» (Ек.11:6).

Надо брать уроки из прошлого и надо смотреть в будущее, планируя его, но при всем этом надо жить в настоящем, пользуясь этой «долей своей».

18.04.2018