Любить человека - творчество Е. Широкова

Людмила Синкевич Волегова
Первая публикация была на моей страничке в Facebook после посещения выставки "Любить человека" - о творчестве Народного художника СССР Евгения Широкова.

Я уже писала, просила прощения, что не было моих публикаций более месяца, хотя тем и материала для публикаций, было достаточно.

Дополнено, откорректировано сегодня.


Накануне сдачи заявки на городской юбилейный конкурс социальных проектов "Город - это мы!", я по приглашению оказалась на выставке "Любить человека!",  на экскурсии великолепнейшего искусствоведа Тамары Дмитриевны Шматёнок!

Я услышала красивую эмоциональную речь, которую не слышала уже много-много лет. Слова проникали в сердце, и я верила Тамаре Дмитриевне, она моего века, она была из ТОГО времени, когда мы "верили в себя", верили в завтрашний день. Нам хотелось быть лучше, образованнее, начитаннее, интересными собеседниками, хотелось увидеть, познать что-то новое, неизвестное. Хотелось идти в театр, библиотеку, в кино - хотелось ЖИТЬ! Мы были с едиными взглядами на жизненные приоритеты - это хорошо, а это плохо. У нас была какая-то своя интересная жизнь, мы находили время на все - на учебу, на работу, на встречи, общение, чтение.

Я слушала историю жизни художника, что-то было новым для меня, что-то я знала - это было МОЕ время, мои интересы молодости.

Примерно минут через 40 общения я почувствовала, что мне легко, куда-то отошли проблемы конкурса, проблемы общения с новыми коллегами, проблемы их интересов.

Я ходила слушала, вспоминая  встречи с Людмилой Павловной Сахаровой, чей прекрасный светлый портрет показывал другого человека - красивую, спокойную, элегантную женщину. А я знала - требовательного педагога.

И почти на всех портретах художника меня поражали руки! Руки выражали мир этого человека, его отношение к жизни. Часто большие, напряженные, какие-то "натруженные" и с большинством таких рук -я чувствовала себя спокойно, это состояние покоя ТОГО, прошлого нашего века.

Я увидела 2 портрета знаменитого Леонарда Постникова, которого я не знала при его жизни, но уже третий год живу проблемами ЕГО детища - этнопарка "История реки Чусовой".

Я ещё не видела этого портрета 1991 года - сколько боли, усталости, какого-то разочарования, и в тоже время силы жизни! Как удивительно автор смог показать все эти грани уникального человека, для которого его выпускники спортивной школы, их успехи, успехи спорта были главными в жизни.

Я брала интервью у многих его первых выпускников в разное время, но все, как один благодарны за воспитание любви к своему краю, своему Чусовому, к преодолению усталости, боли, слезам, главное - это преодолеть, выжить, победить.

У каждого из них были трудные ситуации в жизни, но они вспоминали своего тренера, и выживали, именно выживали (у многих были "не приятные" диагнозы). И продолжают жить! - улыбаясь, вспоминая на встречах СВОЕГО Постникова.
 
Во времена моей молодости мы не знали, что Юлия Друнина была женой художника. Нас ТОГДА интересовали стихи великой поэтессы больше, чем личная жизнь - с кем живет, кто муж. Это сейчас Интернет, страницы СМИ пестрят "грязным копанием в белье" наших знаменитостей, а тогда это было не принято, это было не этично. Не востребовано - по тому времени.

В последнем зале я, наконец, увидела знаменитый цикл художника - "России славные сыны" - потрясающе! Разные лица, не повторяющиеся черты образов великих полководцев, открывателей. Кому что, но я стояла перед картиной 2й Камчатской экспедицией Витуса Беринга, вспоминая, как зачитывалась историей экспедиций, понимая как же тяжело доставались все эти путешествия - северные места, почти 1000 человек, 13 кораблей, север Тихого океана, Аляска, Алеутские и Командорские острова.

Какая сила характера, исследователя изображена в лице В. Беринга! А его соратники изображены тоже с волевыми лицами, одухотворенными внутренним светом: смотришь на них и веришь - пока есть такие люди, "России славные сыны" - ничего не страшно.

Моя жизнь и раньше была как-то "переплетена" с морем, а последнюю половину моей жизни с двумя людьми, любящими море, отдавшими морю бОльшую часть своей жизни. Это сильные духом, сильной воли Человеки. Слабыми такие люди просто не бывают! Море любЯт только сильные духом, а море любит и по-своему "бережет" их. Это мое мнение, мои выводы - я их не навязываю.

Я видела фотографии некоторых портретов из этой серии, но подлинники - просто завораживают! Лицо А.С. Пушкина, я такого изображения поэта не видела никогда - трепетный, ранимый, с какой-то хрустально-тонкой распахнутой душой.

Наши святые - преподобный Сергий Радонежский с какими-то нежными глазами и святой князь Александр Невский со взором и выражением лица защитника; описывать можно все портреты, но это мое мнение - а каждый человек должен посмотреть САМ, увидеть это достояние нашей России, оставшееся нам на этих полотнах художника.

Вот на этих образах, которые я увидела на выставке, и необычный портрет И. Смоктуновского рвущегося, натянутого, живущего проблемами окружающего мира; Е. Капеляна - по-моему мнению, отдыхающего после спектакля, пережившего,  пропустившего через свое сердце историю своего героя, именно - не играющего, а живущего судьбой своего героя; и молодой ученицы Надежды Павловой - хрупкой девочки, задумавшейся, почему же не получается у нее этот элемент в танце? - нам нужно учить наше молодое поколение быть искренними и любить свое прошлое.

А как это сделать, если вот пройдет выставка, 20 апреля закроют, уберут картины, портреты - и ВСЕ...

В таком огромном нашем городе инициативная группа по увековечиванию памяти великого художника Евгения Широкова, не может добиться выделения помещения для пусть не музея, пусть мастерской. Какая разница, как назвать - музей, мастерская, студия - не это важно!

Важна память, память о художнике, который показал историю нашей страны, показал нам свой взгляд на жизнь знаменитых, известных людей!
 
Важно, чтобы были открыты двери для просмотра картин, портретов для наших детей и внуков, чтобы не сидели они где-то и не нюхали бензин, ацетон, не употребляли спиртное, не курили, а приобщались к прекрасному, чтобы изучали историю своей страны, своих предков, чтобы любили свою семью, чтобы почитали своих стариков.

Я ехала домой, какая-то с новой, давно забытой легкостью, с желанием что-то творить, делать. Я вернулась к тому прошлому состоянию - желанию жить, жить интересно. И, вернувшись очень быстро закончила текст описания проблемы проекта, который правила, переделывала первую половину дня.

Эти работы художника дают, какие-то внутренние силы, заставляют поверить, что все еще будет хорошо. ТЫ - сможешь, ты - молодец, ты - умница.
 
Когда я закончила корректировку проблемы проекта и начала писать об этой экскурсии, мне позвонила приятельница, которая час назад вернулась из 6 дневной командировки в Чайковский. Рассказывает и почти плачет: "... представляете, за 5 вечеров не смогли сходить ни в музей, он работает до 17 часов, а выходные дни у музея - воскресенье и понедельник, ни в театр - спектакли только в субботу и воскресенье, ни в кинотеатр. Одни питейные заведения открыты и работают без выходных дней и до позднего вечера.
Хотели хотя бы в командировке вечером сходить, как раньше, в театр, кино, музей. Да, не тут-то было. Ругаем молодежь, а чем им заняться? Это же ужасно так жить!".

Я ничего не смогла сказать ей в ответ. Это наша "теперешняя" жизнь, вот почему многие из поколения ТОГО века, тоскуют по "советскому периоду", когда мы - дети, внуки наших родителей и бабушек, были нужны школе, могли заниматься в бесплатных кружках и секциях, ходить в кино и библиотеки.

Но главное из моей публикации - это все-таки выставка, экскурсия и проблема площадей для размещения экспозиции работ великого художника Евгения Широкова.

Я благодарю Куляпина Александра Сергеевича, предоставившего мне фотографии с вернисажа Евгения Широкова.