Кадуцей 3. Масоны

Алексас Плаукайтис
В престижном пригороде Вильнюса, за добротной кованой оградой, виднелся внушительный двухэтажный особняк жёлтого фигурного кирпича с классической красной черепичной крышей.  Принадлежал дом Крижкальнисам - уважаемой  и известной семье учёных, профессоров старейшего и крупнейшего высшего учебного заведения Литвы - Вильнюсского университета. 
На территории аккуратно постриженная газонная трава, цветочные клумбы, декоративный бассейн. Геометрически идеально выложенные терацевой плиткой дорожки, подсвеченные низкими светильниками на солнечных батареях. А дополнял впечатление достатка, аккуратности и престижности - вход в дом в виде античного портика, на треугольном фронтоне которого присутствовала лучезарная дельта.
 
Смеркалось, и только на втором этаже светились два окна, в стиле средневековья разделённые на мелкие квадраты белыми перегородками. В просторной домашней библиотеке, за большим дубовым письменным столом, на резном высоком кресле, устало восседал  весьма престарелый мужчина и хмурил брови. Его собеседник, молодой человек с беспечным взглядом, расположился в другом конце помещения, за журнальным столиком, удобно устроившись в мягком кожаном кресле.

- Сосредоточься, наконец, и послушай внимательно, хотя бы из уважения к памяти твоего отца, –строго произнёс старик. - Это очень важно, и не только для нашей семьи, но и для всего человечества.
- Ну, вот, опять дед, будешь приобщать меня к гностицизму, синкретике, изотерике и прочему герметизму - тому, во что я совершенно не верю. Ты же знаешь: я грубый конкретик и материалист. Впрочем, уважу память отца, уважу тебя и внимательно выслушаю.

- Как ты знаешь, корни нашего рода уходят сначала в Германию к Розенкрейцам, позже к началу 18 века, в Англию, и связаны с Джеймсом Андерсоном - основоположником символического масонства, автором первой Конституции вольных каменщиков. Все его последующие поколения, включая меня и твоего отца, были масонами и проходили все три степени посвящения: Ученика – это самопознание, саморазвитие и самосовершенствование; Подмастерья – это познание окружающего мира, философия его восприятия, активность в нём; наконец, Мастера – где царствует тематика смерти, основой которой является история о Хираме Абиффе.

- Ну, это я всё в курсе дед, мог бы не рассказывать. Лучше скажи зачем в масонстве столько таинственности и условностей. Совершенствоваться можно в библиотеке, интернете, наконец, на научных конференциях, упражняясь в риторике и доказательности. Зачем устраивать ритуалы, надевать фартуки, облагать себя символами, поклоняться Великому Архитектору Вселенной? Почему у вас нет единого центра, как скажем у католиков, а в каждой стране масонская ложа величает себя Великой, и далеко не всегда дружит с другими ложами? Да даже ритуалы и почитания в разных ложах разные. В общем, какой-то таинственный детский сад для взрослых.

- Ты, Альфред, как всегда, не дослушал, – насупился дед. - Три ступени - это только три градуса постижения Истины, а ступень Мастера имеет ещё 30 градусов совершенствования, и эти градусы преодолевают единицы из тысяч. Высший, 33-й градус Мастера позволяет доверить его обладателю сокровенную тайну, которая пронесена через тысячелетия. Но эта тайна даёт только возможность найти Ключ, отворяющий предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью. Этот Ключ искали тамплиеры и, по некоторым косвенным признакам, нашли, но воспользоваться им не сумели. Перед разгромом своего ордена переправили Ключ в Германию, а уже оттуда, тоже по слабо подтверждённым данным, он попал в Литву, даже точнее в Вильнюс, и ... пропал.   Поэтому-то и был в германской земле Гессен, нашим далёким предком Христианом, создан орден Розенкрейцев – для его поиска.

- Почему ты со мной так откровенен, дед? Первый раз за всё время, а мне уже тридцатник скоро. Я же не масон.
- Опять начну издалека. В Литве, даже конкретно в Вильнюсе,  масонство появилось к концу XVIII века. Представь себе, было несколько лож. Наиболее известная из них - «Прилежный литвин». Именно к этой ложе и принадлежали наши с тобой предки. Но в 1831 году царским правительством масонство в Литве было запрещено.  После этого появились общества филоматов и филаретов, но это было уже всё не то. Ложи не стало, но наш род всеми мужскими поколениями продолжил искать заветный Ключ.  Вот скажи, почему я стал профессором философии, твой отец - профессором истории, а тебя мы определили в физики-ядерщики?
- Откуда я знаю? Мне нравится моё дело, вон докторскую пишу, скоро буду защищать.

- А потому, что наши достижения в профессиях помогают искать Ключ. Твой отец пол-Европы объездил роясь в исторических архивах, и потратил время не зря. Нашёл косвенные подтверждения того, что предмет поиска в Литве, мало того, скорее всего в Вильнюсе. Ведь не зря в середине XVIII века наши предки сюда перебрались. Но ... кое в чём по отношению к масонству ты прав. Оно почти выродилось, а пример для вырождения дали ещё тамплиеры. Процветание ордена вскружило им голову, и они докатились до финансово-коммерческой деятельности, совсем мало внимания уделяя основной своей цели – поиску Ключа Истины. О современном масонстве и говорить не хочется. В мире числится по полуофициальным данным, 4 млн. членов лож. В большинстве своём это люди, считающие себя избранными, проповедующие эзотерику и воздвигнувшие эту псевдонауку на пьедестал своего поклонения. А об основной цели масонов подавляющее большинство из них совершенно забыли. А те, кто помнит, относятся к поискам формально, как к некой мистической традиции. Современные масоны - это надутые индюки кичащиеся своей высокой проникновенностью в познание мира и себя, погрязшие в формальных ритуалах, символах, громких названиях: великая ложа, верховный совет, капитул, ареопаг, консистория и т.д. Потом они подменяют символами суть. Смотри: если они место своего собрания или одеяния украсили, ну, скажем отвесом – символом совершенства; уровнем – символом равенства; циркулем – символом умеренности, и так далее, то тут же возвысились в этих понятиях? Это же чистой воды фетишизм времён язычества. Совершенствование происходит внутри человека за счёт познания мира и правильных выводов, а не вследствие созерцания строительного инструмента.

- Дед, а как же лучезарная звезда на нашем фронтоне? Это же тоже некоторый формализм?
- Этот символ не предполагает человеческого возвышения, тем более, что он появился задолго до масонства и имеет много значений. Во-первых, в большинстве традиционных верований глаз - это символ духовного видения, познания и открытия истины. То есть этот знак подтверждает нашу деятельность – поиск Ключа Истины. Во-вторых треугольник, в христианстве трактуется, как Троица, в масонстве - как единение религий традиционного монотеизма, скажем иудейства, христианства и ислама. Напомню, что масон должен признавать мировой, точнее даже вселенский, порядок, устроенный Великим Архитектором Вселенной. А вот  в каком образе он видит Архитектора, это его личное дело: будь то Иегова, Христос или Аллах - уже частности. Мало того, в своей среде масоны не имеют право обсуждать религиозные темы.

- Деда,  сейчас я догадываюсь, почему вы с отцом не смогли втянуть меня в свои масонские игры. Это потому, что я с самого начала своей сознательной жизни оказался заскорузлым материалистом и атеистом, да?
- Ты прав, внутри тебя с младых ногтей и поныне сидит кто-то, не подпускающий к сердцу Бога.
- Ладно, Бог Богом, но я же признаю миропорядок Вселенной и законы по которым она живёт и развивается.
-Признаёшь, Альфред, но ты не допускаешь в миропорядке вселенский Разум, способный творить непостигаемое.

- Да, не допускаю.  Для человека нет непостигаемого - есть только ещё не познанное. Наука постоянно это доказывает, открывая новые горизонты. И вообще, человек - это венец эволюционного творения, его вершина. А все боги, это только продукт его несовершенного мышления. Говоря прямо – бога, богов создал человек в своём сознании, во время своего несовершенства. Ладно, тут мы во мнениях не сойдёмся. Лучше скажи: в Вильнюсе, в Литве, масоны есть, кроме вас с отцом?

- По некоторым неофициальным данным, в Литве масонство возродилось в 2002 году, состоит из 6 лож, объединяющих 180 членов. Все они формалисты, уделяющие основное внимание ритуалам и условностям. Ни одна из лож не ищет Ключа Познания. Мы же с твоим отцом несли традиции легендарного сообщества, точнее ложи «Прилежный литвин». Ещё 50 лет тому назад нас было 12 человек, все в степени мастера.  Ныне я остался один, так как год назад пропал твой отец. Поэтому я тебе и доверяюсь, так как мне уже под девяносто, и я уже слышу стук в свою дверь костлявой старухи с косой. А мы как никогда близки к цели, причём настало время твоих действий. Отказать деду права не имеешь: слишком долго мы к этому подбирались.
- Хорошо, дед, помогу как смогу. Но только не сегодня, поздно уже. Вон полночь скоро - пошли спать, завтра продолжишь.

К своему удивлению, несмотря на усталость, уснуть Альфред никак не мог. К середине ночи наконец забылся. Снилась какая-то несуразица, даже кошмары. То его, как Лаокоона хотели задушить две огромные змеи, причём змеи и между собой тоже враждовали. Потом трое бородатых звероподобных еврея его избивали какими-то железками, пытаясь что-то отобрать. Упав от побоев на пол, вдруг почувствовал себя маленьким мальчиком, сжимавшим в руках большой ключ, у которого вместо брелка увидел крылышки. От боли и бессилия он уже было попрощался с жизнью, как крылышки  с ключа переместились на его детские сандалии и он взлетел над изумлёнными обидчиками. Те тут же опустились на колени и стали молить  о пощаде.
Проснулся Альфред не отдохнувшим, а наоборот, уставшим, вспотевшим и напряжённым. Так до самого утра и пролежал с открытыми глазами, осмысливая виденное.

После лёгкого завтрака дед с внуком вышли на веранду с чашками кофе в руках. Старик устроился в плетёном кресле, молодой человек прохаживался вдоль перил. Оба молчали. Наконец, Альфред не выдержал и пересказал сон. Старший Крижкальнис пожамкал губами и поставил в известность молодого, что к теме сна они вернутся позже. А сейчас он хотел бы продолжить повествование.

- Так вот, юноша, начну с самого главного, - строго произнёс старик, - тамплиеры всё-таки нашли ключ Абсолютной Истины, но воспользоваться им не смогли. Он просто убивал каждого, кто смел к нему прикоснуться. Поэтому они его бережно хранили, убеждённые в том, что Ключом сможет воспользоваться достойнейший, который возможно ещё не родился. Некоторые утверждали, что это может быть Христос, при возвращении его на землю.
Ты знаешь, что происхождение названия ордена от слова «тампль», что в переводе с французского означает «храм». В Иерусалиме резиденция тамплиеров находилась в храме, переделанном из мечети аль-Акса. Поэтому у них и такое название, или, попросту говоря, храмовники.  К 1222 году они себе уже в Париже, построили новую резиденцию - семибашенный замок и назвали его Тампль. Почему семибашенный, вроде понятно – по числу духов Божьих: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия»(Ис.11:2).
Но не всё так просто. В Новом Завете, в книге Откровение, число 7 используется для обозначения совершенства и завершенности. То есть оно напрямую указывает на Ключ – кадуцей.
А в 1306 году в замок прибыл Великий Магистр Жак де Моле и поселился в главной, самой высокой, башне. Там же с ним и хранилось смертельное сокровище. Но, к сожалению, из-за алчности, подлости и зависти Короля Франции и папы Римского к богатству тамплиеров, Орден был уничтожен.  По какому-то наитию де Моле успел до своего ареста переправить Ключ нашему предку Розенкрейцу с сопроводительной инструкцией. О последующих пятидесяти годах пребывания кадуцея на германской земле у нас сведений никаких нет. Были ли попытки приблизиться к святыне, и какие были последствия, мы тоже не знаем.
Но архивы Европы, разворошенные твоим отцом, нам поведали, что папа Урбан 5-й, реформатор и покровитель образования, весьма заинтересовался неким тщательно скрываемым предметом, находившимся в земле Гессен у Розенкрейцеров. Дабы уберечь святыню от посягательства, она была отправлена на край земли, точнее край христианства вместе с миссионерами, монахами-францисканцами. Напомню, что францисканцы, это католический нищенствующий монашеский орден, проповедовавший бедность, аскетизм и любовь к ближнему. Особенно у них почиталось данное слово, а тем более клятва, принесённая нашим предкам о сохранении смертоносной реликвии и тайны её существования.
Как известно, край христианства находился на востоке и начинался землями литвинов. Туда и направились монахи проповедовать Христову веру, а при возможности и создать монастырь. И было это в 1368 году. Но вот дикари язычники-виленцы их не поняли, на правом берегу речки Виленки изловили и казнили на горе Лысой, или по-другому Кривой. Сейчас это место называется гора Трёх Крестов. На этом все архивные сведения и заканчиваются, кроме одного лоскута, который мы с твоим отцом расшифровать так и не смогли.

- Подожди, дед, ты в своём повествовании далеко ушёл, а мне не понятно, почему кадуцей. Я знаю несколько иное значение этого слова. Выглядит он достаточно просто: это жезл, увенчанный в верхней части крыльями и увитый двумя змеями. Самая распространённая версия этого изображения связана с Гермесом. Согласно древнегреческой легенде, он палкой разогнал двух дерущихся змей, поэтому его наградили способностью примирять, а крылья давали ему возможность воспарить над враждующими, дабы оказаться выше их и объективней. Уже потом на бедного Гермеса понавешали и другие обязанности: мол де, он бог торговли, глашатаев, красноречия, воров, покровитель наук, вестник богов и т.д. и т.п.

- Я тебя услышал, Альфред, а теперь внемли, как этот знак должен восприниматься на самом деле. Сам жезл, посох или прут, олицетворяет ось мира, власть над силами природы. Но венчает эту ось круг, точнее шар, который обозначает солнце, дающее начало всему живому. Ниже солнца крепятся крылья, указующие на отсутствие для этого знака каких-либо границ, то есть неограниченные возможности. Две змеи, стремящиеся вверх, символизируют эволюцию и два начала мироздания: низшего, телесного, и высшего, духовного. Извивающиеся змеиные тела говорят о цикличности развития, а симметрия всего знака – о равновесии противоборствующих сил.  Поэтому кадуцей был, есть и будет древнейшим символом Созидающей Силы, а завладевшему им откроются все законы знания, которые правят Природой.

- Подожди, дед, по ходу два вопроса. Первый: ты что, во всё это веришь? И второй: тут как-то бога нигде не просматривается.
- Да, я верю в существование кадуцея, тем более, что это подтверждается неоднократными  письменными указаниями на протяжении многих веков. Мало того, считаю, что он древнее ковчега, древнее моисеевых скрижалей ... но вот кто его создал, ответить пока затрудняюсь.  А вот  Бог ...  Лучше на примере масонов.  Когда в познании себя и мира приближаешься к 33-му градусу возвышения, начинаешь понимать, что Бог и законы природы – это одно и тоже. Но одновременно начинаешь всё явственней ощущать своё несовершенство, свою неосведомлённость, свою ничтожность в Природе, мироздании.  Это уничижает и подвигает на поиск Ключа Истины.  И тогда уже даже само масонство со своими условностями и ритуалами отходит на второй план, как бы это остаётся в твоём младенческом восприятии мира. В том числе и его самый распространённый символ – перекрещенные наугольник и циркуль с буквой «G» посередине.

- А что такое «G» в середине знака? Я слышал, что это своего рода обозначение Гермеса, как бы эта буква соединяет символ с кадуцеем. А второе значение «герметичность», то есть тайна знаний для узкого круга лиц, за который информация выйти не может.
- И то, и другое неверно, хотя в некоторых масонских ложах, уже далёких от своего первичного призвания, именно так и трактуется. На самом деле буква тоже имеет два значения, но совершенно иных. Так вот, первое значение, но не главное – «герметизм» как философия, которая соединяет в себе, попросту говоря, основы разных философских воззрений(синкретизм), объединяет разные монотеистические религии, провозглашает особые способы восприятия реальности для посвящённых(эзотеризм), утверждает символические обряды способом достижения конкретной цели сверхъестественным путём(магия), ну и наконец призывает к богопознанию, которое открывает таинственное знание всех вещей(теософия).

- Ну , дед, каша какая-то из оккультизма и философии.
- Частично ты прав, но главное - второе значение буквы «G». Это «Геометр» - одно из обозначений Великого Архитектора Вселенной.

- Почти понятно. Ты выразился про масонские ложи, далёкие от своего основного призвания. Как по мне, так у них вообще никакого призвания нет, хотя у настоящих их предшественников-строителей было. Вот послушай, как я это понимаю.
В раннем средневековье, да и в высоком тоже, интенсивно и повсеместно возводились громадные готические церковные здания. Процесс строительства по времени растягивался на многие десятилетия и даже века. Вокруг места возведения храма образовывалось поселение строителей, где каждый имел какую-то специальность и передавал её потомкам, своим детям и внукам. Хороший специалист назывался мастером. У него были помощники, скажем сыновья, которые были подмастерьями, а у тех в свою очередь были ученики. Вот пожалуйста масонская иерархия. Знания и навыки передавались по наследству следующим поколениям. Каждый мастер занимался своим делом, но их всех соединяло одно – храм. Поэтому они объединялись в артели, цеха. А для чёткой, слаженной работы организации нужны какие-то правила отношений: между членами, приёма в организацию новых членов, внутренние обязательства, разрешение споров  и т.д. Постепенно появились и свои, особые ритуалы, что придавало значимость и весомость отношениям между членами. Тогда же и возникло слово «ложи» - это бараки или сараи - место хранения строительного инструмента. Там же проводились и собрания по решению текущих вопросов. Вот оно и получилось братство каменщиков со своими традициями, условностями. Как же они стали масонами?

- Попробую объяснить, внук. Как ты помнишь, тамплиеры передали кадуцей розенкрейцам и как бы возродились в них. Но папский интерес и подозрения уже к новому ордену не пропал. К этому добавился ещё негатив со стороны Священной Римской империи. И папы и императоры подозревали, что высокие лозунги братства, вроде «всемирной реформации человечества», познание «природы физической вселенной и духовного царства», - это только ширма, за которой что-то скрывается.  Тем более, что все истины изложены в Библии, а высокие полёты мысли могут только вредить Вере. Это и есть  основная причина, по которой кадуцей и был отправлен на восток, но ... там он, к несчастью, пропал. Возникла необходимость в новой организации, иной, стоящей вне подозрений Церкви, но исполняющей основную задачу – поиск кадуцея. Ведь его утрата в Литве - это только одна из версий, правда она нам с твоим отцом казалась наиболее вероятной.
- Ты, дед, опять далеко ушёл от моего вопроса. Как же всё-таки розенкрейцеры стали масонами?

- А ты, как всегда не дослушал. Вот смотри, любое строительство когда-либо заканчивается, соответственно распадается и братство строителей со своей отлаженной структурой, за ненадобностью. Этим розенкрейцеры и воспользовались. Поэтому с конца 16 века в ложи каменщиков стали допускаться и не принадлежавшие к строительному цеху, их называли «сторонние каменщики». Это были, в основном богатые люди и учёные, а первые из них – розенкрейцеры. Проходят ещё десятилетия, столетия, и в этих сообществах от настоящих строителей остаются только символы и название "Братство вольных каменщиков". А эти название и символы сохранились за счёт легенды о Хираме Абиффе. В настоящее же время масоны совершенно утратили своё первоначальное предназначение – поиск Ключа Истины. Сейчас это самодовольные индюки, кичащиеся своей избранностью, таинственностью, формальными знаками и ритуалами, провозглашающие «развитие и сохранение братской дружбы в братской среде». Даже благотворительность и нравственное совершенствование ушли у них на второй план.  Кстати, орден, точнее ордена Розенкрейцев  сохранились тоже, но они также растворились в формализме. А в подтверждение преемственности этих братств могу сказать, что нынче розенкрейцер может быть принят в масоны, причём сразу возводится в 18-й градус.
- Спасибо, дед, за обширную информацию, аж голова кругом идёт, тем более, что прошлой ночью я не выспался. Идём почивать, а завтра как обещал пояснишь мне сон, если к нему сегодня не добавится что-нибудь новое.

Этой ночью Альфреду тоже не спалось, а когда забылся снова мучили кошмары. Снился узкий каменный лаз уходящий в темноту, по которому он бесконечно долго полз, а когда от изнеможения хотел опустить голову, вдали смутно показался тупик, где что-то стояло. Мучительно преодолев ещё несколько метров разглядел приземистый глиняный сосуд с крышкой на котором изображён католический крест. Подумалось: крест спасение или погибель? Преодолевая неведомое противодействие, с трудом протянул к сосуду руку, как ... под ним разверзлась пустота, бездна, в которую устремилось его тело.
 
От испуга Альфред закричал и ... проснулся. До рассвета заснуть уже опять не смог, всё думал, но не о неведомом сосуде, а о кадуцее, помещённом в свинцовый ящик. Обуреваемый разными мыслями и сомнениями поднялся, прошёл библиотеку, посмотрел древние рукописи, порылся в интернете. К завтраку явился разбитым и усталым, немного взбодрил контрастный душ. Спустился в столовую, где уже сидел  Крижкальнис старший и брюзжал на прислугу из-за поданного недостаточно тёплым яйца всмятку.  После завтрака оба направились в кабинет-библиотеку, там старший иногда позволял себе подымить гаванской сигарой.

- Ну что, юноша, - молвил старик  выпуская дым колечками, - сегодня начнём с того, что обсудим твои сны, а потом приступим к самому главному – что же нам делать, куда направить свои усилия по поиску Ключа.
Альфред на минуту задумался и, не торопясь пересказал свои сновидения за обе ночи. Теперь задумался старший  Крижкальнис ... наконец изрёк:

- Помнишь: я тебе говорил об одном старинном документе, найденном твоим отцом в библиотеке Вильнюсского университета? Точнее, даже не документе, а о лоскуте истлевшего пергамента, на котором отдельные слова и буквы на церковной латыни кое-где всё-таки виднелись. Эта ветхость привлекла внимание потому, что была прикреплена к летописи, описывающей убиение в 1368 году францисканских монахов на горе Трёх Крестов, которые, возможно, и привезли кадуцей в Литву.
Так вот, что нам удалось там прочитать: «... мальчик ...  С.... К...... евреи ... Смерт..... Св.... бездна ...  Франц.... змеи ... 1592...РХ». И это всё с целой страницы текста, то есть как бы очень мало. Но нас сразу заинтересовало «Смерт..... Св....», что мы для себя расшифровали, как «Смертельная Святыня». Да и слово «Франц....» - нам подумалось, что речь идёт о монахах францисканцах. Но вот твои сны, если не объясняют, то кое-что добавляют. Смотри: тебя душили змеи, ты превратился в мальчика, тебя избивали евреи и наконец ты провалился в бездну. Думаю совпадения не случайны.

- Я тоже удивлён, но мы знаем, что сновидения основываются на полученных впечатлениях во время предыдущего бодрствования. Это доказывает онейрология. Но я бы хотел сказать не об этом. Ночью было время подумать, и я пришёл к выводу о причине смертоносности кадуцея. Кроме как сверхсильным гамма-излучением, это объяснить нельзя. Поражение человека этими лучами совпадает с описанием гибели людей, открывавших свинцовый ящик. То есть внутри него находится радиоактивное вещество в форме шара. И вот тут появляется у нас зацепка, точнее возможность отыскать ящик. Раз источник излучения герметично заперт свинцовой оболочкой и не имеет выхода, он должен нагреваться!  Правда, температура нагрева нам не известна, так как не известна интенсивность излучения, а также вещество и масса шара. Но, по доставшимся нам древним манускриптам выходит, что свинцовый, кубической формы ящик имеет грань в один зерет, то есть в 22 сантиметра. А толщина стенки – 1/3 тефаха, то есть грубо 3 см. Значит, диаметр шара - 16 см, это уже кое-что. Кстати, в духовной нумерологии число 16 невероятно сильное, но ... за приносимую человеку выгоду оно взимает непомерно высокую плату. Далее, сумма единицы и шестёрки даёт семёрку. По канонам кабалистики, эта цифра символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого.
 
- Ну, ты, внучок, даёшь! – заухмылялся старик, попыхивая сигарой, - Совсем съехал со своих материалистических позиций. Где же ты так поднаторел?
- Да пару часов ночью просидел в нашей библиотеке, роясь в твоих древних бумажных сокровищах. Но дед, не перебивай, дай досказать. Главное в поисках шара в том, что его можно обнаружить  за счёт теплового излучения. Место, где он находится, будет теплее, в том числе и его ближайшее окружение, среда. А это устанавливается ныне элементарным прибором – тепловизором. Кстати у меня где-то в подвале один такой незатейливый тепловизионный монокуляр ПТ-2 есть. Надо ему только батарейки поменять.

- Наконец-то вижу, Альфред, что в тебе просыпается физик, да ещё и исследователь. Поэтому слушай внимательно. Как ты знаешь, твой отец год назад поехал к горе Трёх Крестов, к месту, где обрывается след кадуцея. Он хотел обследовать местность и прочувствовать ситуацию событий произошедших шесть с половиной веков назад. Он же был не только хорошим историком, но и психологическим интуитивом. То есть он мог видеть, точнее чувствовать то, что недоступно другим. Но ... там же обрывается и его след, он пропадает. Непонятно другое, его машина обнаруживается совсем в другом месте, в полукилометре, около Музея церковного наследия, бывшем костёле Святого архангела Михаила.  Тем не менее поиски надо начинать именно с горы Трёх крестов, причём поиски не только кадуцея, но и твоего отца. Когда ты сможешь туда отправиться?
- Эффективное использование тепловизора предполагает отсутствие солнца. Оно нагревает предметы и вся картинка смазывается. Поэтому поеду через два часа после захода светила. А сейчас пойду, поменяю батарейки в приборе, да и проверю его.

Вильнюс, 17 апреля 2018 года. Окончание следует: http://www.proza.ru/2018/04/18/856