Абсурд и существование

Владимир Савельев 1
Неизбежно мы сталкиваемся с этим чувством, мы не можем этого избежать. О чем же я говорю, спросите вы? Об абсурде! Да-да, как это ни смешно звучит. Человек стоит лицом к лицу перед абсурдом, он заброшен в этот мир непонятно зачем и кем. В какой-то момент нас посещает странное и парадоксальное чувство, что все это словно спектакль или какая-то игра, а может вообще иллюзия. Иногда абсурд приводит нас к глубокому отчаянию и чувству духовного одиночества, как бы покинутости и бессмысленности нашего существования. Но бывает и так, что ты просто смеешься над всей этой картинкой мира, еле сдерживая свой смех, глядя на толпу мечущихся торопящихся суетных людей и весь блеск нашей цивилизации. Еще все может показаться настолько хрупким и тленным, когда приходит мысль об астероиде, который может в один миг уничтожить все это нами созданное. Весь земной мир кажется какой-то трагикомедией, где перемешаны страдания и фарс, злоба и шутовство, безумие и горделивая разумность, любовь и секс, богатство и бедность. Спрашивается, зачем же создавать такую белиберду? Это же полная какафония и бессмылица! В чем здесь глобальная цель? Получается, что мы как будто бы вброшены сюда лишь для того, чтобы осознать весь трагизм и фарс нашей жизни, убедившись в тотальном безумии земного мира. Согласитесь, что эти мысли посещали вас, пусть вы и не останавливались на них или даже старались скорее отогнать из своего сознания. Те смельчаки, кто углубляется в самоанализ и рефлексию, с неизбежностью столкнутся с каким-то глубоким тотальным чувством из самых недр нашего самобытия. Я бы осмелился предположить, что этот иррациональный трепет и чувство какого-то хаоса исходит из каких-то неизведанных глубин нашего "Я". Складывается ощущение, что человек в момент осознания бренности мира как бы пробивает дыру в бытии, чувствуя себя каким-то чужеродным и не принадлежащим этому мирозданию. Нам кажется, что мы гости откуда-то извне, внедренные в эту лабораторию как искусственный по отношению к природе организм. Под словом "искусственный" я подразумеваю не что-то неживое, а именно как раз не от мира сего, то есть созданное как бы лабораторным путем, а не из лона природы. Кстати, этот парадокс еще подметил герой "Записок из подполья" Достоевского, предположивший свое рождение из реторты и потому обреченного на конфликт с миром, испытывающем острое противоречие по отношению к натуралистично-природному бытию.

Итак, я заброшен в этот мир и при этом даже не понимаю, выбирал ли эту участь или же меня послали сюда чисто случайно по какой-то ошибке, а то и вовсе являюсь жертвой эксперимента каких-то могущественных созданий или обмана Злого Гения (как это предположил Декарт). Докопаться до истины кажется нереальным, по крайней мере в рамках нашего субъективного мировосприятия, ограниченного возможностями нашего разума. На что же мне опираться? С одной стороны, можно выбрать легкий путь и верить тому, что говорят какие-нибудь гуру и авторитетные философы. Тут в принципе все понятно, достаточно принять позицию какого-нибудь деятеля культуры или науки, приняв это как данность. С другой стороны, есть пугающий многих тернистый путь, который неизвестно еще куда нас может завести. Второй путь может показаться крайне невыносимым, рвущим привычную зону комфорта в клочья, разбивая даже нашу логику и рациональные представления о мире, выбивающий из под ног какую-либо опору. Каково это, подвергнув сомнению устоявшиеся идеи человеческого ума и осмелится пустится продираться через заросшее бурьяном поле? Зачем вдруг мне понадобится сходить с накатанной дороги, по которой спокойно едут поколения за поколениями, твердо держась привычных установок и направлений, отгородившись в стенах удобной им догмы в академической науке, религии, идеологии или культурных традиций? Кто-то скажет, что второй путь весьма опасен и можно свихнуться, да и вообще потерять все в пучине бездны. Но в то же время как хрупок привычный нам мир и как же он терзаем внутренними противоречиями, готовый вот-вот где-нибудь взорваться от неразрешимых столкновений и конфликтов. Как бы мы не старались своим интеллектом разрешить все проблемы мира, появляются тут же новые и так происходит от века к веку. Что же с нами не так? Может мы должны отказаться от Разума? Дело не в том, чтобы отрешится от данного нам природой или кем-то рационального сознания. Проблема заключается в том, что мы совсем ушли далеко вперед по пути материалистического и механистического, забыв про сущность внутри нас. Что же эта за сущность? Есть в нас некая бездонная пустота, которая в то же время не является просто отрицательной категорий бытия и отнюдь не "небытие" как таковое. В нашей сущности заложено нечто парадоксальное, я бы не побоялся этого слова - мистическое! Именно это мы решили спрятать подальше от наших глаз, чтобы не беспокоится ни о чем и спокойно жить в разумно обоснованном логически точном мирке, доверив исследование глубин подсознания психологам, загадки души - теологам и разным духовным гуру, а изучение самого бытия - ученым. Мы боимся на отчаянный и дерзновенный шаг, спустившись в тайники нашего "Я", а также проникнуть в другие аспекты нашего бытия, поискав что-то скрытое и непроявленное, положившись на интуицию и воображение.

Приходишь один в этот загадочный мир, а затем и покидаешь его в одиночестве, скоротав какой-то ничтожный временной промежуток на фоне таинственной космической вечности. А может и время лишь условность, которую мы придумали для удобной ориентации в этом мире? И что же лежит по ту сторону нашего бренного и временного бытия в этом мире? Конечно, никто (если он честен перед собой и другими) не сможет дать нам ясного ответа, можно строить одни лишь гипотезы. Мы не знаем, с какой целью пришли сюда и в чем наша задача, в этом опять же тот же самый абсурд и какая-то насмешка над нашим существованием. Вот животные и растения живут себе по инерции, как им задала Мать-Природа и нет у них никакого разлада с миром, они не осознают свое существование как "Я" и противостоящее ему объективное бытие. Именно человек как сознающее себя существо обречено на этот парадоксальный трагизм жизни, пытаясь изо всех сил докопаться до какой-то истины, познать первоисточник всего сущего. И трагикомично тут то, что мы так и не прознали ничего на самом деле, а вся наша ученость и гордость технологической цивилизацией меркнет перед бездонностью космоса и внутренним миром человека. До сих пор наука не может понять и окончательно решить для себя, что есть Сознание. Сократ потому и был мудр, так как признался честно и весьма смело в том, что знает то, что ничего и не знает. А мы то возгордились, мним себя богами и венцами творения! Ах, какая же эта глупость, если представить нашу Вселенную лишь как атом в более гигантском мире и так до бесконечности. То есть, мы с вами должны как-то помнить об этом, не кичась собой как некими совершенными существами и тем более не относится с пренебрежением к другим живым существам нашего мира. Мир терзаем войнами и ненавистью, жадностью и расточительством ресурсов, какая уж тут гармония и порядок. Где вы видели рационально устроенную гармоничную жизнь? Пока мы не обратимся к самим себе, а так и будем искать виноватых и внешних врагов, то надолго пребывать будем в нашем рукотворном аду. Или мы станем гибкими и открытыми разным духовным опытам, или же так и погибнем под обломками нашей техногенной потребительской цивилизации. Да, мир действительно кажется вроде бы понятным при научном изучении, но совсем абсурдным при экзистенциальном переживании и саморефлексии. Необходимо преодолеть этот болезненный разрыв науки и духовности, иначе нас ждет апокалиптическая катастрофа. Времени у нас совсем немного, мы можем выпустить из под контроля экспоненциальное развитие технологий, обрекая себя на абсурдный и бесславный трагический конец, после чего от нас уже ничего не останется. Спрашивается, для чего тогда все это было? Вот то-то и оно, что тут как бы вырисовывается предупреждение из уст нашего абсурдного "Я", которое мечется и кричит изо всех сил, что пора срочно пересмотреть все и приостановится для передышки. Только так мы сможем как-то ощупать себя и найти какие-то цели в себе, выстроив из своего творческого "ничто" великие идеи и осмысленность жизни. Человек обречен на свободу и одиночество, самостоятельно выстраивая свой вектор развития, ставя цели и создавая все новые ценности. Да, мы все одиноки на этом космическом корабле "Земля"! Все мы ужасаемся и в то же время испытываем острый любознательный трепет перед неизведанными глубинами космоса. И как же мы стараемся убежать от бесконечных вопросов из глубин нашей души, жаждущей прикосновения к чему-то мистическому и таинственному, не мирящейся ни с какой рациональной материалистической системой мира. Скажу свою цитату таким образом : "Даже если чисто гипотетически представить, что будет достоверно доказано материальность всего и вся, я все равно не поверю и отвергну это". Вы спросите, что это бунт? Возможно, что и так, я именно отвергаю что-то готовое и преподнесенное кем-то или чем-то как что-то истинное. Я считаю, что только мой внутренний опыт имеет наивысшую ценность и именно тут как раз и нужно искать то, что мы называем "богом". Иррациональная спонтанная сущность не признает никаких законченных систем, отвергает схематизм и догмы, желая свободного полета в неизвестность.