Люди в истории. Герценберг

Татьяна Кочегарова
В год, когда мы говорим о столетии музея, о его замечательной истории, невозможно не вспоминать о людях, делавших эту историю, помогавших основателю и первому заведующему П.П. Иванову,  создававших вместе с ним музей, вложивших свой труд, мысли и силы, а порой и частицу души в музейное общее дело. Музейные работники  провинции  – люди скромные, им не вручают громких  наград, не посвящают праздников, о них не вспоминают до поры до времени. Между тем, среди музейщиков личности интересные, достойные того, чтобы о них помнили и рассказывали. Так, например, Леонид Густамесов в самые первые дни войны отправился в военкомат записываться в добровольцы, а в июле 1941 года немолодым новобранцем уже шагал по фронтовым дорогам. В составе 59 бригады, рядовым солдатом, освобождал родную русскую землю от захватчиков, участвовал в боевых действиях, награждён  медалью «За боевые заслуги».  Сведений о таких людях немного, но тем они ценнее. Хочется рассказать о человеке, которому музей дал путёвку в жизнь, о Владимире Юрьевиче Герценберге.


Интернет на запрос «Герценберг» выдаёт происхождение фамилии - «сердце горы», «копьё + сильный, смелый», может быть, поэтому среди представителей этой фамилии немало военных. У истоков военной династии стоит генерал-майор Герценберг, получивший звание в 1798 году. Далее в скрижалях истории заметен Даниэль Готлиб Герценберг, получивший звание генерал-майора в 1803 году. Династию продолжают подполковник (на 1909 г.) Евгений Фёдорович Герценберг и его сын обер-офицер Георгий Евгеньевич Герценберг. Оба они в начале двадцатого века значатся в списках 17-й артиллерийской бригады, входившей в состав 17-й пехотной дивизии 19-го армейского корпуса, что базировалась сначала в г. Бела, а затем в г. Влодава Варшавского военного округа. Впоследствии из подпоручиков Георгий Евгеньевич дослужился до более высоких чинов и стал заведовать артиллерийским училищем. После революции его подразделение в полном составе перешло на сторону Красной армии. Неизвестно, в какой момент у представителей новой власти появились претензии к Георгию Герценбергу, известно лишь, что он был арестован, жена его поражена в правах, а малолетний сын Владимир изъят из семьи и помещён в детский приёмник-распределитель. По существующей в тот момент практике он, как и другие дети арестованных, «врагов народа», был оторван от семьи и отправлен с белорусско-польской границы в далёкое центральное Черноземье, в детский дом города Моршанска.

Мы привыкли воспринимать как аксиому, что никакой детдом не заменит ребёнку семью и это, естественно, так, но именно в детдоме сформировался характер Владимира, там проявились его художественные наклонности, пробудилась любовь к книгам, печатному слову. Он вырос добрым, отзывчивым человеком, порядочным и принципиальным. В положенный срок вступил в комсомол и был призван в армию. Служил в Украинском военном округе у Якира, в кавалерии, получил ранение, после службы в армии вернулся не куда-нибудь, а в Моршанск. Туда же к нему приехала мама, как только у неё появилась возможность, почти следом за ней, отбыв свой срок, приехал отец. Георгий Евгеньевич в документах стал Юрием, что в то время случалось нередко.

Семья Герценберг воссоединилась, но злоключения не закончились. Лидеры комсомольской ячейки, узнав, что отец их товарища из «бывших», в прошлом белогвардеец, на общем собрании подняли вопрос о чистоте рядов и добились исключения Владимира из комсомола. С таким клеймом на биографии было трудно устроиться на работу. Однако директор музея Пётр Петрович Иванов рискнул принять в свой штат Владимира Юрьевича Герценберга и не прогадал. Владимир Юрьевич выполнял обязанности оформителя, научного сотрудника, счетовода, завхоза, а при  необходимости и заместителя директора. Работая в музее, Герценберг начал сотрудничать с местной газетой «Большевик». С 1 апреля 1937 года его статьи выходят регулярно. В этом же году, но чуть позже, Владимир Герценберг женится.


Отец Владимира Юрьевича, приехав к семье в Моршанск, устраивается на работу бухгалтером, но его здоровье основательно подорвано арестом, отбытием срока и другими превратностями судьбы. В этом же 1937 году, таком значимом для его сына, он скоропостижно умирает. Директор музея Пётр Петрович Иванов отпускает тов. Герценберга на три дня и помогает материально. А после жизнь продолжается. Владимир Герценберг с Леонидом Густамесовым готовят новые выставки, оформляют стенды, обучают азам  грамоты и счёта технический персонал музея, продолжается и сотрудничество с газетой. В марте 1940 года в тетради приказов по музею появляется запись о переводе Владимира Юрьевича Герценберга в газету «Большевик» на постоянную работу. С этих самых пор и до 1972 года его жизнь тесно связана с газетой. Придя корреспондентом в редакцию «Большевика», Владимир Юрьевич уходил на заслуженный отдых с должности ответственного секретаря газеты «Коммунист».

Трудности и неприятности не ожесточили его характер, не озлобили.  Встретив свою будущую жену Антонину и узнав, что у неё есть ребёнок, не раздумывая, принял решение усыновить мальчика, а после усыновления стал ему настоящим отцом, ответственным и заботливым.


Однажды Владимир Юрьевич по делам редакции пришёл в детский дом. Войдя, вспомнил своё детство, замедлил шаг. Ему навстречу выбежала маленькая девочка и с надеждой в голосе спросила: - «Ты мой папа? Ты пришёл за мной?» Владимир Юрьевич не смог ответить сразу, а малышка взяла его за руку и счастливо заулыбалась, на разные лады, повторяя «папа». Вскоре эта малышка переехала к ним с Антониной домой и стала их дочкой, тоже самой настоящей, любимой и оберегаемой. И только много лет спустя, уже после войны, у них родилась дочка Танечка. Старшие дети к тому времени выросли и ей одной доставались рассказы о книгах, семейные истории, папина любовь и мамино внимание. По замечательной счастливой случайности Татьяна Владимировна живёт в Моршанске и без уговоров откликнулась на просьбу рассказать о своём отце.


Владимир Герценберг раскрылся для нас как умный, грамотный, интересный и порядочный человек, патриот своей страны и новой малой родины-Моршанска, куда попал случайно, волей судьбы, а остался навсегда. Никогда не роптал на несправедливость государства, придерживался активной жизненной позиции, был честен и скромен. Во время Великой Отечественной войны Владимир Юрьевич, будучи не годным к строевой службе, стал участником трудового фронта, вместе с женой ходили на рытьё окопов, заградительных и укрепительных сооружений. Работая в газете, писал о простых людях, механизаторах, рабочих, трактористах и всегда был готов прийти на помощь, отозваться на чужую беду и радость. По словам корреспондента газеты «Согласие» Надежды Михайловны Чуженьковой его статьи с интересом читаются и сейчас. Очерк о заведующей свинофермой колхоза «Ленинский путь», статья о молодых рабочих артели «Власть труда»,  материал о Старотомниковской МТС – везде уважение к людям труда, тепло, объективность и неиссякаемый оптимизм.

За время сбора информации о герое статьи я невольно прониклась искренним уважением к этому человеку и, пожалуй, даже восхищением. Это здорово – знать, что в нашем городе, в нашем музее, работали такие замечательные люди, имена и фамилии которых уже стали историей.