О пограничных комиссарах. Часть 1

Александр Чакиров
(К столетию пограничных войск)

За помощь, оказанную цзиньцам в походе на татар
Темучин получил почетное звание «Чжаохури» -
«Полномочный степной комиссар на границе». 

Эренджен Хара-Даван.

В основе мира лежит иероглиф «взаимность».


Надо признать, что как только на Руси установились границы, так сразу появились лица за них ответственные. Издавна «для досмотра и расправы» на  Руси составлялись договора «для размежевания земель и рассмотрения порубежных дел». Расправа понималась как разбирательство. По этому поводу иногда проводились специальные межевые съезды (съезды порубежных дел, съезды межевых послов).
Такие посольские съезды практиковались только в отношениях с государствами, имевшими общие границы.

У России: со Швецией, Польшей,  Турцией, Персией, Китаем. Уполномоченные лица на проведение размежевания назывались комиссарами. Установить развод (размежевание) означало учинить границу между государствами. Как известно, слово граница произошло от слово грань – «угол, крестообразная зарубка на дереве, как межевой знак». Слово рубеж – от «рубить».

Бывало, делегации, прибывающие на съезды, размещались в шатрах по разным сторонам границы. Встречи проводились в шатре той стороны, которая диктовала условия. Иногда из-за споров как, например,  в 1585 г. со шведами, съезд проводился в едином «съезжем шатре». Сложнее было когда границей служила река, как это было на русско-шведском съезде в 1575 г.  Тогда русская делегация расположилась на одном берегу р. Сестры, шведская – на другом.  В конечном итоге, шведский шатер установили на мосту, с перенесением «сукна» шведов в русский шатер. Съездный шатер – своеобразная модель пограничной территории двух сопредельных государств. Послы обеих государств как бы находились на своей земле.

Указом императора Петра I на территории России было образовано 8 губерний. Отдельные губернии (Санкт-Петербургская, Смоленская, Азовская и др.), которые являлись пограничными, были отданы в управление генерал-губернаторам. Губернаторы получили чрезвычайные полномочия. Каждый из них не только обладал административными, полицейскими и судебными функциями, но и являлся командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии.

Пограничные вопросы на местах решали воеводы и губернаторы приграничных провинций (губерний). Они имели право самостоятельно принимать решения по закрытию и открытию того или иного участка границы. В их распоряжении находились расквартированные в провинции войска, а также поселенные формирования (ландмилиция), казаки, гарнизоны приграничных крепостей. Главная задача воеводы заключалась в организации охраны границы.

Вдали от губернских центров, в приграничной полосе вся власть принадлежала коменданту той или иной приграничной крепости в чине майора или полковника. В его ведении находилась пограничная полоса на определенном участке границы, служба пограничного контроля, практически вся пограничная территория, на которой он размещал караулы, строил форпосты и другие легкие пограничные укрепления, занимаемые гарнизонами ландмилиции, учреждал пограничный режим, ставил «крепкие заставы», следил за их службой и зачастую контролировал таможни. По его приказу выдвигались на линию границы форпосты, рассредоточивались по прилегавшей местности секреты и дозоры. Вся эта система пограничной службы зависела от состава войск, который имелся в распоряжении воеводы или коменданта.

26 июня 1723 года последовал указ Правительствующего Сената о создании института военных пограничных комиссаров, которые должны были назначаться верховной властью и располагаться по всему протяжению западной границы России. В основном комиссары назначались из раненых и больных, отставленных с военной службы офицеров. Их главной задачей, наряду с урегулированием пограничных инцидентов и конфликтов, был розыск беглых, их поимка, наказание и возвращение владельцам. Кто же руководил деятельностью пограничных комиссаров в начале 20-го века? Как явствуют документы,  Министерство внутренних дел:

«Особой канцелярии Министерства внутренних дел. Наряду с вопросами политического розыска, борьбы с общественным и революционным движением к ее ведению относились: наблюдение за ввозом иностранной литературы, надзор за подготовкой и проведением эвакуации населения пограничных губерний, наблюдение за иностранцами, выдача виз, паспортов и разрешений на возвращение российских подданных из-за границы.
Департамент полиции Министерства внутренних дел являлся центральным учреждением государственной полиции Российской империи, стоял во главе политического и уголовного розыска, осуществлял разработку мер по охране общественного и государственного строя России, законопроектов и инструкций МВД, охрану приграничных сообщений, выдачу паспортов.

Прямое отношение к решению вопросов в пограничной сфере имело 2-е делопроизводство Департамента полиции (законодательное). Оно осуществляло организацию и контроль за деятельностью полицейских учреждений, разработку инструкций, циркуляров, занималось уточнением и корректировкой прохождения государственных границ и установки рубежных знаков, принятием из-за границы русских подданных, учетом паспортов, ведало вопросами высылки иностранцев за границу, запрета въезда их в пределы империи.

Впервые о пограничных комиссарах было издано Положение от 8 июня 1908 года. Оно распространялось на Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС), созданный Юлию Витте 15 октября 1893 года. В компетенцию комиссара по пограничным делам входила координация действий по осуществлению мер таможенного контроля и соблюдению интересов Российской империи на границе. Они несли ответственность за состояние дел в приграничных уездах, руководили действиями сельской полиции по поддержанию воинских команд в деле предотвращения нарушений Государственной границы. Пограничные комиссары (начальники) находились в контакте с аналогичными представителями сопредельной стороны и в случае возникновения противоречий занимались их урегулированием.

С 1901 года в круг деятельности МВД вошли вопросы учреждения должностей пограничных комиссаров (начальников), а с 1914 г. - объявления местностей на «исключительном положении», а также о продлении срока действия усиленной и чрезвычайной охраны, об организации полицейского надзора в приморских и коммерческих портах, о высылке иностранных подданных».

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что первая группа задач МВД ( и их комиссаров) была связана с политическим розыском, поддержанием общественного порядка, в том числе и в приграничной полосе. Ко второй группе вопросов правомерно отнести юридическое оформление выезда и въезда через границу, а также ведение розыска тех или иных категорий граждан империи. Ведение политического надзора - третья группа вопросов. Высшие органы МВД решали также задачу сбора и обобщения информации, в том числе необходимой для организации пограничной службы. Они выполняли представительские функции. В исключительных случаях на МВД возлагалась полная ответственность за охрану отдельных участков границы.

Отдельные губернаторы, как например Муравьев, Перовский, Бутаковский и Гураев сами выполняли функции пограничных комиссаров. В одном из словарей сообщается, что «комиссар (эмиссар) – лицо, посылаемое с политическими поручениями».
Заслуживают внимания также вопросы защиты экономических интересов России на границе путем борьбы с контрабандой. Не везде по границам имелись таможни.
Заглянем в Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Там говорится:

«Пограничный комиссар — Для разбора совместно с персидским комиссаром взаимных претензий русских и персидских кочевников и оседлого пограничного с Персией населения и для принятия мер к устранению враждебных между ними отношений был командирован в 1881 г. бывшим кавказским наместником на нашу границу с Персией, с званием П. комиссара, полковник Огранович. П. комиссару предоставлено было: 1) принимать к своему рассмотрению претензии между русскими и персидскими подданными (кочевниками и оседлыми) на всякую сумму и 2) подвергать русских подданных-кочевников из податного состояния личному задержанию не свыше семидневного срока в тех случаях, когда при разбирательстве претензий они будут изобличены в каких-либо проступках и когда по обстоятельствам дела комиссар не признает возможным передавать их в распоряжение судебных властей.

Кроме персидского П. комиссара, для подобных же целей учреждено управление кяхтинского П. комиссара на китайской границе; при последнем состоят два переводчика».
В нынешних справочниках говорится: «Пограничные комиссары (представители ) -  это офицеры пограничных войск, назначенные для защиты политических, экономических, территориальных и других интересов России на границе, для обеспечения выполнения соглашений по вопросам режима государственной границы, содействия в выполнении других соглашений РФ с сопредельными странами по пограничным вопросам, для обеспечения упрощенного перехода границы гражданами России и сопредельных стран на основе взаимности, а также урегулирования пограничных инцидентов, возникших на государственной границе России...". Строчка длинная, нудная, путанная. Наверняка, сочинил ее бюрократ — чинуша, который никогда на границе не бывал  и ничем, кроме составления справок, не занимался.

 После революции 1917 года,  комиссары пограничные остались на тех участках, где о них шла речь в давних договорах (Норвегия, Финляндия, Польша, Иран).  На других участках, и прежде всего на границах с социалистическими странами, появились  «пограничные уполномоченные (представители). Понятия комиссар и представитель - это конечно не одно и то же, но тем не менее.
 
По международным правилам комиссары  (представители) и их заместители после назначения на должность представляются в дипломатическом (по линии министерства иностранных дел ) порядке другой стране. Статус их высокий, тем не менее, права ограничены. Так, они неправомочны рассматривать и решать вопросы об изменении прохождения линии государственной границы и о принадлежности территории, а также о сооружении новых пограничных знаков, не предусмотренных соглашениями.
Задача комиссаров (представителей) путем переговоров, проведения расследований на границе достичь взаимоприемлемых условий для разрешения споров или разногласий, достижение согласия, оформление договоренностей протоколами, а результатов работ — актами. Основная форма деятельности — переговоры.
 
Переговоры — старейший институт международного права, он возник вместе с международным правом. В современных условиях с запрещением войн международные переговоры стали одним из важнейших, наиболее гибких и результативных средств решения разногласий и урегулирования спорных международных проблем, к которому государства обращаются в первую очередь.

С недавних пор в России появился праздник «День дипломатического работника» (10 февраля). Он касается и пограничных комиссаров. Вот что в 2009 году по этому поводу сообщил СМИ  официальный представитель МИД России Александр Лукашевич: « Праздник имеет глубокие исторические корни, опирается на богатые традиции... Выделение дипломатической службы в виде создания посольского приказа произошло при Иване Грозном. Первое упоминание о внешнеполитическом ведомстве России в исторических документах приходится на 10 февраля 1549 года. Именно этим обстоятельством и объясняется выбор даты праздника....

 Дипломатов видят по телевизору, их выступления публикуются в печати и цитируются в блогах, но есть еще один интересный аспект дипломатии. Это урегулирование пограничных конфликтов и у этой сферы деятельности тоже большое историческое наследие.
Еще в 1881 году полковник русской армии Огранович был направлен на границу с Персией со званием Пограничного комиссара. В его задачи входило разбирательство взаимных претензий между русскими и персидскими кочевниками, между оседлым населением по обе стороны границы.  В тот же период было учреждено управление кяхтинского Пограничного комиссара на китайской границе.

 История пограничных конфликтов так же стара, как история границ, и, соответственно, также стара история урегулирования пограничных конфликтов. Они возникают по нескольким основным причинам: по этническим причинам; после политического разделения территорий по линии фронта (например, Южная и Северная Корея); как наследие колониального периода (территориальные споры в Африке и Латинской Америке; например вооруженный Фолклендский конфликт между Аргентиной и Великобританией в 1982 г.); по религиозным и экономическим причинам. Конфликты могут возникать в результате незавершенности или несовершенства демаркации границ и определения статуса территорий, а также в результате разных трактовок и разного отношения к положениям договоров».

Вернемся к вопросу переговоров. Устав ООН, говоря о мирном разрешении международных споров (ст. 33), прежде всего упоминает об обязанности государств, его участников, обращаться к переговорам.
В практике взаимоотношений нашего государства с другими государствами не раз возникали пограничные спорные вопросы. Иногда для их разрешения создавались согласительные комиссии.  Порядок деятельности их обычно такой же, как и следственных. Состав комиссии, место и порядок их работы определяются соглашением сторон.
Пограничные комиссары (представители) возникли задолго до учреждения ООН и их деятельность имеет давнюю историю. Первоначально такие контакты имели место со шведами (норвежцами), персами, поляками, крымчаками и китайцами. Потому, что именно там возникали наиболее сложные вопросы.


Польша


Откуда пришло в Россию слово «комиссар»? Возникает ассоциация с образом комиссара Фурманова из фильма  «Чапаев». И, казалось бы, оно связано с революцией в России и политической работой в войсках. При Петре I чин комиссара присваивали именным указом лицам, наделяющим особыми полномочиями :
- осуществлять надзор;
- вести правеж;
 -иметь и применять по необходимости военную силу.

Комиссаром был известный промышленник Никита Демидов. На Урале у него было свое мини-государство, и функции комиссара давали ему широкие, почти неограниченные полномочия, в том числе для защиты от башкир, которые нападали на его заводы, прииски и поселения.
На самом деле французское (комиссар Мегрэ), по происхождению слово «комиссар», пришло к нам из Польши и стало весьма распространенным в России. С Польши разбирать вопросы по границе комиссар прибывал на переговоры еще во времена царя Михаила Романова. Много таких переговоров проводилось и при его сыне Алексее Михайловиче. Одна из смешанных русско-польских пограничных комиссий была образована в 1735г. в м. Мотовиловке, Киевского полка.

Для определения границы с Речью Посполитой в 1753 г. из Киева был направлен полковник-фортификатор де Баскет, который составил карту пограничных земель. По этой карте Речь Посполитая незаконно владела более чем 800 кв. верстами земли. С учетом того, что власти Речи Посполитой тоже высказывали претензии ввиду занятия россиянами их территорий, Россия предлагала как можно скорее провести делимитацию границы и прекратить взаимные претензии.

В марте 1750 г. «Пограничная с Польшей комиссия со стороны Великих Лук» разбирала жалобы на очередной разбой с литовской стороны, который происходил по привычному здесь сценарию: ночью «воровские люди» пришли в деревню на российской стороне, ограбили дома, избили несколько человек и ушли назад. По словам жертв нападения, среди разбойников были беглые крестьяне их же помещика. Об этом случае российские власти сообщили своему тогдашнему посланнику при саксонском дворе графу Герману-Карлу фон Кейзерлингу. чтобы он сделал соответствующее представление властям Речи Посполитой.

Для российской стороны большой удачей было бы получение конкретного обвиняемого в деле о разбоях с литовской стороны, если бы удалось арестовать одного из нападавших. В конце 1749 г. люди из-за литовского рубежа ограбили помещицу вдову Арбузову. Вскоре российским властям удалось задержать одного из грабителей - беглого российского солдата Фрола Тимофеева. Арестованный засвидетельствовал, что все награбленное в этот раз он и его подельщики отнесли пану Белковскому, причем сказали ему, чьи это вещи и что они взяты разбоем, а Белковский дал им за это ружье.

Получив конкретное основание для высказывания неудовольствия, российская пограничная комиссия обратилась с жалобой к литовскому пограничному комиссару Сипайло. Комиссар ответил на это, что он такой власти не имеет, чтобы ему «шляхтича судить», и сказал, что ждет приезда эмиссара короля Речи Посполитой Антония Храповицкого, который имеет соответствующие полномочия. Однако дальше дело заглохло, и россиянам опять пришлось писать комиссару Сипайло с надеждой на хорошие новости. Но эмиссар Храповицкий так и не приехал, более того, Сипайло сложил с себя полномочия пограничного комиссара. Впрочем, он все же высказал надежду на то, что Храповицкий точно приедет, так как его соотечественники сами имели причин) жаловаться - крестьяне российского помещика напали на дом одного местного шляхтича.

Храповицкого все не было, и российская Коллегия иностранных дел направила в Великие Луки сообщение, что Храповицкий, назначенный по жалобам российского представителя в Варшаве Я. Ржычевского для возврата беглецов, находится где-то под Смоленском, где уже вернул в Россию 8 беглецов. Российскому пограничному комиссару в Великих Луках Андрею Елагину предписывалось связаться со смоленским вице-губернатором, который поддерживал связь с Храповицким.

Ответ от Елагина, видимо так и не был получен, из-за чего Коллегия иностранных дел направила ему два письма с приказом докладывать о своих действиях. Из Великолукской канцелярии 18 октября 1750 г. ответили в Петербург, что Елагина у них нет, ибо он уехал в свое имение, и попросили Коллегию назначить им другого комиссара.
Однако эта просьба удовлетворена не была, а Елагину направили рескрипт с приказом улучшить работу с напоминанием, что он, как титулярный советник на службе, не вправе самовольно отлучаться.

В то же время неожиданно появился удобный повод - отставка по болезни псковского пограничного комиссара, на место которого 31 мая 1751 г. и было решено назначить А. Елагина, чье поместье как раз находилось в Псковском уезде. Кто сменил Елагина на его прежней должности, и сменили ли его вообще, выяснить по материалам Великолукской канцелярии не удалось.

Поскольку пограничные конфликты нельзя было разрешить через совместные комиссии, не говоря уже о межправительственных соглашениях. Россия приступила к односторонним действиям, правда, опасаясь протестов с польско-литовской стороны.
Решение Петербурга «закрыть» границу, увеличив количество пограничных команд и придвинув заставы почти к самой границе, сразу встретило вполне логичные протесты соседей, притом как со стороны официальных лиц, гак и пограничных шляхтичей, что было значительно более ощутимо из-за неопределенности линии прохождения границы.

Некий шляхтич Каминский, проезжая возле двух российских застав, заявил российским драгунам, что они находятся на его земле, и потребовал переноса застав, «похваляясь, ежели де не снесутся, то велит раскопать». Местные жители действительно захватили несколько застав, а кроме того разбросали сделанные солдатами рогатки на второстепенных пограничных путях, которые должны были вынудить купцов провозить свои товары через таможни по главным «большакам».

Выяснилось, что огромное число пограничных жителей Речи Посполитой жило за счет контрабанды, грабежа и приема российских беглецов. Бобруйский староста Станислав Лопат заявил, что раньше он вывозил лес в Ригу, а теперь, поскольку российские таможни стали брать с него пошлину, он будет компенсировать потери, облагая пошлиной российских купцов.

Ржычевскому в Варшаву был послан рескрипт, в котором объяснялось, что власти Речи Посполитой и раньше брали пошлину с российских купцов, а действия России являются лишь ответом на это. Самому Бобруйскому старосте секретарь российского посольства должен был объявить ответ Петербурга на его угрозы: «не без чувствительно было здесь об оном услышать». Естественно, что столь невнятные меры вряд ли впечатлили Лопата.

Российские власти на спорных землях ставили на дорогах только рогатки, а на своей земле приказывали заваливать контрабандные пути лесом и копать рвы. Но и это не останавливало жителей литовского княжества: они, иногда отрядами в полтысячи человек, расчищали дороги и на российской территории. Более того, шляхтичи, с которыми никто не мог совладать, избивали и брали в плен российских солдат. Так, шляхтич К. Вищынский со своими людьми, избив российского сержанта и драгуна, угрожал повесить на границе российских пограничных комиссаров.

Семилетняя война, начавшаяся в августе 1756 г., не повлияла на ситуацию на пограничье России и Речи Посполитой. Однако же эта война сделала Варшаву местонахождением двора Августа III, изгнанного из его родовых владений в Саксонии прусскими войсками короля Фридриха II. Генрих Грос направился вслед за королем в Варшаву, где был Я. Ржычевский. При этом роль Речи Посполитой во внешней политике Петербурга резко возрастала - вдобавок к нерешенным проблемам двусторонних отношений появлялись новые - российская армия, идя воевать с Пруссией, не могла миновать литовско-польских территорий.

По согласованию с властями литовского княжества российский полковник Денис Панов, пограничный комиссар в Новгородской губернии, получил полномочия регулярно отправляться за пограничную черту и самостоятельно возвращать тех беглецов, каких он отыщет в местных деревнях. Это не было чем-то принципиально новым, так как российские офицеры отправлялись с той же целью в литовское княжество в 1735 - 36 гг., правда, особого успеха при этом не добились.

Такая ситуация повторилась и в этот раз: усилия полковника Панова по возврату беглецов ситуацию не изменили, а сам Панов в 1756 г. сообщал в Коллегию иностранных дел:
«...Из России в Польшу бесконечные побеги ничуть не прекращаются, но иногда еще более умножаются, и не только из дальних и из ближних к границе уездов, но и от самых деревень, где форпостные и резервные команды станции свои имеют, как воинские служащие, так и партикулярных помещиков люди, учиняя многие крамолы и кражи, в Польшу дезертируют».

25 декабря 1761 г. российская императрица Елизавета Петровна умерла, и в этот же день российский трон занял император Петр III. Во время его короткого правления (25 декабря 1761 - 28 июня 1762 гг.) ситуация на пограничье России и Речи Посполитой не изменилась: продолжались прежние жалобы и претензии российской стороны.

В марте 1762 г., опять же из-за отсутствия польско-литовских комиссаров, не собралась совместная пограничная комиссия на границе Смоленской губернии. Примерно в то же время в этой губернии местный помещик поручик Петр Энгельгардт задержал двух беглецов литовцев и предложил обменять их на двух своих беглецов. Однако обмен не состоялся. Во время процедуры обмена представитель от Речи Посполитой по какой-то причине ударил саблей российского поручика Забелина и приказал своим людям стрелять. От их пуль погибли российский солдат на заставе и один из беглецов с территории литовского княжества, приведенных для обмена.
Пограничная комиссия при Киевском полку существовала до 1793 года. Продолжали велись актовые записи о составе повстанческих крестьянских и гайдамацких отрядов, об участии в гайдамацком движении крестьян, мещан, запорожских казаков и русских раскольников; документы о помощи крестьян и мещан гайдамакам оружием, лошадьми и продовольствием. Отдельно хранились: показания пойманных гайдамаков; донесения командиров польских военных отрядов о нападении гайдамаков на шляхетские города, местечки, замки и имения; записи об уничтожении гайдамаками шляхетских документов на имения и крепостных, о предводителях гайдамацкого движения Гриве, Жиле, Медведе, Харьке и др. (1737г.).

В фондах комиссии имеются отчеты русских пограничных комиссаров о мерах, принятых царскими властями для борьбы с гайдамацким движением (1762г.), а также постановления пограничных судов о присуждении к пыткам и смертной казни гайдамаков.
В отчетах указывались: пункты претензий» польских комиссаров русскому правительству, русским комиссарам, послу в Варшаве и Киевскому генерал-губернатору с перечнем убытков, причиненных гайдамаками шляхте и требованием выдать предводителей гайдамацкого движения; велись записи актов об угрозах польской шляхты грабить русских купцов в случае неудовлетворения их претензий (1761г.).
Отдельно содержались декреты русских и польских комиссаров о размежевании пограничных земель (1735 – 1789гг.); дарственные записи на имения и деньги; выписи из книг земских и городских судов; акты о взаимных захватах пограничными жителями земель, скота и имущества, спорах украинских, русских и польских помещиков и купцов за долги, неуплату аренды и за подделку векселей (1735-1788гг.).
Подшивались протестации (протесты) о незаконных сборах асессорами налогов, неуплате денег и т. д. (1748-1780гг.),  ведомости и реестры доходов и расходов польских фольварков (1786г.), ведомости о беглых  русских крестьянах, скрывающихся на Правобережной Украине (1750-1775гг.).