Сохранить лицо

Виктор Афсари
       Для  любого человека важно «сохранять своё лицо». Но, если ты начальник, а то и царь какой, то это становится идеей фикс. Всегда и везде быть выше любых обстоятельств. Любой ценой. Иногда это была цена жизни приближённых. Когда в каком-нибудь конфузе есть человеческий фактор, то можно и казнить. Но вот беда иногда природа шутила так, что и монархам становилось тошно. А казнить некого! Трудно было иногда им, царям-то.

       В V веке до нашей эры Ксеркс, сын персидского царя Дария I, задумал отправиться с несметным войском в Грецию и показать там, кто есть кто. Войско громадное, а греки разрозненны. Вроде всё должно быть хорошо.

       Выбрали место и построили два моста через Геллеспонт (Дарданеллы) длиной 1300 метров. Можно с утра начинать переправу. Как спалось Ксерксу в эту ночь, никто не знает. Скорее всего, не очень хорошо. Уж больно непогода разыгралась.

       Утром полководец Мардоний вынужден был доложить Ксерксу о том, что переправа разрушена. Ксеркс в гневе приказал казнить всех строителей. Проверенный способ сохранить лицо. Но умный Мардоний с поклоном поинтересовался, а кто же будет строить новый мост или домой пойдём? Ксеркс не растерялся и приказал выпороть Геллеспонт и заковать в цепи.

       Что оставалось делать Мардонию? Отправили к морю палачей и те, войдя в воду, от всей души всыпали триста ударов палками по воде. Затем они взяли кандалы и забросили их далеко в море. Раз уж оно устроило такой большой шторм, то теперь пусть само себя и приковывает ко дну.

       Греки, наверное, потешались над этим мероприятием. Но недолго. Персы быстренько отстроили новый мост из 1207 кораблей и начали-таки вторжение в Элладу. Ничем хорошим, правда, для них это не обернулось.

       Давно была эта незадача с Ксерксом, аж в 480 году до нашей эры. У кого, казалось бы, хватит фантазии повторить что-нибудь подобное? Но прошло почти два с половиной тысячелетия, и такой человек нашёлся.

       В начале XIX века один китайский богдыхан попал в очень трудное положение. Он отправил большой караван с казённым серебром из Пекина в Кашгарию под охраной войска и чиновников.

       Путь каравана пролегал через печально знаменитую Турфанскую впадину. И «проскочить-то» надо было всего около сотни километров, но там бывали жуткие ураганы, которые поднимали в воздух как песчинки верблюдов и лошадей с грузом. А о телегах и людях и говорить не приходилось. Всё это сопровождалось страшными песчаными бурями, приносимыми из пустынь Гоби и Такламакан. Недаром эти места называли «Долина бесов».

       Ураган, видимо, раскидал людей, животных и вещи на многие километры. Да так, что от них и следа не нашли. Когда об этом доложили богдыхану, то он даже не расстроился, а просто озверел от гнева. Но, что-то делать надо. Он приказал разрушить все дорожные станции в Долине бесов. Засыпать камнями немногие скудные колодцы. Запретил любое движение по этой дороге. А что же сама дорога? А вот дорогу он наказал множеством ударов цепями и палками, после чего запретил всякое движение по ней. Только лет через восемьдесят отдельные смельчаки решались пройти по этой дороге.

       Многие люди кляли шторма и бури за гибель людей и разрушения, но, видимо, только царям подвластно наказывать природу.





Турфанская впадина - Долина бесов.
Фото из интернета. Спасибо автору!