Партия 2017 г. Общество. 9. Социология. 3. Вебер

Александр Корень
Партия 2017 г. Общество. 9. Социология. 3.  М. Вебер

  М.Вебер (1864-1920) – основатель немецкой школы социологии и основоположник понимающей социологии и социального действия.

М.Вебера основоположник   методологического направления в социологии, названного неокантианством. Неокантианцы предложили провести радикальные размежевания наук гуманитарных и наук естественных.  Дильтей разделяет первые от вторых по методу исследования. Метод познания гуманитарных наук т- интуиция или внутреннее понимание явления,  основной метод в естественных науках – это понятийное, логическое мышление, направленное на получение достоверного знания. Если первые понимают, то вторые знают.

  М.Вебер  вводит понятие ценности - это общезначимые и общедоступные для понимания вещи. "Для политики – это справедливость, для нравственности – добро, для этики – красота. Ценности надсубъективны и общезначимы, они не могут принадлежать одному индивиду в отдельности и не могут быть им созданы самостоятельно, они вырабатываются социально и принадлежат всем. Ценности не вечны, они надисторичны. По мере изменения коллективного сознания происходит корректировка ценностей. Каждой исторической эпохе соответствуют определенные ценности, хотя существуют и неизменные. В таком виде они становятся основанием для социологии, а задача  социологии состоит   в отнесении к ценностям, т.е. в  корректировке и корреляции социальной действительности и общественных ценностей.

В исследовательской практике используется метод идеального типа, под которым понимают обыкновенные социологические понятия, такие как капитализм, хозяйство, религия. Они конструируются как теоретические схемы. Сначала социолог создается идеальное понятие, а потом соотносится его с империей, находя внутренние закономерности. Идеальный тип  для социолога имеет значение аналогичное ценности для общества. Далее происходит сравнение элементов социальной действительности с идеальной конструкцией.

В качестве предпосылки общества у Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Общество не первее индивида, а наоборот. У Вебера существо общества определяют индивиды,  их социальное действие.

Социальные действия выражаются в поступках людей направленных на достижение тех или иныхт целей.
Классификация социального действия по  видам:
1. Ценностно-рациональное действие, производимое в соответствии с этическими и эстетическими ценностями;
2. Целерациональное действие, которое направлено на достижение определенного результата;
3. Аффективное действие, производимое при участии сильного чувства, эмоций;
4. Традиционное действие – действие по привычке, по традиции.

Из них вполне социальными являются два первых,  третье детерминировано психически, а четвертое - подсознательно. Целерациональное действие - главный фактор взаимодействия. В исторической практике утвердилась замена ценностно-рационального действия целерациональным, когда стремление к успеху, имущественному благополучию преобладает над стремлением к ценностям духовного характера. Целерациональное действие соответствует действию индивида в экономической сфере. На этом пути  сформировался индустриальный тип общества западноевропейского типа.
 

"По Веберу имеется три типа легитимного политического господства.
Первый тип называется традиционным.
 Он характерен для обществ, предшествующих наступлению капитализма. В его основании лежит приверженность традиции и следование законам предков. Структура власти схожа со структурой патриархальной семьи, где властные полномочия передаются по наследству и распределяются внутри в соответствии с личной преданностью. В условиях слабо развитого формального права традиционное господство ориентировано на личную преданность и личную ответственность перед главой.

Второй тип господства – легальный.
 К нему относятся современные европейский государства. Здесь вместо личных интересов и личной преданности на первое место выступает подчинение закону и правовому началу. Основными властными субъектами легального господства выступают бюрократические чиновники. Именно они в наибольшей степени соответствуют капиталистическому типу хозяйствования с его рациональной структурой экономики.

Третий тип господства Вебер определил как харизматический. Он связан с массовой верой в харизму политического лидера или вождя. Харизма не может быть объяснена рационально. Харизматическими личностями были А.Македонский, Цезарь, Наполеон и др. Их действия основаны на силе и подчинении авторитету, социальное окружение не пытается оказывать сопротивление, оно находится в состоянии массового аффекта и ожидает чуда. Харизматическое господство, как правило, приводит к социальным потрясениям.
- - -
Ком. проекта.

Интересное дело, оглядываясь назад  на истоки проекта, видишь лишь свою интуицию, основанную на относительном знании предмета, и веру в те первые решения. последняя и оказалась фундаментом проекта. Это к вопросу познания общественных наук.  А ценность для порядка - это, конечно, право в своей природе, организации и реализации. оно же выходит из деятельности самодеятельного и ответственного собрания как общества. Право имеет свою жизнь, оно всегда динамично как общественная жизнь, но и стабильно, ибо определяется коренными общественными интересами, они же довольно устойчивы в своём проявлении и существовании.

Индивиды и общество - взаимосвязанная субстанция. Индивидуальные интересы человека всегда корректируются общественным  видом на них. Взаимное влияние вырабатывает устойчивый образ коренных интересов людей в обществе и социальную практику их реализации. Здесь ценностно-рациональное действие характеризует общество, а целерациональное - индивидов.

 Рассматривая варианты легитимного политического господства можно увидеть и специфическое их проявление в сложившейся практике власти.
1. традиционное господство  имеет проявление в форме клановости.
2. легальный тип господства сводится к превалированию администрирования и бюрократии над правом и в отношениях с населением.
3.Харизматический тип нашел реализацию в части утверждения власти отдельного лица в форме её символизатора, как высшего должностного лица от народа.  Символизатор олицетворяет систему властелинства, утверждая её воспроизводство и сохранение. Но он и консервирует общественное развитие, более того, служит и инструментом некоторого общественного угнетения. Нация, если желает выйти на высокие темпы социально-экономического развития, вынуждена будет мобилизовать коренные интересы  населения и выбрать самодеятельную организацию реализации коренных интересов общества и индивидов как оптимальную форму общественного порядка .