Шахтёры

Александр Вольтер
    Смотрел я в детстве кино про шахтёров. Мужественных сильных людей. Про Стаханова. Про труд их тяжкий и опасный в глубине Земли. Но кино - оно и в Африке  только кино.
    А тут появилась у меня возможность побывать в шахте. Подразделение наше стояло у шахты Вергулёвская.
    И пошёл я на поклон и с просьбой к директору шахты. Мол де так и так - Вы такое дело делаете и вообще - молодцы, и хотел бы я с вашего разрешения прикоснуться к этому труду и хотя бы раз увидеть воочию что это такое. Пожалуйста. Ответ был прост - А приходи ка ты завтра к 8 утра на шахту, и будет тебе радость.
    Ну сказать что я волновался – совсем не сказать ничего. В детстве  играли мы с друзьями - товарищами в снежную крепость. Это когда одни укреплённую крепость строят из снега а другие её захватывают. Весёлая озорная игра в войнушку снежками. И выкопали мы в снегу с лепшим моим дружбаном подснежный ход. Что бы в самый ответственный момент сбоку напасть на противника. И всё бы было хорошо, но пришла сильная оттепель вечером и простояла до утра назначенной Битвы. И когда я уже полз по вырытому нами лазу снег рухнул. Прижав меня всей своей массой, не давая мне двигаться. Ужас мой был неописуем. Пролежал я как казалось мне вечность в беспомощном своём детском ужасе. И только дворник проходя мимо уже разбомблённой снежной крепости услышав мой скулёж из толщи снега откопал меня.  Так я и остался живой.
    В общем и целом Страх во мне замкнутых пространств жил. Душить не душил. Но имел место Быть Тихим ужасом. И спуском в шахту я хотел этому Ужасу сказать - фик вот тебе а не Право мной управлять.   
    Ну вот поплакался. Теперь же о главном.
    В назначенное время пришёл я на шахту где ждали меня директор и главный инженер. И познакомившись, коротко поздоровавшись пошли мы с инженером в раздевалку. Одели меня во всё чистое. Мелькнула шальная мысль - как перед  смертельной атакой,,,Экипировку дополнили каска и светильник - фонарь, на поясе аккумулятор с длинным проводом до каски. Посмотрев на себя в зеркало я себя не узнал - Красавчик. Настоящий шахтёр.
    И вот шахта. У подъёмника несколько человек. Железные ворота со скрежетом раздвигаются и мы заходим в лифт. Клеть - как зовут её шахтёры. Когда клеть  Рухнула вниз и я судорожно схватившись за поручень увидел улыбки бывалых шахтёров, слов не было да их и не нужно было. Всё и так читалось в их улыбках,,,
Первая моя мысль была проста и незатейлива. - Наверху у меня было столько неотложно срочных дел что Крайне необходимо было вернуться. Здесь и сейчас. СрочнОООО..
    Наверное эта гамма противоречивых чувств и эмоций так явно были выражены на моём лице что смех был неудержимым и дружным. Это и спасло меня. Привело в чувство. И холодная жестокая лапа неимоверного ужаса перестала сжимать мой разум и Волю.
    Ну а дальше? Как мне показалось, бесконечно долгое путешествие по шахте.   Ремзона, где стояли ржавые тачки и тягачи. Широкие подземные коридоры, где идёшь в полный рост и только сгнившие балки над головой и осыпающаяся из этих проломов  порода напоминает тебе что ты глубоко под землёй. И отходящие штреки где всё уже и меньше, почти на коленях в тусклом свете налобного фонаря.
    Низкий поклон  инженеру что был со мной. И делая свою работу тихим, размеренным голосом рассказывал и объяснял мне все нюансы и маленькие хитрости шахты. О датчиках загазованности, системе водоотведения и откачки. И новые слова что для меня как сказка - что такое траншеи, шурфы, штольни, буровые скважины, разведочные квершлаги, штреки, уклоны.  Куда шахтёры ходят по нужде и сколько длится смена от спуска до подъема. Что такое норма и сколько труда тяжкого шахтёрского в этом понятии. Какой бывает уголь и на какой глубине он залегает. Мне думается он любил и знал свою работу. Как иначе могло быть когда человек так с любовью и неторопливой подробностью мог рассказывать о своей работе. Ежедневной работе - в которую он не пустил рутину и уныние безысходности.
    Но надо отдать ему должное. Не упустил он шанса поглумиться надо мной. Хитро поглядывая на меня, идя вдоль конвейера  на котором уголь поднимается к месту  погрузки рассказывал он что вот здесь ленивому шахтёру что не хотел подниматься сам а ехал на транспортёре оторвало руку. А вот в этом месте ногу. А вот здесь бедолаге повезло не стать инвалидом  – голову ему раздавило. Умер сразу  - не мучился...
    Четыре часа в этом царстве подземной красоты для меня пролетели как  мгновение. Словно я побывал в Царстве Гномов. И детские страхи мои остались где то в шахте, в самой тёмной глубине её, где подпорки трещали под тяжким гнётом земли и породы, заставляя мой страх трястись и вздрагивать.
    Я в шахте ничего не делал кроме как ходил за сопровождающим и смотрел во все свои удивлённые глаза. Но в раздевалке посмотрев в зеркало я увидел как в кино,  негра с белками глаз и белыми зубами улыбку рекламы Лаколют) Когда мылся я в душе  вода была чёрной и казалось что угольная пыль въелась в меня намертво. 
    На выходе из душевого бокса  встречал меня директор шахты. И гостеприимно напоив чаем с печеньками в своём кабинете поинтересовался о впечатлениях.
Обуревала меня масса эмоций в тот момент, Но сказал я искренне - мне под обстрелом в окопе спокойнее чем в шахте...
      Шахтёры  героические люди. Сильные духом. Низкий поклон вам за труд Ваш.