Учусь быть. Глава 8. Внимание

Павел Кавалеров
Учусь быть. Памятка - http://proza.ru/2021/03/23/598

Вы прочитали главу «Осознанность» http://www.proza.ru/2018/01/05/1096

Теперь поговорим о внимании и внимательности - основном условии для осознанности.

ВНИМАНИЕ ЕСТЬ ДВЕРЬ

К.Д. Ушинский (1823–1870), основоположник научной педагогики в России, в одной из своих работ он пишет: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Как мы знаем, что основной вопрос онтологии, науки о бытии, - что существует? Из цитаты Ушинского следует, что если вы на что-то не обращаете внимание, то оно не существует. По крайней мере для вас. Скажем, если вы каждый день ходите через фойе в институте или в офисе, где на стене висит картина, но вы ее не замечаете, то она для вас не существует.

И какая вам разница, что существует на белом свете так сказать вообще, если для вас оно не существует?

И наоборот. Для вас существует то и только то, на что направлено ваше внимание. Посмотрите на телевизионные шоу и рекламу. Они сделаны с таким замыслом, чтобы моментально захватить и прочно удерживать внимание телезрителя: яркое оформление, красочные заставки, ритмичная музыка, полуобнажённые девицы в кадре. Всё это тщательно продуманные и выверенные профессиональные приёмы, основанные на хорошем знании рефлексов и психологии. В результате глаз не может оторваться от красочного зрелища, а ухо от прилипчивого мотива.

Торговцы тщательно изучают способы захвата внимания покупателей, с тем, чтобы получить побольше выручку. Например, специальным образом раскладывают товар на прилавках.

Названия многочисленных пособий и статей говорят сами за себя: «Борьба за внимание потребителя», «Как завладеть вниманием в рекламе», «Кулачные бои за внимание электората», «Как завладеть вниманием мужчины».

Если внимание человека зависит от внешних в большинстве случайных факторов, то он не управляет своим сознанием, своим временем, а значит и своей жизнью. И наоборот, тот, кто умеет контролировать свое внимание, тот осознанно движется по своему жизненному пути. Таких людей называют целеустремленными. Это означает, что что-бы они ни делали, частичка их внимания направлена на их жизненные цели, которые они хотят достигнуть.

Не даром говорят - где внимание, там и энергия. А где энергия, там и сила.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ

Попробуем разобраться, что же такое внимание.

Органы чувств – это своеобразные датчики, которые постоянно взаимодействуя с различными объектами, ежесекундно получают и передают нашему сознанию множество сигналов – зрительных, осязательных, обонятельных, слуховых, тактильных, вестибулярных, сигналов от внутренних органов.

Например, вы находитесь в офисе и ваши «датчики» фиксируют шум автомобиля за окном, какой-то звук за стеной, играет музыка, кто–то мелькает в коридоре, разносится запах кофе, чешется нога, затекла спина, звонит телефон и так далее. Список можно продолжать и продолжать. Все эти сигналы поступают в наше сознание.
Но все ли из них сознание способно воспринять, с учетом того, что в одно и то же мгновенье поступает десятки, а может быть сотни сигналов?

Очевидно, что нет. Поэтому большая их часть отсекается, и мы даже не догадываемся об их существовании. К таким ощущениям можно отнести привычные ощущения, которые не несут для нас никакой опасности, а также те, которые не важны и не интересны для нас по каким-либо другим причинам. Иногда это называют игнорированием несущественных воздействий.

Датчики исправно работают: сетчатка глаз, барабанные перепонки, рецепторы носа, языка, кожи и внутренних органов непрестанно посылают в мозг огромное количество импульсов. Но большинство из них нами не воспринимается, как будто бы их нет совсем. Таким образом, большая часть информации, передаваемой органами чувств нашему сознанию, отсекается.

Поэтому, если мы, например, смотрим телевизор, то, как правило, не замечаем вкус пищи. Хотя наши вкусовые рецепторы взаимодействуют с пищей, и сознание получает информацию о её вкусе. Но мы всего этого не ощущаем, так как заняты более «важной и интересной» работой.

Органы чувств, взаимодействуя с различными объектами, передают сознанию достаточно большое количество разных сигналов. Кант это называл "хаосом чувственных импульсов". Но сознание имеет ограниченный ресурс по их обработке. Поэтому производится фильтрация всех поступивших сигналов, в результате чего они делятся на «важные» и «неважные», «главные» и «второстепенные», «интересные» и «неинтересные».

Дело в том, что человек не может удерживать в своей оперативной памяти слишком много разных «кусков» информации, с тем чтобы можно было пользоваться всеми ими одновременно. Если попросить вас повторить алфавит в обратном порядке, в то время, когда вы будете решать математические задачи, вы откажетесь это сделать, потому что в вашей памяти просто не хватит для этого «места», чтобы выполнить два задания одновременно, хотя справиться с каждым из них в отдельности вам вполне по силам.

Механизм доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого нами в данный момент достигнет сознания, а что нет, и называется вниманием.

Философ Чарли Брод писал: "Каждый человек в любой момент способен вспомнить все, что когда-либо происходило с ним, и воспринять все, что происходит повсюду во вселенной. Функция мозга и нервной системы — защитить нас от подавления этой массой в основном бесполезного и бессмысленного знания, скрывая большую часть того, что мы могли бы воспринять или вспомнить, и оставляя только весьма небольшой, специфически отобранный материал, который может пригодиться практически".

Происхождение слова «внимание» можно объяснить наличием в русском языке слова «вынимание», которое, по всей видимости, когда-то являлось для него антонимом. Точно также как есть «вход» и «выход», есть «внимание» и «вынимание». Если вынимать – это что-то извлекать, выкладывать, вытаскивать изнутри наружу, тогда можно предположить, что внимать – это означало вовлекать, вкладывать, втаскивать, помещать внутрь, в том числе внутрь сознания. То, что мы внимаем, то и становится доступным нашему сознанию. Получается, что внимание это способ, с помощью которого внутрь нашего сознания попадает информация.

Внимание можно представить, например, как своего рода «дверцу», или лаз, подобный тому, через который кэрролловская Алиса пыталась, проникнуть в волшебный сад в Стране Чудес, но никак не помещалась целиком. Или как секретаря-распорядителя в приемной, принимающего решение, кого следует немедленно допустить пред светлые очи Его Императорского Высочества, кто должен подождать аудиенции, а кому доступ в кабинет закрыт.

Можно сказать и так: внимание – это механизм, с помощью которого сознание отбирает одни сигналы и игнорирует другие.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ

Сколько сигналов мы способны наблюдать в одно и то же время?
Мы уже говорили, что человеческое сознание имеет некоторый объем, ограничивающий возможности нашего восприятия.

Чтобы это проиллюстрировать обратимся к медитации на органах чувств. Целью такой медитации является наблюдение ощущений, поступающий от органов чувств.
Сначала мы направляем внимание на сетчатку глаз, наблюдаем зрительные ощущения («смотрим на то, на что видят глаза»). Затем на барабанные перепонки и наблюдаем слуховые ощущения («слушаем то, что слушают уши»). При этом мы стараемся не терять зрительных ощущений. Потом направляем внимание на рецепторы носа, наблюдаем запахи, сохраняя зрительные и слуховые ощущения. Добавляем вкусовые ощущения, направив внимание на рецепторы слизистой оболочки рта и языка. И, не теряя всех предыдущих ощущений, направляем внимание на кожу, наблюдаем тактильные ощущения.

На начальных этапах практики практикующий способен наблюдать лишь какое-то одно ощущение. Со временем «мускул внимания» укрепляется, и адепт становится способным держать в поле своего внимания два, затем три ощущения.
В конце концов происходит объединение всех разрозненных ощущений в единое целое, единую сложную фигуру (это называется слипанием, склеиванием или агглютинацией), которую практикующий и воспринимает как единое ощущение.

Таким образом, развивая внимания, мы увеличиваем его объем, в результате чего становимся способными воспринимать одновременно гораздо больше сигналов.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ВНИМАНИЯ

Второе качество внимания, о котором мы здесь поговорим, это его непрерывность. Как долго мы способны наблюдать за чем-то, ни на что не отвлекаясь?

Мастер восточных единоборств Скалозуб А.В. рассказывает: «У нас в школе есть психолог, у него есть специальный прибор, который она подключает к токам мозга. Прибор фиксирует всё, как только вы чуть–чуть отвлеклись, он сразу же это фиксирует. Садится человек в медитацию, даётся ему задание, например, удерживать внимание на барабанных перепонках, чтобы объектом медитации он избрал звук. Как вы думаете, сколько нормальный человек может удерживать внимание на объекте? Обычный нетренированный человек удерживает внимание на объекте 1–2 секунды».

В «Карма–пуране» говорится, что если разум сосредоточен на одной мысли в течение 12 секунд, то наступает дхарана – концентрация. Двенадцать таких дхаран составляют дхьяну – медитацию (12 х 12 = 144 секунды). Двенадцать дхьян означают самадхи (25 минут 28 секунд)- состояние просветления.

По мере укрепления внимания увеличивается способность непрерывно (иногда говорят «недифференцированно») воспринимать феномен времени как «длящееся сейчас». Постепенно наше внимание делается более «плотным», и мы становимся способны наблюдать собственное тело и сознание в течение всё более и более продолжительного времени.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Как мы уже говорили в главе «Отражение действительности», внимание бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание характеризуется одной важной отличительной особенностью – в его наличии нет нашего намерения, оно проистекает не из нашей воли. Если вспомнить аналогию внимания с дверью, то дверь открывается и закрывается не по желанию хозяина дома, под действием, например, ветра. При непроизвольном внимании предмет как бы сам захватывает наше внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д. Поэтому такое внимание также называется пассивным.

Однако хорошо известно, что можно управлять вниманием и по своему усмотрению. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы может выполнить это решение, сознательно направляя внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем, как мы считаем, необходимо заниматься.

Произвольное (преднамеренное, активное, «из воли») внимание – это внимание, которое находится под сознательным контролем.

Произвольное внимание есть продукт цивилизации

Наличие произвольного внимания принципиально отличает нас от животных. У животных есть практически все функции, которыми так гордится человек. Мышление, эмоции, даже речь – в зачаточном состоянии, но всё же есть. Но чем мы точно отличаемся от братьев наших меньших – умение по воле своей концентрировать внимание. У животных нет произвольного внимания, как нет и волевых качеств – для них природой предусмотрено только инстинкты и непроизвольное внимание.

Понаблюдайте за собакой – где находится её внимание, как оно перемещается с объекта на объект? Оно сосредоточено на вкусной косточке, на собственном хозяине, на нахальной кошке, на вкусном запахе, на движении новых объектов, на угрожающих звуках и движениях и так далее. Что происходит с собакой, если таких сигналов не поступает? Правильно, она кладёт голову на лапы и засыпает. Нет сигналов – нет жизни. У собаки нет произвольной, подчинённой собственной воле, концентрации внимания. Собаку невозможно заставить смотреть на неинтересный ей объект, например, на какую-нибудь секундную стрелку... «Что я, дурная, что ли? – скажет она вам. – Вот дайте мне кусочек мяса, и я за ним активно понаблюдаю, это же совсем другое дело!»

Собака живёт в мире рефлексов по типу «стимул – реакция». У неё есть лишь непроизвольное внимание, целиком зависящее от внешних сигналов окружающего мира.
Как пишет известный психолог Рибо, произвольное внимание «возникло у человека в силу необходимости, под давлением потребности и рядом с успехами умственного развития. Это усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации. Тот же прогресс, который заставил человека в нравственном строе своем заменить господство инстинктов господством интереса или долга, в строе социальном перейти от первобытной дикости в состояние организованного общества, в строе политическом – от почти абсолютного индивидуализма к образованию государства, тот же прогресс в области умственного развития заставил человека перейти от господства непроизвольного внимания к господству внимания произвольного».

В естественном состоянии как для животного, так и для человека непроизвольное внимание служит фактором первой важности в борьбе за жизнь. Как только под влиянием тех или других причин(недостаток дичи, скученность населения, бесплодность почвы, соседство лучше вооруженных племен) человек перешел к производительному труду, по существу своему однообразному, монотонному, а потому непривлекательному, но необходимому, как средство выживания, появилось на свет и внимание произвольное.

Таким образом, произвольное внимание – есть важное условие возникновения человеческого общества. Владимир Леви пишет: «Первая операция, которую производит цивилизация над мозгом, – именно подчинение внимания, его избирательное удерживание».

Рибо пишет: «До возникновения цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимолетное сверкание молнии. Леность дикарей известна; это подтверждают все путешественники и этнологи. Дикарь со страстью предается охоте, войне, игре, он страстный любитель всего непредвиденного, неизвестного, случайного во всех возможных формах; но постоянного труда он не знает или презирает его. Любовь к труду есть чувство вторичного образования, развивающееся параллельно с цивилизацией. Заметим, что труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания».

Дарвин спросил у гаучей, преданных пьянству, игре и воровству, почему они не работают. Один из них ответил: «Дни слишком длинны». Слишком долго удерживать внимание на однообразных действиях для них сложно, непосильно. Дни становятся слишком длинны.

«Жизнь первобытного человека, – говорит Герберт Спенсер, – почти вся проходит в преследовании зверей, птиц и рыб, которое доставляет ему приятное возбуждение; для человека цивилизованного охота хотя и служит удовольствием, но далеко не таким постоянным и распространенным».

Волевой аспект

Термин «произвольный» образован от слова «изволение», означающее волю, желание, намерение. Если непроизвольное внимание как бы «живет своею жизнью», его триггером является внешний по отношению к сознанию раздражитель, то при произвольном внимании надо заставить себя быть внимательным. Из названия этой разновидности внимания мы видим, что оно сопровождается волевым усилием. Поэтому его еще называют активным, преднамеренным.

Длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Кто пробовал медитировать, тот вероятно сталкивался с тем, что практика на этапе ее освоения вызывает сонливость, с которой непросто совладать. Вместе с тем, как только сеанс медитации заканчивается, то сонливость тут же улетучивается и человек вполне бодр и активен.

Знаменитый американский философ и психолог, основатель прагматизма Уильям Джеймс, писал по поводу произвольного внимания, что «главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нем внимания».

В отличие от непроизвольного внимания произвольное управляется сознательной целью. Человек понимает зачем он это делает. Если при непроизвольном внимании мы реагируем рефлекторно и ее необходимость определена во многом инстинктом выживания, то произвольное внимание включается тогда, когда мы сознательно ставим перед собой какую-либо цель.

В целом, в произвольном внимании больше воли, намерения, чем внимания.

Конфликт непроизвольного и произвольного внимания

Мы способны направлять своё внимание на любой, даже самый неинтересный объект, если сами решим, что нам это нужно. Мы в принципе способны заставить себя делать то, что нам не интересно и что не несёт нам сиюминутной и очевидной выгоды.

Всем нам хорошо известны ситуации конфликта между объектом наблюдения, выбранным намеренно, и объектами внимания непроизвольного. Выполняя некоторое задание, которое мы считаем важным, но не интересным, мы можем столкнуться с непосредственным воздействием посторонних раздражителей. Думаю, все помнят, как будучи ребенком, им хотелось гулять или играть, но вместо этого приходилось выполнять неинтересное домашнее задание. Поэтому любой детский крик за окном тут же переключал наше внимание на себя.

Эволюция дала нам способность непроизвольно реагировать на все новое, быстрое, яркое, громкое, и тому подобное, что возникает в этом мире. Почему - понятно. Эта информация может нести для нас угрозу или это информация о пище, добыче (то и другое требуется для выживания). Поэтому сосредоточенно работая над чем-либо важным, мы, все-равно невольно, отвлекаемся на громкие звуки за окном или иные сильные раздражители.

Вспомним не вполне нормального писателя Мэлвина Юдала в исполнении Джека Николсона из фильма «Лучше не бывает». В этом фильме есть момент, когда Юдал сосредоточенно работает над одним из эпизодов своего очередного романа, пытаясь подобрать наиболее яркие и точные слова.

И вот, в кульминационный момент этой «литературной примерки», в его дверь стучат. И что мы видим? Только что уравновешенный и спокойный Юдал тотчас взвинчивается, бросается к двери и, рванув её на себя, выразительно и энергично произносит приблизительно следующее:

– Стучать сюда не надо! – Даже тогда, когда вы услышите грохот падающего тела у меня в квартире, а спустя десять дней почувствуете запах нестерпимой вони, так что вам придется затыкать нос, … – даже тогда, стучать сюда не надо! … Сюда – хода нет!

Эта гневная тирада показывает, сколько усилий ему требовалось, чтобы сосредоточиться, и любое отвлечение обнуляет это усилие. Актеру талантиливо удалось донести до нас, сколько силы воли было нужно его персонажу, чтобы не терять нить производимого действия в условиях, когда включаются отвлекающие раздражители. Поэтому, чтобы продолжать работу нам требуется значительная волевая сосредоточенность. Потребуется снова собирать в кулак волю, чтобы прийти к нужному уровню концентрации.

Впрочем, волевое внимание требуется не только для пересиливания отвлекающих факторов. Произвольное внимание требуется всякий раз, когда мы, например, осваиваем некое сложное для нас моторное действие. Это невероятно трудно - испытывать неудачи и раз за разом продолжать повторять, чтобы овладеть навыком. Это может быть изучение иностранного языка, обучение игре на музыкальном инструменте, какие-то спортивные занятия.

Выжидательное внимание (бдительность)

Разновидностью произвольного внимания является так называемое выжидательное внимание. Оно связано с волевой сосредоточенностью на ожидании определенного события, которое может произойти в скором времени. Это внимание охотника, выслеживающего зверя, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда.
С понятием выжидательного внимания неразрывно связано и является по сути синонимичным ему, другое понятие – бдительность.

«Ожидание неприятности – хуже самой неприятности», такое выражение появилось из-за того, что люди обратили внимание насколько серьезное напряжение приходится испытывать, ожидая приближения какого-либо события. И чем более значимо такое событие, тем сильнее напряжение психики.

Хороший пример бдительности – это футбольный вратарь. Сколько времени за весь матч он держит в руках мяч? В среднем – всего лишь около двух минут. Так значит, остальные 88 минут он ничего не делает, зря получает зарплату? Нет, доблесть вратаря заключается не во владении мячом, и не в длине рук, и не в мощности прыжка – а в стопроцентной ежесекундной концентрации внимания, и это куда сложнее, чем бегать за мячом полтора часа без остановки. Его задача – быть все 90 минут матча бдительным, полностью сконцентрированным на ситуации, на положении мяча, пасах и комбинациях противников, перемещениях футболистов, видеть и мгновенно анализировать всё, что происходит на поле. Как бы вратаря ни отвлекали закрывающие обзор противники, орущие болельщики, а заодно и собственные проблемы, мастерство голкипера – это постоянная включенность произвольного внимания. Секундная расслабленность ведёт к обесцениванию труда всей команды. В историю спорта входят не только великие победы, но и обидные проигрыши из-за выпавшего из рук мяча.

ВНИМАНИЕ И МОМЕНТ "СЕЙЧАС"

Сколько разговоров о том, что «заел быт», что хочется чего-то настоящего. Нам кажется, что сейчас мы пишем черновик, а настоящая жизнь где-то впереди. Мы постоянно репетируем, чтобы когда-нибудь сыграть блестяще свою роль. Но жизнь – не спектакль, а «сейчас» – не репетиция.

Вспоминается объявление в магазине из теперь уже такого далекого советского прошлого: «Пива нет. Совсем нет». Так и здесь, «всё» означает «совсем всё». И кроме момента «сейчас» у нас ничего нет. Совсем ничего.

Когда Христос говорил: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф.6:34), он не имел ввиду, что нужно забыть прошлое и не думать о будущем.
Это выражение в сознании некоторых людей приобретает совершенно превратный смысл: живи беспечно, одним днем, «бери от жизни все», не думай о последствиях. Но странно, если бы Христос имел ввиду именно это. Поэтому эти слова представляется правильным трактовать следующим образом: момент «сейчас» это единственная возможность что-то реально сделать. Нельзя ничего сделать завтра, можно только сегодня. Завтра к нам придет в виде сегодня и, когда оно придет, то мы получим возможность что-то сделать в завтрашнем сегодня.

Поэтому так важно сосредоточить свои волевые усилия на делании в моменте сейчас. Потому что решив похудеть, но продолжая бесконтрольное поедание пищи в моменте сейчас, мы никогда не достигнем своей цели. Решив научиться играть на музыкальном инструменте и не делая в сейчас упражнения, мы не осуществим задуманное. Любые планы - есть выполнение определенных действий в моменте сейчас. Поэтому главное - текущий день и то, насколько вы сможете быть внимательны и сосредоточенны, чтобы не потратить этот день своей жизни впустую. И так каждый день, день за днем. Только тогда наши планы станут явью, а не пустыми мечтаниями.

Но пока мы это не поймем, пока это понимание не станет для нас внутренним ощущением, до тех пор момент «сейчас» будет казаться нам скучным, банальным и неинтересным. А то, что скучно мы стараемся не замечать.
«Здесь-и-сейчас» мы зачастую принимаем за рутину, как что-то скучное и малозначащее, что нужно просто перетерпеть, переждать. Но когда-нибудь мы обязательно все изменим и начнем настоящую жизнь. Когда-нибудь ...

Рассеянность, как невнимательность к моменту «сейчас».

Открою вам секрет - невнимательных людей нет. Их не существует. Пока человек не спит - его внимание бодрствует. Просто у разных людей оно направлено на разное. Обычно на то, что более интересно или на то, на чем человек сосредоточен, добаваясь какой-то цели.

Вероятно, каждый без особого труда сможет представить человека невнимательного или рассеянного. Обычно его не нужно долго искать: он всегда рядом с нами, часто в нас самих. Вот он кивает с умным видом, а потом подводит в ответственный момент, потому что, оказывается, вас не слушал. Начинает с утра новую жизнь, чтобы тут же продолжить старую. Спланировав работу на час, не выполняет её и за пять. Забывает ключи, кошельки и документы.

Внимание такого человека обычно направлено на его собственные мысли. Вспомним образ рассеянного ученого - его внимание направлено на решение каких-то научных или логических задач. И такая причина невнимательности к моменту сейчас и внимательность к собственному умственному процессу наверное оправдана. Но большинство невнимательных людей рассеяны потому, что в своих мыслях о чем-то мечтают или что-то вспоминают.

И тогда настоящее перестаёт быть настоящим, оно – вот беда! – даже прошлым не становится. Оно просто исчезает навсегда. Оно ускользает из нашей жизни, не успев в ней появиться, и его нельзя даже вспомнить.

Можно без проблем сколько угодно думать о прошлом, с душевным трепетом вспоминать о своём «золотом» веке, либо сожалеть о случившемся. Однако прошлое нисколько не изменится от того, что мы будем о нём всё время думать. Можно также без конца мечтать и планировать, фантазируя о рае, и не заметить его наступления. Либо без конца трястись от страха перед грядущей старостью, болезнью, бедностью или неизвестностью. Однако эпицентром всего и вся является момент «сейчас», ибо все вчерашние дороги привели сюда, а все грядущие пути начинаются отсюда.

В мультфильме «Кунг–фу панда» в уста мудрой черепахи вложены такие слова: «Прошедшее – забыто, грядущее – закрыто, настоящее – даровано». И пока мы не поймём главное – что прошлое и будущее гораздо менее значимы, чем момент «сейчас», – мы будем тратить свою энергию крайне неэффективно.

В одной из своих бесед Ошо говорил: «Будущее никогда не приходит к вам в форме будущего – когда оно приходит, оно всегда становится настоящим. Вчера вы размышляли о «сегодня», потому что на тот момент оно было «завтра», и когда это «завтра» наступает, оно опять–таки становится «сегодня» – потому что всё, что существует, существует здесь и сейчас, такова природа существования» (Ошо «Осознанность»).

Вот вы идете по улице. Вы наметили цель и ожидаете конкретного развития событий. Вы видите прохожих и окружающее пространство, но ровно настолько, чтобы с ними не столкнуться. Ваш ум занят размышлениями о том, что вы будете делать, когда придете в то место, в которое направляетесь. Вас заботят не мелькающие лица рядом с вами, а то, что будет в будущем. Например, успеваете ли вы в магазин, который скоро закроется, хватает ли у вас денег на необходимые покупки, нужно ли покупать жене цветы, или лучше сэкономить, что вы скажете начальству по поводу ваших «успехов». В любом случае, вы уделяете намного меньше внимания окружающему вас «здесь и сейчас», чем размышлениям о грядущих событиях или воспоминаниям о том, «как оно было». Возможны варианты, но в целом, внимание человека в повседневности больше находится во внутренних переживаниях в виде внутреннего диалога и относящихся к «где-то там», чем к неинтересным текущим делам, которые происходят «здесь-и-сейчас».

Казалось бы, в этом нет ничего страшного. Но если проанализировать, то выпадение из настоящего времени является причиной подавляющего большинства наших проблем, как мелких, так и крупных. Рассеянность, то есть выпадение из настоящего (например, в сознании крутится вчерашний разговор с начальником), не выходящая за рамки физиологической нормы, качество на первый взгляд вполне безобидное, но зачастую именно она становится причиной проблем, чаще мелких, но иногда и весьма серьёзных.

Мы оставляем зонты и головные уборы в общественных местах, капаем соусом на брюки, забываем дома билеты на концерт.

Невнимательность в семье ведет к обидам, непониманию и даже к разрыву отношений. Мы не видим новых причесок наших любимых, не замечаем плохого настроения близких нам людей, подолгу не звоним родителям. В результате поломанные судьбы, разводы, трудные дети и обиженные родители.
Часто невнимательность приводит к потерям времени. Это может показаться не очень страшным последствием, но если посчитать эти потери в рамках всей жизни, то может получиться вполне ощутимое количество впустую потраченных часов, которые складываются в месяцы и года.

Я шел с тренировки. Пройдя полпути до электрички, я вспомнил, что не сдал ключ от шкафчика для одежды. Пришлось вернуться назад. В результате я опоздал на электричку, и пришлось ждать следующую. Было потеряно около часа. По пути надо было оплатить коммунальные счета. Я зашел в сберкассу и встал в очередь. Когда я подошел к окну, то оказалось, что здесь производятся только операции со вкладами. Пришлось встать в другую очередь. Было потеряно ещё полчаса.
 
Невнимательность к собственному телу нередко приводит к различным болезням. От тела мы получаем различные сигналы – либо приятные, либо не очень, либо неприятные. К не очень приятным можно, например, отнести одышку, изжогу, чувство усталости и слабости. К неприятным – различные виды и степени боли. Организм дает нам информацию о своём состоянии всеми доступными ему средствами.

И что же мы делаем? Мы принимает обезболивающие средства, препараты, снимающие изжогу, температуру, бодрим себя кофеином. Таким образом, мы подавляем неприятные сигналы, действуя по принципу страуса, спрятавшего голову в песок. Нам гораздо проще избавиться от симптомов болезни, чем от самой болезни. Ведь для этого нужно гораздо меньше внимания. Выпил таблетку, и боль исчезла, хотя причина не устранена. Альтернативный подход требует неизмеримо больше внимания, когда в течение нескольких месяцев, а то и лет нужно регулярно делать физические упражнения или пить травяные отвары.

Настоящей проблемой современной цивилизации стал лишний вес. За всю историю человечества пища практически всегда была в дефиците. В дикой природе сегодня еда в избытке, а завтра и послезавтра её может вообще не быть. Поэтому весь многомиллионный опыт наших предков говорит, что съесть что-то впрок вполне оправдано. Однако в настоящее время ограничений в пище практически нет, и за один раз мы съедаем первое, второе, десерт и пьем чай с вареньем и плюшками. Мы механически заглатываем большие объемы пищи, хотя организм давно дает сигналы, что съедено уже достаточно, сначала ощущением сытости, потом тяжестью в желудке. Но мы этого не замечаем, так как не обращаем на это внимание и продолжаем трапезу.

Аварии на дорогах ещё одно следствие нашей рассеянности. Некоторые водители умудряются проехать не один десяток километров, что называется на «автопилоте» и зачастую они не могут вспомнить, как оказались в данном месте. А ведь дорога – вещь опасная. Секундная расслабленность, потеря внимания, и водитель не успевает среагировать, свернуть, затормозить. Но ситуация никогда не бывает мгновенной. Практически всегда есть несколько секунд, когда человек, например, слышал звук приближающейся машины, а значит мог успеть среагировать. Но его внимание было отвлечено от ситуации на дороге «важными» мыслями, которые вырвали его из настоящего мгновения и тем самым лишили возможности предотвратить несчастье. Поэтому ввиду высокой степени опасности на дороге нельзя ни на секунду ослаблять внимание. Алкоголь за рулём запрещён только по этой причине – из физиологии мозга известно, что под действием алкоголя высокая концентрация внимания труднодостижима.

Если послушать истории пациентов травматологических отделений, то многие будут начинаться с примерно такой фразы: «Буквально на мгновение я задумался и не заметил, как навстречу едет машина (поскользнулся и сломал ногу, потерял равновесие и упал и т.п.)» «Задумался», чаще всего означает самопроизвольное переключение внимания с момента «сейчас» на внутренний диалог.

ПРИЧИНЫ РАССЕЯННОСТИ

Человек движется по улице, внешне он соcредоточен, идет по определенному маршруту, вполне успешно огибает препятствия. И почти ничто не выдает в нем, что все это он делает на автопилоте, что его сознание обращено внутрь и большая его часть занята мыслями, воспоминаниями, планами (мы это называем внутренним диалогом). Или в его сознании возникают визуальные картинки, так воображение рисует образы того, что человек желает или наоборот боится.

Кое-что в этом человеке все же имеется не совсем обычное. Например, он смотрит, что называется в упор и не здоровается со знакомыми людьми, на что те порой обижаются. Но обижаться не на что, оперативная память этого человек загружена на 100% и ее едва хватает, чтобы не столкнуться с деревом, другим человеком или стенкой, а также отслеживать маршрут по направлению к своей цели. Но если его окликнуть, то он скорее всего будет несколько секунд соображать, кто перед ним находится. Это время на переключения внимания изнутри наружу.

Понимая под рассеянностью отсоединенность сознания от органов чувств, от реального мира, от момента "сейчас", нужно иметь ввиду, что рассеянность не означает, что сознание человека ничем не занято. Интенсивность работы сознания  рассеянного человека может быть даже выше, чем у нерассеянного.

Поэтому выделяют два различных состояния сознания, оба из которых приводят к рассеянности внимания. Например, учитель считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если разобраться, то ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения учителя, а на то, что значимо для него самого, скажем на птичку за окном или на соседку по парте.

Это так называемая мнимая рассеянность, когда сознание работает без снижения интенсивности, но переключено на самое себя (сосредоточенное обдумывание какой-либо мысли, блуждающий внутренний диалог, зрительные образы).

Второе состояние называют истинной рассеянностью или прострацией, когда интенсивность работы сознания значительно снижена. Это состояние характеризуется тем, что внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов, мысли и ощущения расплывчаты, человек не способен сконцентрироваться на чем-либо определенном, у него отсутствует интерес к происходящему вокруг. Такими состояниями могут сопровождаться некоторые болезни, а также физическое и нервное перенапряжение, сильное переутомление, голодание. В таком состоянии человека нахоится за несколько секунд до засыпания.

Выделяют особый вид истинной рассеянности внимания - феномен дорожного гипноза. Он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Если человек целенаправленно направляет свое внимание на какой-либо объект, то говорят о произвольном внимании, как о его характеристике (наличие волевого аспекта), и о концентрации внимания, как о самом процессе.

Лучи солнечного света, попадая скажем на солому или бумагу, не вызывают их воспламенения. Хотя с помощью тех лучей, собранных лупой в единый пучок, можно разжечь костер. Точно также наше внимание может быть рассеянным, а может быть собрано в единый пучок и направлено на какой-либо объект. В этом случае мы говорим о том, что наше внимание сконцентрировано на этом объекте.

Таким образом, можно взять шкалу, на одном конце которой слабая концентрация или рассеянность внимания, а на другом – большая концентрация внимания или полная сосредоточенность. Кстати, слово концентрация произошло от латинского concentratio и переводится как «сосредоточение». Перемещаясь по этой шкале мы меняем такой параметр, как интенсивность внимания, направленную на конкретный объект. Например, собеседника можно слушать предельно внимательно, можно в пол уха, а можно и совсем не слушать.

- Доктор, состояние моего мужа внушает мне большое беспокойство. Представляет, я могу часами говорить с ним, а потом выясняется, что он вообще не слышал ни слова.
- Это не болезнь, это дар Божий!

Умение концентрироваться является важным качеством, от которого зависит результат практически в любой деятельности.

Рассказывают такую историю. Однажды известному футболисту Андрею Аршавину жена позвонила за три часа до матча и сообщила о том, что угнан его автомобиль «Лэнд Крузер» (можете себе представить, сколько стоит такое авто!). Команда, конечно же, посочувствовала – и все тут же стали сами на всякий случай звонить домой, чтобы справиться о своих машинах, квартирах, счетах, акциях. Тем временем подошло время матча, вся команда приехала на стадион, выслушала установку тренера, провела разминку, начала игру – и... И матч с явным аутсайдером был проигран с разгромным счётом 0:3. В чём же причина проигрыша? Совершенно верно: в том, что во время игры эта команда мысленно была вовсе не на поле, игроки не концентрировались ни на мяче, ни на воротах соперника, а пребывали весьма далеко от происходящего – в своем городе, в своих делах, в своих тревогах и заботах. Для хорошего результата недостаточно просто гонять мяч, надо гонять его с полной самоотдачей, что в этой ситуации игроки не смогли сделать.

Подобная история произошла с пианистом Святославом Рихтером. Непосредственно перед концертом ему сообщили о том, что его мать смертельно больна. Известный пианист рассказывал впоследствии, что сыграл тот концерт просто отвратительно – он просто не мог сосредоточиться на музыке, он думал о своей матери (ведь это естественно для человека!), – так что наутро добавилась новая неприятность: газеты не отказали себе в удовольствии обругать великого пианиста за неудачную игру, причины же этой неудачи никому не были интересны. И это Рихтер, гениальный Рихтер! Что же говорить о нас, простых смертных… Вспомните, сколь часто мы не можем сосредоточиться на важном деле и работаем с низкой эффективностью, думая о неприятностях, проблемах, о болезни родителей, ситуации с детьми, обо всём, что взволновало нас накануне. В результате и проблемы не решаются, и сами мы изматываемся от подобных мыслей, и на работу мы тратим времени куда больше, чем могли бы.

Для тренировки концентрации внимания в качестве наблюдаемого объекта можно использовать собственные ощущения (дыхание, тактильные ощущения, барабанные перепонки, сетчатка глаз, рецепторы носа или рта), какой-либо предмет, свечу, цветок.

Концентрация делает ум очень сильным, и это создаёт напряжение, потому что сконцентрированный ум не расслаблен, он приведён в такое состояние для фокусирования внимания на единственной цели сознательным направлением усилий. Надо быть постоянно на страже, чтобы удерживать ум в концентрированном состоянии, так как его обычное состояние – блуждание.

ЦИКЛИЧНОСТЬ ВНИМАНИЯ

Если человеку что-то интересно, то ему нет нужды использовать волю для удержания внимания на это объекте. С другой стороны человеку обычно трудно удержать внимание на одном объекте долгое время, если его этот самый объект не интересует. Поэтому концентрация внимания требует нашей активности, нашей воли.   

Из физики мы знаем, что энергия не может застыть, остановиться. Движение - это форма существования энергии. То же самое можно сказать о внимании - оно не стоит на месте, оно все время движется.  Приведем фрагмент из книги Владимира Леви «Искусство быть собой»:

«Внимание должно двигаться, двигаться без конца, иначе… Иначе оно всё равно двигается, но куда?... Приборы показывают, что даже у неподвижно застывшего часового тело совершает лёгкие ритмично–аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, всё–таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий–разжатий, только очень быстрых, сливающихся… Так же движется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем–то… Всё, что само сосредотачивает, всё, что «втягивает» – всё ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства».

Таким образом, концентрируясь на чем-либо, наша активность направлена на цикличную отправку импульсов на предмет концентрации.

Впрочем последнее предложение есть истина с одной оговоркой - так работает внимание для обычных, не тренированных людей. У людей, практикующих медитацию, через некоторое время сознание начинает работать по другому. Оно перестает своё скакание с объекта на объект, с мысли на мысль. Их внимание становится более плотным, сознание  спокойным и ясным.

ВНИМАНИЕ И ПРЯМОЕ ЗНАНИЕ

Знание бывает двух видов: знание из прошлого, его мы называем опытом, и знание момента. Опыт вещь хорошая. Научившись чему-то в прошлом, мы применяем это в настоящем. И, как правило, это работает. Нам не нужно каждый раз заново учиться пришивать пуговицу. Если человек нас обманул, то мы относимся к нему настороженно.

Но это не всегда работает. Вот мы едем на машине за рулем. Чем нам может помочь опыт? Он не подскажет нам, что:
- на проезжую часть выбежит ребенок;
- машина, не успевая сделать обгон, выскочит нам навстречу;
- начали ремонтировать дорогу и наделали ям, чтобы их заасфальтировать;
- прошел дождь, в низине подморозило и дорога покрылась тонкой коркой льда.

Прошлое в этой ситуации нам не помощник. И примеров таких, если поискать, не мало. Спортсмены, цирковые артисты, водители - все они черпают основную информацию из настоящего момента. Это также называют прямым знанием, так как информация поступает напрямую от органов чувств без анализа и интерпретаций. Причина проста - ее просто некогда обрабатывать. Представьте, что эквилибрист балансирует на канате, на цилиндрах или на вершине пирамиды из других артистов. Он ежесекундно (на самом деле чаще) ловит баланс и промедление гарантирует потерю баланса и падение. Аналогично ведет себя спортсмен, когда ловит мяч, или водитель, увидевший выскочившего пешехода. Время на размышления нет, поэтому это знание называют прямым.

Внимание непосредственно связано с прямым знанием. Внимание, внимательность - это условие для получения прямого знания. И даже не за рулем прямое знание нам сослужит хорошую службу.

Вот человек идет по дороге и вдруг падает, споткнувшись о камень. Какова причина падения? Конечно же, если бы не было камня, человек бы не упал. Но если бы заметил - тоже. Камень - внешняя причина, рассеянность, отсутствие внимательности к моменту сейчас - внутренняя.

Внешнюю причину своих неудач ищут люди, которые не имеют понятия об осознанности. Если искать причину в лежащем камне, то это ничего не даст, так как наличие камня на дороге - вещь, от нас не зависящая. А вот качество внимания - это то на что мы можем повлиять, то, что мы можем тренировать, улучшать.

Если бы наше внимание было сосредоточено на не собственных мыслях, то мы бы вовремя заметили камень и падения не произошло. Но сетчатка наших глаз отображала картинку, а сознание ее не воспринимало. Внимание - связующее звено между органами чувств и сознанием, было направлено вовнутрь. Поэтому причина падения в том в том, что внимание было не на моменте сейчас.

ВНИМАНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕХУ

"Гений - это внимание", - сказал знаменитый изобретатель Эдисон. Человек этот был, воистину, фанатом внимания, и слегка даже помешался на нем.

"В мире есть два вида людей: внимательные и невнимательные - говорил Эдисон. - Невнимательных - огромное большинство; эти люди не замечают ничего, кроме того, что их интересует - а не интересует их почти ничего кроме них самих в узкой полоске сиюминутности. Мозг средних людей не воспринимает и тысячной доли того, что видит их глаз, и просто невероятно, насколько низка их наблюдательность. Они никогда не придумывают и не создают ничего нового, не могут ни организовывать, ни руководить; все их замыслы - бредни, все предприятия - пустые затеи, обреченные на провал. Единственное, что они могут - это плохо исполнять чужие инструкции и указания и неправильно толковать идеи; чтобы у них выходило что-нибудь путное, требуется постоянный контроль... Внимательных людей очень мало - единицы на многие тысячи; но именно они и только они видят мир таким, каков он в действительности; только они совершают открытия, интересно придумывают, точно рассчитывают и правильно исполняют..."

Леонардо да Винчи писал: "Развивай внимание каждый день, размышляй о внимании и молись о внимании. Как жадный ростовщик, каждодневно, неутомимо взыскуй, требуй от себя его возрастания. Со внимания человек начинается, вниманием образуется, вниманием совершенствуется. Вниманием движется мысль, питается память, волнуется воображение. Вниманием рождается изобретение и созидается красота. Внимание тебя приведет к вершинам божественного, к бессмертию".

Нетренированное внимание слабо и беззащитно. Оно как подвыпившая женщина, которая сама себе не хозяйка. Таким вниманием может легко завладеть кто угодно и что угодно. С другой стороны, человек с развитым "мускулом внимания", идет по жизни уверенно, он более свободен в принятии решений, ничего нигде не забывает, никуда не опаздывает, выполняет свои обещания, с ним реже происходят различные бытовые неприятности, он легче достигает поставленных целей. Потому что может постоянно помнить о них и держать их в поле своего внимания.

Как говорит мой учитель - в каждое мгновение мы должны точно знать, что и зачем мы делаем.

О том, как тренировать внимание читаем "Практики по развитию ментальной силы".

http://www.proza.ru/2018/05/06/620