Уильям Смут. Абсолютное предопределение

Инквизитор Эйзенхорн 2
АБСОЛЮТНОЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ 
Уильям Смут (1912) 
http://asweetsavor.info/smoot/abspred.html 
   
В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены в зависимости от целей того, кто творит все по изволению воли Своей 
Еф.1.11 
   
Передо мной экземпляр "Вестника истины", периодического издания Старой школы, выходящего в Лорель-Форке, Вирджиния. В этом номере в одной из ведущих статей редакция предпринимает атаку на учение о предопределении. Здесь же появляются сообщения, касающиеся опыта, о которых мы думаем, что здесь не может быть никаких серьезных возражений. Нам, однако, всегда было интересно, как любой человек с опытом евангельской благодати может возражать против учения о вечном, неизменном и абсолютном предопределении всех вещей, которым надлежит произойти. 
Мы вовсе не удивимся, обнаружив противостояние этой истине в мире, ибо естественный разум человека восстает на суверенитет Бога, он есть вражда против Бога, закону Божию не покоряется, да и не может (Рим.7.7).  Но мы очень удивлены, что любой, кто когда-либо почувствовал прикосновение Божественного присутствия, может когда-либо усомниться в этой в высшей степени драгоценной и утешительной доктрине. Пророк говорит нам, однако, что «вожди сего народа введут его в заблуждение" (Ис.9.16). Плохой уход вызвал хромоту Мемфивосфея (2 Цар.4.4). И это ложная проповедь и ложные учения, которые часто отравляют умы детей Божьих и настраивают их против истины Евангелия. 
Редакция, о которой мы говорим, можно сказать, гениально охарактеризовала труды людей, являющихся противниками этой доктрины, видимо, опасаясь, что учение об абсолютном предопределении противоречит характеру Бога, и она рвется в бой, чтобы оправдать Его характер, бесконечную чистоту и святость, но именно это не может быть поставлено нами под сомнение и не может никак касаться обсуждения этого пункта доктрины. 
Мы приведем несколько тонких суждений в статье "Вестника". 
"Бог сказал Адаму о древе познания добра и зла: не ешь от него". Означает ли это, что Адам не мог съесть от него? Должен ли он или не должен был это сделать? Если бы это означало, что он не мог и был не в состоянии съесть, наказание не могло бы быть наложено на него, или, будь оно даже наложено, оно никогда не было бы исполнено". 
Здесь мы видим, как сначала изготовляют соломенное чучело, а потом его сжигают. Читатель заметит талантливое введение условий, которые не могли и не должны были использоваться. Автор лукаво отходит от силы и смысла Писания в том, что он обсуждает. Он не цитирует весь стих, но ограничивается одним пунктом, оставляя в стороне существенную часть. Стих гласит: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2.17). То, что Бог не намерен был предопределить, что Адам должен есть с этого дерева, как заявляет эта статья, , является абсурдным на фоне заявления: "В день, в который ты съешь его". Здесь есть не только пророчество, что он должен вкушать от древа, но и назначенный день, в который это произойдет. Как можно понимать эти слова так, чтобы опустить указание на время. Это заявление показывает и предвидение и предопределение Господа. При полном и добросовестном цитировании стиха будет хорошо виден смысл используемых слов. "Не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". То есть Адам не должен был и не мог вкусить от древа и остаться в состоянии своего изначального творения. В день, когда он ел от дерева, стало неизбежным его падение. Неизменная воля его Творца свидетельствует, что когда он отпал от изначального состояния, он попал под закон греха и смерти, и исполнение его должно было быть достигнуто: "смертью умрешь". Если смысл первого ясен, должен быть ясен и смысл второго. Мы могли бы раскрыть стих грамматически, не меняя его подлинного смысла: "в тот день, когда ты вкусишь, ты умрешь". 
Мы можем узнать здесь также, каким образом приход Спасителя был абсолютно предопределен, а вхождение греха в мир не было случайностью. Спаситель дан грешникам, и спасение и грех соотносимы: первое следует за вторым. И та же вечная цель и предназначение, что абсолютно предустанавливает и предопределяет приход Христа как Спасителя грешников, абсолютно и бесповоротно предустанавливает падение Адама и как следствие вхождение в мир греха. 
Адам в изначальном творении был просто земным человеком,  которому предназначалось обладать землей. Он не был приспособлен для неба. Падение Адама было необходимым для явления Откровения и Евангелия благодати в лице Иисуса Христа, и как бы такой важный фактор мог быть иным, чем говорит Писание: "Ибо, если преступлением одного человека, смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать к жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5.17). Исключите падение Адама, и что стало бы со всем домостроительством спасения? Следовательно, надлежало быть и греху, и спасению, ибо то и другое замыслены в полном и окончательном устроении предназначения или предопределения Божия. 
Когда художник пишет картину,  линии света, и оттенки тьмы воплощены в одной конструкции; темный фон предшествует контурам света.  Сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю, и земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною ... И сказал Бог: да будет свет, и стал свет" (Быт.1.1-3). Не была ли тьма такой же частью творения, как и свет? И разве падение не входит в творческое слово Того, Кто которое сотворил небеса и землю, и "все воинство их"?"  Писание говорит так, а также дает нам типичные значения света и тьмы: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45.7). Так когда и как Господь образует свет и творит тьму, создает добро и зло? 
Редакция журнала резюмирует свою точку зрения на падение Адама в следующем пункте: "Разве Бог говорил, что Адам не пострадает, вкусив от древа? Нет. Но Он имел в виду, что Адам не должен этого делать, у него нет на это права от Бога. Обязанностью Адама было подчиняться своему Создателю, но он не повиновался Ему по собственной воле; он счел, что знает все лучше Бога, и что он обманут. Слова "ты умрешь" были просто карой за неповиновение, и так одним человеком в мир вошел грех, и грехом смерть. И если бы не вмешательство благодати через искупление Христом, все люди без исключения остались бы в смерти и под угрозой вечного наказания". 
Это арминианская свобода в чистом и простом виде, из которой ясно видно, что автор, вместо того чтобы считать падение Адама предопределенным по  определенному совету Всемогущего Бога, усваивает его самому Адаму, как говорил один старый проповедник в Вест-Вирджинии: «Адам сделал себя грешником". И если бы не вмешательство Иисуса Христа, все его потмки остались бы в погибели. То есть, вмешательство Иисуса Христа было после того, как замысел Божий утвердил Его милость за счет Его справедливости, для того, чтобы вывести Адама из ямы, в которую он впал. Это соответствует статье веры ассоциации Северной Каролины, по которой Бог создал Адама "стоящим, но могущим пасть". Какую честь это делает Божию характеру? Истинно Он должен был предвидеть, что Адам падет, но почему, спросим мы по человеческому рассуждению, Адам не был сотворен не способным пасть, чтобы ему было предоставлено бессмертие в земном раю? Такие вопросы, однако, есть мудрость мира сего, которая есть безумие перед Богом. 
Еще раз процитируем "Вестник": Верующий был создан во Христе Иисусе на добрые дела, эти добрые дела приходят после его нового творения и возрождения святых, когда они оживотворены". Здесь, конечно, имеется в виду теория рождения грешника свыше, которая является радостью сердца всех баптистов - сторонников средств благодати - оживление и восстановление естественного человека. "Если мы можем хвалиться заветом и волей Господа, скажите нам, как это делать. Если бы заповедь "не укради" не была предназначена для всех людей, никто никогда бы не крал". Первый раз мы видим в периодике Старой школы утверждение, что заповеди в том смысле, в котором они были предоставлены, даны всем людям. Автор распаляется еще больше и завершает следующим: "Те, кто проповедуют, что преступление Адама определил Бог, просто не имеют на это права.  Они опираются на свое воображение или на воображение других людей. Это противоречит Библии, вменяет слова Бога в ничто, и делает молитвы, проповеди, наставления, обличения и многое другое напрасным.  Мы видим, что много хороших братьев и сестер были обмануты этой теорией". Разве мы здесь не видим то, о чем писал апостол: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2 Пет.2.1-2). 
В трудах таких заслуженных старейшин Старой школы, как Гилберт Биб, Джон Ф.Джонсон, Р.С.Личмэн, Сэмюэл Тротт, Томас Дадли, Филандер Хартвелл, Дэвид Патман, Дж.М.Теобальд и множество других, учение, которое теперь подвергается таким горьким нападкам, четко провозглашалось сто лет. Оно принесло урожай, пока к нам не начали вкрадываться врасплох (2 Тим.3.6) люди, отвергающие дивное знание наших отцов прежних дней, которое высказывали святые люди Божии, говорившие Духом Святым (2 Пет.1.21).
Но давайте перейдем к более полному рассмотрению вопроса. Использование термина "абсолютное" применительно к предопределению оправдано, только если оно более ясно отличает учение, против которого выступают наши враги. Это слово означает просто предопределение без ограничений; тем не менее оно подразумевает и другое. Характер Бога выше упрека, и он никогда не может быть постигнут или измерен естественным разумом.   "Никто не знает Сына, кроме Отца; не знает никто Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф. 11.27). Откровение, которое Он благоволил сообщить о Себе, являет Его вечное самостоятельное существование. "Я есть Тот, Кто Я есть" (Исх.3.14). "Я Господь, и нет Бога, кроме Меня» (Ис.45.5). "Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (рим.13.1). Мы могли бы без конца приводить цитаты, являющие бесконечное само-существование, безграничную власть и мудрость Бога. Самосуществование является атрибутом верховной власти. Вечность и время может вмещать в Себя лишь одно само-сущее Существо, бытие одного Великого Я; все другие существа зависят в своем существовании от Того, Кто «есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1.17). 
Слово "предопределение" является новозаветным термином, хотя оно используется в Писании лишь несколько раз. Оно несколько напоминает, хотя и не тождественно ему по смыслу, слово "цель", которое используется чаще и в обоих Заветах. Павел наставлял Тимофея "правильно разделять слово истины" (2 Тим.2.15), то есть размещать каждый пункт доктрины на своем месте, чтобы каждый момент учения о нашем Боге и Спасителе имел свое отношение к великому делу Искупления.   
Апостол соединяет учение о предопределении с избранием, поставив предопределение сразу после избрания. "Кого Он предузнал, Он также и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8.29). "Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив нас к усыновлению как детей через Иисуса Христа по благоволению воли Своей" (Еф.1.5 KJV). Из порядка, в котором эти две вещи находятся в этих и других местах Нового Завета, очевидно, что избрание - это один из важнейших, если  не основной принцип системы Евангелия, а предопределение - это Божий порядок вечного торжества избирающей благодати. "Кого Он предопределил, тех. Он также призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8.30). Предопределение здесь дано как подтверждение призвания, оправдания и прославления избирающей благодатью. 
"В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены согласно цели Того, Кто творит все по изволению воли Своей» (Еф. 1.11).  В этом тексте цель и предопределение использованы с минимальной разницей в смысле этих слов.О предопределении здесь говорится, как и в других библейских свидетельствах, в связи с "наследием святых во свете". Избрание совершается во Христе, предопределение же заверяет всех наследников обетования в безопасности их искупления во Христе Иисусе. 
"В соответствии с целью Того, Кто совершает все". "Все" здесь может рассматриваться как призвание, оправдание и прославление избирающей благодатью,  но учение о предопределении охватывает не только все эти моменты, но косвенно все, что вообще существует. Согласно Откровению для колоссального дела искупления, увенчавшего славою и честью Господа Иисуса Христа, должна была быть предоставлена почва, где совершилась бы эта работа, вызванная к жизни по благоволению Божию и для явления чудес воли Его. 
Предшествующий этому стиху текст апостола ясно представляет дело предопределения: "чтобы в устроении полноты времен было собрано воедино все во Христе". Все существа во времени и само время были созданы для этого великого дела, которое должно быть явлено в полноту времен.  Таким образом, все созданные вещи и все события прямо или косвенно стремятся к одной великой цели, для которых они были созданы рукой Творца вселенной. 
Кто осмелится поставить под вопрос, что этот Всемогущий Бог, Иегова, Я Есмь Тот, Кто Я Есмь, держит полный контроль над всеми вещами и определяет в вечности все события, касающиеся спасения и прославления Его избранной семьи; что Он надежно держит в руках Своей всемогущей силы явление этой вечной цели через все изменения во времени, что Он не создает ничего, чем Он не мог бы управлять; что из откровения мы знаем, что цель и предопределение Божие уверенно, точно и бесповоротно согласуют все события, не оставляя случайности, допущению или любым другим способам творения другой роли, кроме как хранить вечные постановления, цель и предопределение Всемогущего Бога? Он один отвечает за все это, ибо только Он обладает абсолютной властью. Он не делегировал эту ответственность никому из Своих творений, будь то люди или бесы.  И Он не стремится уклониться от Своей ответственности, но Он может искренне сказать:  "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45.7). 
Как мы сказали, "все" в нашем тексте может касаться многообразных явлений Его благодати в спасении Израиля, однако это понятие не может игнорировать, но обязательно должно охватывать все события во времени, в которых это спасение совершается. Например, распятие Христа было необходимо, но нечестивые люди должны были возвести крест и посадить нечестивцев во власть, и  все эти видимые, временные вещи должны были быть предоставлены и предопределены в нужное время "по определенному совету и предвидению Божию "(Деян. 2.23), а все нечестивые учреждения подняты и ожесточены, как возвышен и ожесточен фараон (Исх.7.13), чтобы "сделать все, что определили рука Твоя и совет Твой" (Деян.4.28). 
Распятие Христа как результат предопределения не было ни изолированным, ни исключительным случаем, но примером того, что абсолютно все события всех времен, будь то добро, зло или индифферентные вещи, должны иметь какое-то отношение, прямое или косвенное, к славе Божией в Иисусе Христе, ради которой были созданы все миры и все, что сотворено Богом.   
"В соответствии с целью Того, Кто совершает все". Вот единственная и лучшая из причин, по которым Он совершает все:  "Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, будь то престолы, господства, начальства или власти; все они [без исключения] были созданы Им и для Него" (Кол.1.16 KJV). 
Мы знаем, что те, кто извращает эти свидетельства, являются экспертами в игре в слова, и они могут сказать, что если "все Им стоит", то это не может быть истолковано в пользу учения о предопределении. Но читатель заметит, что хотя это положение не является главным пунктом текста, цель и предопределение Божие являются здесь важными факторами, ибо мы "предназначены согласно цели Того, Кто творит все по изволению воли Своей". Давайте проясним это: наследие, о котором идет речь, дается  в соответствии с целью и предназначением Бога. Предопределение затем обеспечивает исполнение цели и развитие вечного замысла, а также создает среду,  через которую это развитие обеспечено, и это предопределение "в зависимости от целей того, кто творит все по изволению воли Своей». 
Предопределение также является абсолютной согласованностью всего, воплощенного в этой цели и объемлемого этой работой. В Рим.8 апостол охватывает ту же тему, но в несколько иной манере. Он говорит о том, что все предопределенное содействует благу святых и прославляет Бога. Среди этих вещей он называет скорби, страдания, гонения, голод, нагота, опасность, меч, жизнь и смерть и все, что считается злом, а также ангелы, господства, власти и т.д.; это и есть "все", упоминаемое в нашей теме применительно ко времени.   
Мы могли бы взять эти вещи, которые апостол упоминает одну за другой, и посмотреть, насколько четко мы можем проследить предопределение Божие. Его правящая рука видна в каждом событии, будь то глубина бедности и опасностей, которым подвержены святые, их великие скорби и боль утрат.  Эти вещи имеют важное значение для развития, ибо они закаляют выбравших их людей в горниле страдания, и апостол завершает свою речь резюме для совершающих свое земное странствие с обещанием: "Для тех, кто любит Бога, кто призван по Его изволению, все содействует ко благу". 
Из всего сказанного нами будет ясно, что Писание учит, что Бог сотворил все, и все, что Он предопределил в Своей благой цели, содействует ко благу избранных Его, так что это охватывает как ход событий во времени, ибо само время было введено в бытие по благоволению Божию, так и развитие Его цели, как исполненной во Христе Иисусе прежде вековых времен. 
Противники этой доктрины говорят, что она предопределяет зло. Они предполагают для себя возможность измерения характера Иеговы. Какое кощунство! Чтобы претендовать на способность измерять характер великого всемогущего Бога, облеченного в ослепительное великолепие, бесконечную чистоту и святость небес, нужно иметь ту мудрость, которая названа безумием (1 Кор.3.19), ибо мы знаем, что мир "своею мудростью не познал Бога" (1 Кор.1.21). 
Мы начали с того, что Бог совершает все по совету воли Своей (Еф.1.11). Отметим положительное утверждение, что это Его воля, и Он не советуется с людьми или бесами.  «Ибо кто познал ум Господень, или кто был советником Ему?" (Рим.11.34). "Кто ты. человек, что возражаешь против Бога? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?" (Рим.9.20). Вот реальные вопросы критикующим глупцам! Весь вопрос о предназначении зла или падения Адама опирается на то, что Сам Бог говорит на эту тему. Может ли быть акт беззакония больший, чем распятие Христа? И все же что говорит Писание о нем? "Ибо поистине против Святаго Сына Твоего Иисуса, Которого Ты помазал, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля, собрались вместе, чтобы сделать то, что определила рука Твоя и совет Твой" (Деян.4.27-28). Добавим еще несколько мест. "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3.1). Разве он не был нечестивым? Разве Писание не покончило с глупейшим понятием некоторых о самосуществовании дьявола? Опять же, посмотрим:  Господь создал все для Себя т, даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Притч.16.4). "Я делаю мир и произвожу бедствия (Ra); Я, Господь, делаю все это» (Ис.45.7). "Есть ли злое в городе, что не Господь допустил?" (Ам.3.6 KJV). "Я создал губителя для истребления» (Ис.54.16). "Сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим.9.22). "И Я ожесточу сердце фараона" (Исх.7.3). "Я возвещаю конец от начала" (Ис.46.10). 
Могут ли противники нашей доктрины сообщить нам, как конец может быть возвещен от начала так, чтобы некоторые события остались за рамками? "Он творит по воле Его в небесном воинстве, так и среди живущих на земле, и никто не может остановить руку Его, и сказать Ему, что Ты делаешь?» (Дан.4.35). "Кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает" (Рим.9.18). "Он послал в сердце их ненависть к Своему народу" (Пс.105.25). "И поэтому Бог послал им действие заблуждения, так что они будут верить лжи" (2 Фес.2.11). Вот лишь немногие из обильных библейских свидетельств на эту тему. Видимо, пророки и апостолы не боялись учения, поддерживаемого в этой статье!      
События должны происходить путем предопределения или случайно, и как может что-нибудь выйти за эти две возможности? Одно случайное событие может в любой момент уничтожить всю структуру творения Бога. Если же все происходит по предопределению, то Бог правит людьми и бесами, и даже дьяволом, который есть лишь Его творение, и бесы не могли даже войти в стадо свиней без Его разрешения (Мтф.8.32). Усвоим ли мы это человеку, которого дыхание в ноздрях его (Ис.2.22)? Если нет, то истинно Бог делает то, что Ему угодно "на небесах, и на земле, и в море, и во всех безднах» (Пс. 135.6), и определяет все вещи. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?  Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим.11.33-36).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn