Партия 2017 г. Общество. 13. Совр. социология. 3

Александр Корень
Партия 2017 г. Общество. 13. Совр. социология 3. Ю.Хабермас



" " "
Теория коммуникативного действия, Ю. Хабермас (1929), двухтомная «Теория коммуникативного действия»,  (1981 г.)

Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненного мира». Жизненный мир-это мир, в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненный мир-это сфера непосредственного взаимопонимания людей, покоящаяся на общей вере в незыблемость своего существования, не требующих ни каких изменений.

Жизненному миру противостоит «системный мир»-мир состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Системный мир исторически и логически происходит из жизненного мира, основан на нем, однако в современных условиях системный мир приобрел чрезвычайно большое значение и грозит разрушением жизненному миру.
- - -
Ком. проекта:
Хабермас не смог увидеть организационное существо общества, ограничившись формированием "жизненного мира", но шаг к нем у сделал, уже подумав об "общественном", хотя именно так о нём не говорил. То, что в системном мире увидел фактор разрушения жизненного мира, конечно есть понимание реальных социальных отношений. Первое в вопросе разрушение жизненного мира  - это амтомизация людей в жизни,разрыв семейных отношений, снижение состава первичной семьи,разводы супругов и разрушенные семьи, ухудшение условий для занятости и доходности, снижение уровня доходности мужчин и занятости, нарушение гендерных отношений, формирование условий жизни как процесса бесконечного потребления и ориентации на потребление, снижение значения духовных компонентов в жизни людей, спонтанность экономических отношений, использование экономических моделей, разрушающих экономическую активность населения, организационное препятствование формированию и становлению института права через подмену его властными установлениями, ориентация властных отношений на формирование института присвоения, оторванного от существа права. Перечисленное - лишь частности общего разрушения. Само разрушение имеет и относительное измерение. На примере России - это ликвидация части промышленности, что относится к прямому разрушению, а к относительному можно отнести снижение её доли в мировом экономическом производстве,снижение уровня заселенности мировой территории в пределах контролируемых государством.

Откуда возникает всё разрушающее действие социология не объясняет. В чём природа агрессии против социальной среды, как она возникает внутри самой среды, где предел её разрушения, что она собой представляет, почему не описывается механизм зачатия и развития, какие силы эту агрессию представляют - эти вопросы социология не раскрывает, оставляет агрессию против социальной среды неприкосновенной, а решение  данных вопросов другим наукам.
- - -


Эти два мира обладают качественным признаком различия, сводящемуся к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному мину соответствует инструментальная рациональность.

Коммуникативная рациональность представляет собой действия разума, направленного на понимание социального процесса как такового. Она ориентирована в своих действиях на человека с его естественными нуждами.

Беда коммуникативной рациональности в том, что она посредством рынка и роста государственности все более способствует формированию инструментальной рациональности.

Новая инструментальная рациональность представляет собой господство когнитивно-инструментального разума. В ее ракурсе субъект относится к объекту не просто с точки зрения знания, но инструментально, т.е. его отношения представляют собой точно скорректированный набор действий для достижения определенной цели. В реальной жизни инструментальная рациональность в большей степени проникла в сферу политики и экономики, преобразовав их в некий механизм, функционирующий вопреки ближайшим интересам конкретных личностей.

Изменение типов рационализации происходит на общем фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей. Познавательные способности включают как когнитивную так и производственную деятельность. Наличие второй составляющей роднит Хабермаса с Марксом, но если у последнего производственная деятельность полностью исчерпывает конструирование социальной организации, то у Хабермаса значительная роль уделена элементам рассудка.

В процессе социальной эволюции познавательные способности проходят последовательно пять этапов:

1) мифопоэтический. Здесь человек еще не отделяет себя от окружающего мира, отождествляет себя, поэтизирует и мифологизирует его.
2) космологический. В этот период человек начинает находить различие между собой и окружающим миром, однако собственные социальные структуры продолжает конструировать, по типу мифических конструкций.
3)  религиозный,, когда социальные действия человека и его понимания общественных процессов основывается на религиозном мировоззрении.
4)метафизический этап, характерен тем, что человек критически оценивает весь предшествующий социальный опыт и подходит к созданию собственных социальных конструкций.
5)  современный. Его отличительная черта в наличие конфликта между коммуникативной и инструментальной рациональностью, или двумя способами социального конструирования мира.
- - -
Ком. проекта:
Конечно, все этапы в данном объяснение можно признать в качестве авторских суждений
- - - .
 
По мнению Хабермаса, проблема современного мира состоит в том, что инструментальное поведение вторгается в область жизненного мира. Преимущественному эволюционному развитию подвержена инструментальная рациональность, именно она институционализирует новые социальные отношения. Недостаток современного общества не в рационализации как таковой, а в неспособности коммуникативной рационализации институционализировать области социального взаимодействия которые относятся к коммуникативному поведению.
- - -
Ком. проекта:
Здесь соглашусь  с Хабермасом, но с оговоркой: неспособность возникает не из существа социальных отношений, а из их подавленности.
- - -

В качестве практической реализации своих идей Хабермас видит достижение общего взаимопонимания, которое возникнет в результате рациональной критики. Работа в этом направлении уже начата самим автором как критика ряда социологических теорий. Однако общественная дискуссия должна выходить за рамки научного исследования. Это должен быть общественный дискурс, в котором могли бы принять участие все члены социума, дабы в процессе всеобщего обсуждения преодолеть частичную, групповую и индивидуальную разобщенность.
- - -
Ком. проекта:
Мысли хорошие, инициатива не только поддерживается, но и реализуется. Частности - данный проект.
- - -
Цель общественного дискурса во втягивании в него все больших народных масс, буквально всего человечества, которое, вооружившись рациональной критикой, придет к консенсусу взаимопонимания, не взирая на политическую власть и экономическое господство, существующее в мире.

Подобный процесс явится реализацией коммуникативной рационализации, конструированием и институционализацией новых форм общения, свободных от инструментализма. Общественный дискурс принимает деятельный характер в том плане, что он направлен на создание новых общественных отношений. Отсюда, поиск согласия является одновременно социообразующим, социально-конструктивным действием.

- - -
Ком. проекта:

Есть у современного мира коммуникативность и есть инструментальность, что принимается с оговорками,  но нет правовой  рациональности. Последнее без оговорок.
Каждую теорию или подход к ней проект примеряет к настоящему времени, вообще к отношениям. они же сами по себе не создавались как временные. Каждый автор утверждал всеобщность  своей теории, не ограничивая во времени существования, отсюда мы и имеем право проверять это качество, соизмерять с ним  действительность бытия, всех отношений. Ну, а теорию Хабермаса, её образ развития можно поддержать.