Спасибо

Леонид Графман
Будучи совсем молодым учителем, я как-то был вынужден заменить урок в не знакомом мне 8 Б классе   . Я там никого не знал ,но фамилию одного ученика постоянно слышал в учительской: Андреев...

Не успел я начать урок и написать тему на доске ,как в меня полетела какая-то горная порода .Я понял, что метатель знаменитый Андреев .Каждый раз ,когда я поворачивался к доске, Андреев в меня что-то бросал ,сопровождая свои действия звонким матом и воодушевляясь веселыми взглядами одноклассников ,которые, может ,и не одобряли его ,но уважали его смелость .Именно эти насмешливые взгляды породили во мне ощущение собственного бессилия, переходящее в отчаянье. Я не знал  , что предпринять .Наконец, когда в мой голову  полетел очередной предмет, я резко двинулся к Андрееву. Андреев тут же метнулся в сторону и впрыгнул на подоконник. С подоконника в меня уже официально - мне не потребовалось отворачиваться к доске-полетели кусочки мела, крышка от пенала и все , что там лежало .В классе стало еще интересней .Отбросив все тактики и соображения, я просто погнался за Андреевым, как заяц за волком. Он был быстр и ловок, но далеко от меня не убегал, а держался на расстоянии парты. Я никак не мог его поймать  . В очередной раз нас разделяла одна-единственная парта, и Андреев издевательски  приглашал меня продолжить погоню .Бывают решения, которые подсказываются  сверху .И это было таким решением .Вместо безуспешной беготни я резко и неожиданно ,кинжальным ударом ноги,двинул парту на Андреева и буквально вонзил ему угол парты в пятую точку. Андреев взвизгнул от боли и на какой-то момент потерял контроль   . Воспользовавшись моментом, я схватил его за шкирку и ,с силой ткнув лицом в парту, вышвырнул из класса. Причем , вылетая из класса ,Андреев вышиб дверь собственной головой...Я не знал, что мне за это будет, но испытал огромное удовольствие от своего внезапного решения и от того гробового молчания ,которое воцарилось в классе.

Продолжение не заставило себя ждать. Через два часа в учительской сидела женщина в кожаном пальто , лет тридцати пяти , и размахивала справкой от врача, свидетельствующей о повреждениях ее сына: ушибах глаза  , носа и гематоме в области паха. Она вполне могла быть миловидной  ,  если б не избыток  сволочизма , написанный на ее лице.(Уже после я узнал, что в отличие от большинства мам этого класса-нянечек, уборщиц и медсестер- мама  Андреева инженер).С возмущением, переходящим в ярость, она требовала наказать учителя по всей строгости, угрожая жалобами в РОНО,ГОРОНО,ГУНО и прочими весело рифмующимися аббревиатурами. Завуч Олег Борисович Лепишко заверил ее, что в школе немедленно будет собран педсовет с ее участием, на котором будет вынесено решение в отношении учителя.

В дальнейшем я понял, что руководство школы воспользовалось создавшейся ситуацией .В те времена выгнать ребенка из школы было непросто .Для этого нужны были более чем веские основания...То самое памятное собрание, состоявшееся на следующий день, напоминало инсценированные суды сталинского времени, хотя обвинения на нем были отнюдь не ложными. Главным действующим лицом на собрании был мужчина в форме лейтенанта милиции - папа одной из девочек из того самого класса ,в котором учился Андреев. Расшнуровав толстую папку, он произнес обличительный монолог, которому бы позавидовали Вышинский и Руденко, вместе взятые. В течение получаса он перечислял заявления и жалобы на Андреева. Не помню деталей, но все было четко задокументировано : кому и когда из соседей разбил стекло ,кому из одноклассниц снял трусы ,кому во дворе выскреб на машине неприличное слово ,кого из уборщиц школы обозвал этим же словом и.т.п. Резюмэ  речи милиционера была примерно следующим: "После всего ,  что натворил ваш сын ,вы должны быть благодарны учителю, который призвал малолетнего уголовника к порядку. Я думаю ,что вместо жалоб ,вы должны извиниться и забрать своего сына из нашей школы .В противном случае вся эта папка пойдет в соответствующие инстанции ,и тогда колония вашему ребенку обеспечена"...Пунцово-красная покидала мать Андреева собрание .Перед силой фактов весь ее инженерский гонор исчез .Я понял, что я спасен. Больше я никогда ни Андреева, ни его маму в школе не видел.

Прошло более тридцати лет, но этот яркий эпизод остался в памяти. И основное чувство-это чувство благодарности.

Спасибо тебе ,  завуч Лепишко (фамилию директора я не помню),за то, что воспользовался мной, чтоб выкинуть Андреева из школы.

Спасибо тебе, милиционер, доставивший мне столько сладких минут своей речью.

Спасибо тебе , Андреев ,показавший мне ,как сложно быть учителем и как преодолевать собственное бессилие и ничтожество.

И, главное , спасибо Тому ,кто подсказал мне резкое и опасное решение, упрочившее мой авторитет в школе и завоевавшее мне уважение школьников и коллег.