Древние русские моряки. Вымысел или реальность?

Игорь Тычинин
Известно, что русы ворвались в мировую историю на ладьях долбленках (выдолбленных из стволов огромных деревьев). Ну и что тут тогда доказывать? Русы – моряки. Более того, первые летописцы выводили русов из варягов. А ва(ма)ряги – моряки по определению. Ну и наконец русы (как обычно считается) народ скандинавский, викинги, а, значит, моряки по определению. И все бы было хорошо, только вот беда, викинги плавали (правильнее ходили) на драккарах, кноррах и тому подобных кораблях, судах, а русы на ладьях, которые ничего общего с кораблями викингов не имели. А это ведь важно, не правда ли?
А, вообще-то, если бы удалось доказать, что корабли русов древнее кораблей викингов, тогда многое бы могло проясниться.
Дело в том, что корабли скандинавов, наиболее древние, из известных, тоже были долбленками. Однако к моменту проявления в истории русов в Восточной Европе они уже несколько веков такие корабли не строили. В чем тут дело? В набившей оскомину отсталости русских от Запада? Допустим. Но тогда почему скандинавы, волею судеб (возможно!), оказавшись на Руси, пересели на допотопные корабли и суда? Первое, что приходит в голову, дело не в допотопности. А в том, что в Скандинавии к IX-X векам н.э. необходимых для создания таких кораблей больших деревьев с нужным качеством не осталось, а в Восточной Европе они еще сохранились. Такие корабли были в ходу вплоть до XIX века. И, что удивительно, они продолжают строиться, правда,  уже не в России, а в Индии (Индостане).
 Но в Скандинавии большие деревья всё же имеются. Значит, дело просто в разных принципах и методах кораблестроения. Но тогда как же попали в Скандинавию древние долбленки? Вот тут все ясно. Они появились в Скандинавии с волной ирано- и индоязычного населения с юга, с Дона, которая известна и, судя по скандинавским языкам, очевидна. При этом эти привнесенные суда имели не столько практическое, сколько ритуальное значение. Позже, эта юго-восточная морская традиция, была перебита морской же традицией германского кораблестроения, подарившей миру знаменитые драккары. Как-то примерно так получается.
А если так, то русы, скорее не скандинавы, а народ несколько иного корня, во всяком случае, с другими традициями судостроения.
Но дальше выясняются не менее интересные вещи. В период, когда со Скандинавии еще сползал ледник, на севере Восточной Европы установился благоприятный климат для произрастания не только хвойных, но и  больших лиственных деревьев. Намек на то, что в Восточной Европе могли издавна строиться долбленые корабли. В это время в Скандинавии охотники за морским зверем шили свои лодочки из шкур моржей, как сейчас у нас на азиатском Севере. И о драккарах и подумать было невозможно. Но такое положение было не только в Скандинавии, но и в Британии, заметим. И тут бы понять, а отразилось ли древнее кораблестроение Восточной Европы, ну хотя бы на языках Скандинавии и Британии? Представляется, что это вряд ли возможно. Но чем черт не шутит. Только зафиксируем, что древнейшие «русские» (назовем их пока так) суда были кораблями класса «река-море». Это представляется важным, учитывая специфику речного и озерного характера Восточной Европы.
Ну и с чего начать?  Проще всего, с самого имени русов, россов. Его можно связать, конечно, с парусом, тем более, что парус в Скандинавии появился веками позже, чем в Восточной Европе. Но этого мы делать не будем. А будем исходить из традиционного, русы, русские – это изначально «светлые», «красные». И это важнейшие имена для всех индоевропейцев, хоть британцев, хоть скандинавов, хоть славян, греков, русских и далее по списку. И если русов так именовали и соседи, значит, они это чем-то заслужили.
Чем? Думаю, что в отличие от тех германцев, которых считали северным народом, а фашисты даже построили на этом свою идеологию, северным народом были как раз древние русские. Доказательства? Не бог весть, для кого, какое, а для меня важное. Все эти германские «nord», «north» имеют в основе русское «нутро». Север был внутри, нутром русского народа, причем, похоже, изначально.
Следующее ключевое слово «ладья», русская ладья. Оно явно происходит еще от праиндоевропейского льда, который и означал, собственно, воду. Иными словами, русская ладья, по-современному, могла звучать, как «водья». И имя это возникло еще в ледниковый период, т.е. тогда, когда Скандинавия и Британия еще были малообитаемы, а в Восточной Европе лед уже превратился в воду.
У воды прямая связь с женщиной, с божественной женщиной, т.е. с богиней Ладой. А английские «лидеры», скандинавские «драккары» (от русской драки) появились много, много позже. Одновременно, с ладьями на Руси-матушке не могли не строиться плоты. А английский «флот» (fleet) – это уже более позднее изобретение, хотя и очень неплохое, тут ничего не скажешь. Но не имеет ли он в основе русский плот?
Но это все море. А на Руси не менее важное значение, имели реки. Они так и назывались русским именем, Росями. Волга – Рассой, но это близко, хотя, возможно, и обратное. Происхождение русского имени от русских рек. Современное имя Волги – это Влага. Кое-где местные финно-язычные народы именуют ее Рав, это русский «ров», по которому она течет.
Любопытно, что древние русские верования могли проявиться и в древнем Египте. Вспомните бога Ра (а Ра – это еще одно имя Волги) на его священной ладье, но не будем это утверждать, чтобы никто не покрутил пальцем у виска.
Хотя! Помните, Египет назывался Кемь. А нет ли такой области на севере России. А Кама, ее отождествляют с Волгой. И раньше никто не считал, что это приток Волги. А у индоариев Кама – бог любви. Так что все на свете, особенно в рассматриваемых нами областях, взаимосвязано и переплетено.
Но вот индоарии это интересно. У них бог мертвых Яма. Русы же хоронили своих мертвых на ладьях, которые отправляли к Яме. Почему к Яме?  А потому, что море у них, правда, очень, очень давно Ямой и именовалось.  Или бездной, т.е. «без дна».  Ладья ушедших в мир иной именовалась не ладьей, а судном. Ведь она направляла человека в потусторонний мир на Суд божий. Иногда судно отождествляли и с сосудом. А что это на английском? «Сар» (чашка), отсюда и капитан судна. Но капитан английский связан с русами и напрямую. Точнее не с русами, а с их языческим богом «капъ», отсюда и капище.
И еще. Место, куда плыли умершие, располагалось на юге. Соответственно, плыли они туда с севера, из нутра. Ну вот, а теперь сравните английское сосуд «jug» с русским юг. И все становится на свои места. Если еще вспомнить про Судан (от суд) и про Египет, он же Копт (от коптить, или наоборот). Ох, как же все взаимосвязано было в древнем мире.
Ученые часто говорят о том, что русские – это славяне, а славяне жили далеко от моря и моря практически не знали. Ой ли?  А как же тогда объяснить в русском близость «мор» (смерть) и «моря».
Нам говорят, что русские заимствовали слово «корабль» у греков. Ой ли? Откуда известно, что греки пользовались корой деревьев при постройке кораблей? А, скорее всего, кора здесь может быть и не причем. Корень «корабля» - русский «короб». А у древних англов море «sund», чем не сундук, тот же короб.
Ну а теперь, похоже, самое главное, да и заключительное. Наши общие предки, праиндоевропейцы, обозначали пустоту, бездну, словом «ванн». У многих  индоевропейцев сохранилось об этом воспоминание. На латыни «vonus» - пустой, а «venus» - любовь. У тохаров «win» - удовольствие, на Руси – это понятно, вино, но и «вина». Но основное, это имя Иван. Значение, придаваемое на Руси имени Иван, понятно. Ведь Иваны бороздили от трех до семи морей, бездн. А вот у авестийцев «yvan» - посудина (корабль).
На закуску несколько однокоренных слов и их значений. Юг и баба Яга, лед и Ладья, Лада, любовь, тропа, трап  (на корабле), треп (разговор) и труп. И примеров таких масса.
Предварительный же вывод таков. У русов, как это ни странно, мог быть приоритет перед другими индоевропейцами, в частности перед скандинавами и британцами в области кораблестроения, морского и речного дела. Они обживали Восточную Европу очень давно. В частности на речных судах. Еще в то время, когда и скандинавам и британцам было не до этого. Первые ладьи, весла (про русского бога Велеса надо бы не забыть), а может и паруса появились в Восточной Европе, причем на ее севере.
Возможно, сначала это были каркасы из ветвей, обтянутые кожей морских животных. На них русы могли достичь на юге Каму и верховья Волги.
Тут приоритет перешел к коре такого известного дерева, как липа. Возникло само слово корабль (из коры). И корабли эти стали перемещаться не только на юг, но и на запад. Множество Липецков (липовых городов) возникло на Балтике, в Скандинавии, достигло Британии. А русы любили свои липовые корабли, отсюда слово «ляпота». Арабы, появившиеся на Руси, называли русских сакалипа, т.е. саками, скифами, обожествлявшими липу.
И вот тут возникает новый тип судов, верность которому русы сохраняли тысячелетия. Петр затеял с ними войну, но и у него ничего не вышло.
Речь идет о знаменитых долбленках, или моноксилах русов. На них они доплыли до Средиземного моря. Но главное образовали объединенную Восточную Европу, Русь. Но от корня «кор» в обозначении корабля не отказались. Один из читателей, Кандидыч, мне подсказал, что русские называли свои корабли ласково, но и слегка насмешливо, корытами. И от «корыта» до корабля также недалеко, как и от «коры». Но в любом случае древние русские моряки – не вымысел.