Партия 2017 г. Общество. 12. Совр. социология 2

Александр Корень
Партия 2017 г. Общество. 12. Современная социология 2. Критика структ. функционализма

Структурный функционализм в социологии , Р.Мертон (1910).

" " "

Каноническая версия структурного функционализма представляет общество как саморегулирующуюся и самодостаточную систему, все части которой интегрированы в целостный организм и функционируют с необходимость последнего.

Мертон подвергает критике постулат функционального единства общества, согласно которому преднамеренные социально значимые поступки индивидов приводят к адекватным запланированным результатам.

В действительности нет строгого соответствия между мотивами и намерениями, с одной стороны, и объективными последствиями действия, с другой, поэтому для отображения реального положения дел Мертон вводит два новых понятия: латентной и явной функции.
 
Явная функция он - объективное последствие поступка, намеренно вызванное и признаваемое деятелем в качестве такового.
Латентная функция – это непризнанное и непреднамеренное следствие поступка.

Например, повышение плодородия почв путем агрокультурного воздействия является явной функцией, тогда как магический ритуал заклинание жертвенного агнца, направленный на тот же результат, выступает как латентная функция. Другой пример взят из социологии науки. Стремление молодого ученого к признанию собственных научных работ является латантной функцией института науки, ибо непосредственно, ближайшим образом мотивация его деятельности направлена на достижение обыденных, повседневных, порой корыстных целей, но опосредованно, в длинной цепочки взаимосвязей именно она приводит к истинной цели науки – производству знаний.

 Мертон критикует универсальный функционализм – стремление рассматривать любое подразделение социальной системы с точки зрения полезности действия для общества. Эта тенденция полностью соответствует органической точки зрения, согласно которой любой орган необходим в организме и, соответственно, никакое социальное образование не может быть лишним в общественной системе. Задача социолога, в этом случае, сводится к определению функциональной принадлежности данного социального элемента.

Мертон против отождествления социального бытия и полезности. Он также против жесткой функциональной зависимости одной части социальной системы от другой и признания их гармоничного функционирования во благо целого. Реальная жизнь гораздо сложней. Для ее отображения он вводит понятие дисфункции, которая показывает возможность негативного влияния одной структуры на другую. Причем дисфункциональные последствия заслуживают внимания наравне с функциональным.
-- - -.
Ком. проекта:
Нельзя пройти мимо хорошей мысли. Да реальная жизнь сложнее, но увидеть саму жизнь во всем многообразии взаимного влияния очень сложно. Есть не только дисфункциональные последствия, но и соответствующее социальное устройство. Здесь последствия становятся зримыми, когда наступают и ощущаются, тогда дисфункиональное устройство не замечается. В современном социальном устройстве этот проявляется в превалировании властно-государственного аппарата над обществом - его самодеятельной организации. Первое подавляет второе напрочь, не только препятствуя его развития, но и напрочь уничтожающего все основания для его становления, существования и развития. Бедность, нищета, преступность, отсутствие экономического развития, экономические и социальные кризисы - это и есть дисфункциональные проявления.
- - -

На примере анализа политической системы США Мертон показывает действенность принципа дисфункции. Дисфункциональным является феномен политического рэкета и босса. В ряде округов с компактным проживанием отдельных национальных меньшинство политическую поддержку получают не государственные политические структуры с их абстрактными лозунгами о справедливости, а преступные кланы, оказывающие на местах реальную помощь. Равным образом мафия оказывает протекцию перспективной молодежи не сумевшей интегрироваться в официальные институты общества.

Отсюда, становится очевидной структурирующая функция босса, заключающаяся в организации, централизации и поддержании в нормальном рабочем состоянии разработанные элементы власти. Хотя босс децентрализует политическую власть присваивая себе часть ее функций, но, с другой стороны, он собирает то, что власть не смогла удержать за собой и чем не способна распоряжаться вполне. Отсюда, внешне дисфункциональная направленность теневой экономики играет в современном обществе вполне функциональную роль. Этот момент, замеченный Мертоном, имел плодотворное продолжение у других теоретиков, показавших, что такие, казалось бы, асоциальные феномены как социальные конфликты, имеют на деле структурообразующую роль.
- - -
Ком. проекта.
Актуально не только для Америки. Эта большая неприятность. подобные отношения имеют проникновение в большую часть экономической деятельности, проникают и в административно-политическую. Здесь уже выглядывают уши большой социально-политической катастрофы.
- - -

Мертон выступает против постулата необходимости. Он не согласен с тем, что любой конкретный социальный институт необходим для удовлетворения определенной существующей потребности. У него одну и ту же роль в разных системах могут играть различные структуры. Он дает простор вариабельности социальных структур. Точно также как один и тот же элемент может иметь множество функций, то и одна функция может выполняться различными альтернативными элементами. Таким образом, речь идет не о строгой детерминации функций и структур, а о структурных альтернативах.

- - - -
Ком. проекта.

У социологии, как и у многих общественных наук есть родовая болезнь - они происходят от института власти, зависят от него, работают на него и как бы они не считали себя свободными, они, чувствуются в своих исследованиях и объяснениях выполняют некоторый обобщённый заказ, а саму рабоу выполняют в пользу заказчика. Как же иначе.