Кама Сутра

Глава из книги Игоря Гарина "Любовь", «Мастер-класс», Киев, 2009, 864 с.  Цитирования и комментарии даны в тексте книги.

Древнюю Индию можно назвать родиной науки любви, ибо задолго до  К а м а  С у т р ы ** Ватсъяяны здесь существовала культура рафинированного эротизма как элемента религиозного культа. К а м а  С у т р а  появилась между IV и VI вв. но, как свидетельствует ее автор, отцом науки любви был Нанди, около двух тысячелетий тому назад написавший «тысячу глав Камы». Нанди и его ученики создали науку любви, в корпус которой входят  Р а т и  р а х а с ь е  и  А н а н г а  р а н г е  Калиянамалсы.
К а м а  С у т р а  считается священной книгой Кали, супруги и сексуальной партнерши Шивы, искусной в 64 видах любви, дарящей Шиве много радости. Кали — олицетворение темных и грозных начал жизни, еще — времени и пространства, воды и земли, воздуха и огня. «Здесь, в теле моем, — поют от ее имени почитатели, — текут священные реки, здесь сияет солнце, луна и звезды, здесь находятся все святыни, достойные паломничества». Не лучший ли символ соединения жизни и пола, святости и наслаждения?
Индусы воспринимают тело человека как храм его души, миниатюрное подобие Вселенной с ее садами наслаждений, реками, святилищами... Их следует поддерживать в чистоте, добром здравии и гармонии с желаниями Шивы и Кали.
К а м а  С у т р а — отнюдь не пособие по «технике секса», как часто представляется в масс-культуре, но религиозно-философский трактат, основная идея которого — одухотворение и очеловечивание любви, религиозное отношение к сексу: «Соединение — вершина и цель любви, объединяющая наслаждение души, разума и тела».
Здесь телесная любовь приравнена к искусству: в книге анализируются и систематизируются ласки, поцелуи, объятия, радости, которые приносит любовь, все мыслимые источники наслаждений, все уголки и закоулки человеческого тела и возможности пяти телесных чувств: суть любви, считает, Ватсъяяна, — это наслаждения, которые дают эти пять чувств. Скажем, имеются 16 искусств спальни. Это: знание движений другого лица, умение выразить собственное чувство, умение предложить себя, уметь кусаться и царапаться, развязывать набедренную повязку, осуществлять физический контакт, проворство в любовном спорте, умение доставить максимальное удовольствие другому лицу, достичь полного удовлетворения и сделать его взаимным, побуждать другое лицо к любовному спорту, показать легкий гнев и постоянство в любовном спорте, должным образом контролировать свой гнев в определенное время, умение умилостивить рассерженное лицо, умение покинуть спящего партнера, знать способы уснуть последней, уметь спать вповалку.
Имеются 4 уттаракала, т. е. того, что делается в конце. Это — обмениваться словами со слезами, уметь произнести мужу какое-либо имя,  чтобы (ревностью) удержать его от предполагаемого путешествия, следовать за ним, если его не удержать от расставания, смотреть в его направлении, если он уходит, не слыша ее призывов.

Ю. Рюриков:
«Кама Сутра» говорит о бережном отношении к молодой жене и невесте — особенно в первые дни женитьбы, — о том, как вести себя, чтобы не причинить им боль, не оскорбить их стыдливость, не задеть достоинство. Она специально предупреждает против того, что может быть неприятно в любви девушке или юноше какого-то темперамента или сложения, она учит, как преодолеть неравенство темпераментов или дающую столько трагедий разницу в строении любовных органов.
«Кама Сутра» — уникальная в мировой литературе книга; это настоящая энциклопедия любви, и она отличается от всех других трактатов о любви своей полнейшей всесторонностью. В ней есть и философия любви, и классификация мужчин и женщин по их красоте, по их сложению, темпераменту; в ней есть и советы, как вызвать любовь и как поддерживать ее, и рассказ о признаках влюбленности и о том, как выбирать невесту или относиться к жене; много глав трактата посвящено практическому искусству любовных игр, поцелуев, объятий. Нет, кажется, ни одной грани любви, ни одного ее закоулка, о котором не говорилось бы в этом трактате.
Другой известный средневековый трактат о любви — О ж е р е л ь е  г о л у б к и — принадлежит Ибн Хазму, арабскому философу, творившему в Испании, покоренной маврами (XI в.). О ж е р е л ь е  г о л у б к и — сплав платонизма с восточной «амурологией». Платоновские влияния связаны с одухотворением любви, причина которой — не внешняя красота, но душевные свойства человека. Если бы доминировала первая, все любили бы только самых красивых, но на самом деле любят разных, ибо любовь — душевное сродство: «сходное обычно призывает сходное, и подобное доверяется подобному». Поэтому «согласие между подобными и влечение к похожему обнаруживается между ними».
Вполне в духе Платона причину любви Ибн Хазм усматривает во взаимном тяготении «половинок» — «духовном предпочтении и слиянии душ». Именно такая любовь «не имеет конца иначе как со смертью». Виды любви, связанные с тягой к наслаждению, по Ибн Хазму...
«...Прекращаются с прекращением их причин, увеличиваются с их увеличением, уменьшаются с их уменьшением, укрепляются с их приближением и ослабевают с их отдалением». Такая любовь может внезапно вспыхнуть и быстро погаснуть. И ее, эту любовь с первого взгляда, Ибн Хазм ставит во второй ряд: «Я считаю такую любовь лишь видом страсти».
Настоящая любовь, по Ибн Хазму, рождается медленно, долго, — нужно много времени, чтобы глубоко скрытые свойства душ соединились, чтобы они проникли друг к другу через множество завес жизни.


Рецензии