Зачем России быть одинокой?

Друг Народа
               

В прошлой публикации я вкратце проанализировал статью Владислава Суркова  «Одиночество полукровки». В ней он прогнозирует длительное одиночество России, сроком от ста до трехсот лет. По мнению Суркова, одиночество России проистекает от ее особенности, от того, что она страна-полукровка, страна метис, которая нигде не может быть принята как родная, которая нигде не будет чувствовать себя родной с другими. Она не европейская страна, и, конечно, не азиатская страна. Она особое явление, которое вынуждена найти свое особое место в этом мире. А для того, чтобы его найти, нужны и долгое время одиночества, необходимо дистанцирование от других. Быть одинокой страной не только не просто, но и очень трудно. Но Сурков считает, что через одиночество Россия найдет свой путь и пойдет по ней без ориентации на ложные цели, и в будущем не допуская самоотречения.

Как достичь истинного пути, чтобы в будущем избежать ложных целей и самоотречения? Если Россия страна-полукровка, которая является симбиозом азиатского и  европейского, но, однако, не относится ни к одной из этих цивилизаций, то ей остается, считает Сурков, свой «третий путь», который не является ни азиатским, ни европейским. Мысль, конечно, не оригинальная. Особый третий  путь России отстаивали задолго до Суркова. Но, однако, на дворе уже двадцать первый век, а разговоры все еще идут только вокруг отстаивания особого пути, но не конкретизации способов его реализации.  А разговоры и рассуждения об особом третьем пути так и будут благими намерениями, пока не будет достигнута ясность в вопросе о сущности русского народа, о его идентичности, которая позволяет твердо и ясно зафиксировать ценностно-смысловую особенность русского начала.  Рассуждения, основанные на двойственности и противоречивости русской натуры, могут удовлетворять тщеславие тех, кто видит в такой противоречивости некую особенность недоступную другим народам, но не приведут к позитивному итогу. Не дадут обрести русскому народу свое твердое начало, без которого он будет разрываться между различными ориентирами.

Проблема обретения своей идентичности и, как следствие, обретения своего пути в этом мире, для России осложняется тем, что ответы на эти вопросы она должна дать с учетом своей полиэтничности и поликонфессиональности. Если русские мыслители веками не смогли дать ответ в чем заключается особенность русских, чем русская идентичность отличается от немецкой или турецкой, то  проблема самоидентификации еще более осложняется, когда надо отвечать на вопрос: Что означает быть россиянином?  На данный вопрос можно дать очень простой ответ, сведя идентичность россиянина к его гражданству. То есть идентичность любого россиянина подтверждается тем, что он гражданин Российской Федерации. Но такой формально-юридический способ идентификации народа  не обеспечивает граждан РФ необходимой ценностно-смысловой основой, без которой их идентичность не может обрести жизненную энергию. А без нее идентичность народа останется набором формальных характеристик, не вызывающими должного эмоционального отклика от человека, который по документу, удостоверяющему его личность, признается россиянином. Но пока российские смысловики не могут дать россиянам идеи и ценности, позволяющие им обрести  ценностно-символические основы своей идентичности.  Идентичности, которая будет создавать единую общность всех этносов России, которая приведет к образованию российской нации. Но те, кто предлагает россиянам длительное одиночество, пока должным образом не позаботились о формировании российской идентичности и российской нации. Они удовлетворяются лишь призывами и лозунгами.

Поэтому все рассуждения сторонников особого пути и одиночества страны, непонятной и непринятой другими страны, все призывы не допускать в будущем самоотречения от своей  национальной сущности пока не привели к внятному ответу на вопросы: В чем заключается национальная сущность россиян? От чего они не должны отрекаться? Если россияне по призыву изоляционистов, а Сурков здесь лишь транслятор их установок, выберут одиночество, то им, все же, следует ясно осознать ради чего они должны выбрать такой удел. Если одиночество укрепит национальный дух, приведет к возрождению национальных традиций, а они в свою очередь дадут новый импульс развитию России в современную эпоху, то такое одиночество можно только приветствовать. Но пока мы видим, что есть призывы сохранять свою особенность и не допускать самоотречения, но нет внятного понимания - что нужно сохранять и от чего не нужно отрекаться. Если глубоко не продумать эти  вопросы и найти правильные ответы на них, то россияне еще раз повторят все предыдущие ошибки. А ценной этих ошибок будет ослабление России, возможно и  ее распад. И тогда действительно произойдет крупнейшая геополитическая катастрофа.  Последствия  этой катастрофы будут печальными для всего мира.