Мои земляки - орденоносцы

Александр Щербаков 5
Сегодня в своем повествовании о земляках я хочу немного подробнее рассказать о людях, которые имели правительственные награды в виде орденов за доблестный труд, почетных знаков.   И начать свой рассказ  хочу с незаметной на первый взгляд, очень маленькой ростом женщины, учительницы Херпучинской школы, которая работала в ней с первого дня ей существования.  О своей соседке Агнии Иннокентьевне Кокориной, учительнице русского языка и литературы в 5-7 классах.  Именно на её груди впервые увидел настоящий  орден «Знак Почета».  Позже, когда я стал интересоваться награжденными орденами в нашем поселке, не нашел в списках района имени Полины Осипенко её фамилии. Долго гадал, почему. А потом меня осенило. Она получила свой орден, когда наши поселки относились к Тахтинскому району Нижне-Амурской области.

Агния Иннокентьевна была удивительно скромной и доброй женщиной.  Приехала в поселок вместе с мужем, Иннокентием Семеновичем Кокориным, который работал кассиром-приемщиком золота. В послевоенные годы по сфабрикованному делу он попал за решетку, но после смерти Сталина был реабилитирован,  и долгие годы работал директором клуба в поселке.  А Агния Иннокентьевна все годы учила детей с пятого по седьмой класс русскому и литературе, в том числе и меня. Была очень справедливой учительницей, никогда не наказывала учеников зря. Долгие годы вела драмкружок в школе, проводила репетиции, и школьники выступали со спектаклями не только в стенах школы, но и на сцене клуба имени Жданова.  У Кокориных не было детей, и весь пыл нерастраченного материнства наша  баба Ага, как называли её и мы с моим братом, и наши сыновья, отдавала  чужим детям.  И это мы никогда не забудем.  Прожив в Херпучах с 1933 по 1963 год, Кокорины перебрались в Хабаровск, где и жили до конца своих дней.  У меня есть рассказ «Наша баба Ага», вот небольшая цитата из него.  Правда, я ссылался в ней на воспоминания еще одного нашего земляка, Виктора Глотова, который пошел в школу 1 сентября 1941 года.
«КОКОРИНА Агния Иннокентьевна – ветеран нашей школы, работала в ней, наверное, с 1933, а может и раньше (Виктор Тимофеевич ошибся, школа открылась в 1933 году – А.Щ.) Вела русский язык и литературу в старших классах и была неизменным руководителем школьного драматического кружка. Сколько мы под её руководством ставили пьесы, разыгрывали разные сценки, много выступало чтецов и декламаторов местного уровня. Все участники в её кружке были при деле, все заняты, все в заботах, все волнуются, все бурно радуются успехам и огорчаются при неудачах. Она – душа нашего кружка, организатор и вдохновитель молодых талантов. Конечно, это занятие, увлеченность нас в значительной степени развивала и приобщала к литературе и искусству.  По характеру Агния Иннокентьевна была доброй и отзывчивой. Никогда в  классе не кричала на лодырей и бездельников, а выговаривая им, призывала к совести и серьезности. В непринужденной обстановке легко улыбалась, была смешливой и веселой, любила петь песни. Помню, лишь однажды она вышла из себя и кричала истерическим голосом. Шел классный час. Нам рассказывали о нашем любимом и мудром вожде Сталине. Неожиданно мой сосед по парте Отчинашев спросил: «Агния Иннокентьевна, а что будет, если умрет Сталин?». Учительница побледнела, глаза расширились, и она что было сил закричала визгливым голосом: «Отчинашев, вон из класса!» Вслед вылетевшему, как пуля, ученику долго неслись угрозы и проклятия. Мы сидели пришибленные от этой неожиданной, страшной мысли, которую никто никогда не высказывал вслух. Агния Иннокентьевна от испуга едва не лишилась сознания. Мы опасались за опального одноклассника, но все обошлось.

В 1947 или 1948 году у неё по доносу арестовали мужа Иннокентия Семеновича, обвинив в краже золота. Он многие годы работал кассиром-приемщиком драгоценного металла. Принимал его от старателей, а также с мест государственной добычи. Высокого роста, всегда серьезен, аккуратен, подтянут, очень скромный в поступках и высказываниях – таким я знал этого человека. Мои родители многие годы дружили с Кокориными,  и мне приходилось наблюдать за ними в разных жизненных ситуациях. И вот этот глубоко порядочный человек оказался по приговору суда «злостным расхитителем социалистической собственности». Суд был открытый, проходил в приисковом клубе. Приговор – 30 лет тюрьмы. Позднее, в 1953 году, после смерти Сталина, приговор суда был пересмотрен и, как результат, амнистия.  Эту трагедию Агния Иннокентьевна пережила стойко. Оставшись одна, все годы продолжала работать, заниматься драмкружком, продолжала ездить с нами на уборку урожая в подсобные хозяйства, возилась с двоечниками и всегда оставалась такой же общительной, внимательной и доброй, будто и горя у неё никакого нет».

Сейчас, когда мне стали известно все то, что не обсуждалось никогда в  наших семьях, я не представляю, как в этой маленькой женщине оказалось столько мужества, чтобы не сломаться, все пережить и дождаться своего мужа. Такой была маленькая ростом, но с очень большой душой учительница Кокорина Агния Иннокентьевна.

Дальше я буду перечислять людей, награжденных высокими правительственными наградами как в советское время, так и позже. Начну с самого высокого по значимости ордена в СССР – ордена Ленина. Им был награжден Селезнев Константин Петрович. Честно скажу, я его не помню, хотя со мной в одном классе учились Гена Селезнев (до 9 класса), и заканчивал со мной среднюю школу Толя Селезнев. Имел кто-то из них отношение к орденоносцу Селезневу К.П.,  не знаю.

Следующим по значимости орденом «Дружбы народов» в нашем прииске были награждены сразу три человека. Назову их по алфавиту.
Бодров Валентин Алексеевич – директор прииска.
Кетов Александр Николаевич – драгер Херпучинского прииска. Он же был награжден и орденом Трудовой Славы III степени.
Пашутов Александр Федорович – главный механик Херпучинского прииска. Фронтовик, награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Пашутов был женат на враче-терапевте Пашутовой Марии Михайловне, которую, по-моему,  лучше знали мои земляки, чем скромного Александра Федоровича.

А вот орден «Знак Почета» украшал грудь сразу нескольких херпучинцев.  Опять начну перечислять их по алфавиту.
Еремин Анатолий Афанасьевич – директор прииска. До этого он был и парторгом на прииске.  Я хорошо помню старшего сына наших соседей Ереминых, у который было четверо детей - Толя, Валя, Тоня и Коля.  Начальник планового отдела прииска Афанасий Еремин мне запомнился тем, что зимой он ездил на подледный лов щуки вместе с другими херпучинцами, и обычно привозил большой улов. Его жена, Варвара Селиверстовна  делилась с соседями щукой, перепадало и нам. И из этой щуки моя мама делала замечательные рыбные котлеты. Толя был старше меня на целых 10 лет, поэтому я помнил его не очень хорошо. Он дружил со своим одноклассником, Толей Заниным, с которым мы вообще жили в одном доме.

Нестеров Борис Николаевич – директор прииска. До этого он был главным инженером. Его жена Анна Николаевна была учительницей, но какой предмет она вела, я не помню. Старший их сын Леня дружил со мной, он был на год младше меня. А вот Лена Нестерова была младше года на 3,  и я на малолетку не очень-то обращал внимания. Но об этом я уже писал в предыдущем своем повествовании.  Именно Бориса Николаевича, Лену, её мужа Володю Миминошлвили, я видел незадолго до своего отъезда из Хабаровска.
Пархатский Владимир Иванович – заместитель главного инженера прииска.  Фамилия для меня знакомая, но как выглядел Владимир Иванович, я не помню.
Приходько Василий Владимирович – слесарь Оглонгинской электростанции.  В Оглонгах жила большая семья Приходько, один из них одно время был директором электростанции.  Но ничего больше сказать об этой семье я не могу.
Серебрякова Вера Ивановна – учительница школы. Она имела звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».  Я запомнил её как учительницу географии. Этот предмет, впрочем, как и остальные из школьной программы, я хорошо знал, мне вообще нравилась география. И эту мою любовь перенял у меня старший сын Саша, который учился читать именно по географическому атласу еще в дошкольные годы. В это время он жил у бабушки с дедушкой в Херпучах. И когда моя мама как-то рассказала об успехах в географии своего внука, Вера Ивановна попросила его привезти в школу, и побеседовала с ним. Как мне потом написала в письме мама, мой сын показал такие знания географии, которые не всякий девятиклассник имеет.  Конечно, он лучше всего знал страны и их столицы, мог найти любую на карте или глобусе.
Орден Октябрьской революции заслуженно носил Сумароков Владимир Давыдович, бульдозерист прииска. Это был муж учительницы Малининой Евдокии Дмитриевны. Очень скромный труженик.

Орденом Трудовой Славы IIIстепени был награжден, как я уже написал, Кетов Александр Николаевич – драгер прииска. Кроме него, этот орден имели:
 Алексеев Юрий Михайлович – бульдозерист прииска.
Ивашкин Сергей Степанович – начальник драги прииска
Локнов Владимир Владимирович – токарь прииска
Панченко Лидия Николаевна – электросварщица прииска.
К сожалению, кроме перечисления этих фамилий, я об этих людях ничего больше добавить не могу.

Больше всего наград имеют херпучинцы и оглонгинцы, участники Великой отечественной  войны.  И начать этот список надо с имени Героя Советского Союза Котова Ивана Васильевича, который в 1938-39 годах работал учителем Херпучинской школы.  В годы войны был старшим сержантом, командиром противотанкового орудия. С октября 1942 года — командир отделения артиллерийской разведки в 436-м отдельном истребительном противотанковом дивизионе (Центральный фронт), затем — командир огневого взвода того же дивизиона; в этой должности воевал до конца войны. С декабря 1942 года — в боях; участвовал в сражениях на Курско-Орловской дуге (1943), в Орловской (1943) и Брянской операциях (1943), в боях под Могилёвом, Жлобином, Рогачёвом (1943—1944), в Бобруйской операции (1944).
8 сентября 1944 года при обороне Наревского плацдарма, форсировав реку Нарев, его взвод занял позицию и в течение 6 дней держал оборону, уничтожив четыре «тигра» и не менее роты автоматчиков. Этот участок обороны потом называли «Лес смерти». 18 ноября 1944 года за этот бой оставшиеся в живых артиллеристы, в том числе И. В. Котов, были удостоены звания Герой Советского Союза.
В 1945 году участвовал в боях за Восточную Пруссию (окружение и уничтожение восточно-прусской группировки). Войну закончил в Тигенхофе.
Помимо звания Героя он награжден орденами Ленина, Красного знамени, 3-мя орденами Отечественной войны 1 степени и орденом Отечественной войны 2 степени. Долгие годы работал в Санкт-Петербурге преподавателем, профессором университета. Умер в 2000 году в возрасте 80 лет. Похоронен под Санкт-Петербурге на кладбище в Комарово. Два наши земляка - Вера Малинина и Галя Коршунова, -  нашли это кладбище и возложили цветы на могулу Котова от херпучинцев.

Орден боевого Красного знамени, первый из орденов в молодой республике Советов, украшал грудь Долгова Дмитрия Степановича, кадрового военного, который после демобилизации приехал с семьей в Херпучи. Он же был награжден и орденом Красной звезды.

Награждены орденом Красной звезды наши земляки:
Афонин Дмитрий Андреевич
Бармин Виталий Иннокеньевич
Глотов Тимофей Георгиевич, имеет два ордена Красной звезды.
Ивашкин Степан Петрович, он же награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
Кислицын Иван Степанович
Кулаков Кирилл Иванович
Корунков Николай Семенович
Прохоров Михаил Иванович
Сумароков Владимир Степанович
Кропотов Николай Васильевич

Награжден орденом Отечественной войны 1 степени Яковлев Василий Иванович из Оглонгов, он же награжден орденом Красной звезды.
Награждены орденом Отечественной войны 2 степени:
Амерсанеев Ягула Салимович – Оглонги
Бражников Марк Климович – Оглонги
Богачев Анатолий Михайлович
Бехтерев Александр Федорович – Оглонги
Васенков Василий Иванович – Оглонги
Влащенко Иван Алексеевич
Герасимов Иван Васильевич
Горлов Филипп Семенович – Оглонги
Глущенков Владимир Федорович
Ермохин Иван Михайлович – Оглонги
Желнин Александр Яковлевич
Зайцев Иван Никифорович
Кароманов Павел Алексеевич – Оглонги
Сумкин Михаил Евстафьевич – Оглонги
Суханов Аристарх Денисович – Оглонги
Телепов Фома Савватеевич
Чеботарь Юрий Николаевич – Оглонги
Шайдулин Нурлагерей – Оглонги
Шарифулин Шайсултан Шайдурович – Оглонги
Щербаков Константин Иванович
К сожалению, я не мой найти подтверждение наградам еще нескольких фронтовиков из наших поселков.
Вот что написала о своем отце, Чеботарь Юрии Николаевиче его дочь Татьяна в воспоминании на страницах альманаха «По волнам нашей памяти», который скоро выйдет из печати.
«В 1944 году военно-воздушный флот СССР приступил непосредственно к боевым вылетам на пикирующем бомбардировщике Петляков — 2. Эти новые машины появились еще с весны 41-го, но были засекречены. Считалось, что ни у каких ВВС в мире не было бомбардировщика, подобного ПЕ-2, в котором бы столь удачно сочетались все параметры: высокая скорость, приличная бомбовая нагрузка, великолепная маневренность, простота и легкость в управлении, сильное оборонительное оружие, а главное, способность бросать бомбы в процессе пикирования. Летчики любили этот самолет и говорили, что это еще и редкостной красоты машина: «красивый самолет, и летал красиво» …В задачи полка, где служил мой отец, входило подавление артиллерии в глубине обороны противника, уничтожение фашистских объектов: мостов, переправ, военных складов, боевых позиций, скопление вражеской техники, транспортных колонн с боеприпасами и горючим, чтобы нарушить снабжение армии. Отважный экипаж Юрия Чеботаря часто атаковал цели, не взирая на огонь ПВО, на подлетавших немецких истребителей. Стрелок-радист как раз и должен был их вовремя обнаружить и отбить атаку, в его распоряжении были пулеметы; еще в обязанности входила постоянная передача радиограмм командованию полетами, координирование действий в бою с другими машинами и экипажами, фотографирование пораженной цели. Специальность воздушного стрелка-радиста бомбардировочной авиации была очень опасной, его кабина находилась позади кабины летчика, она практически не была защищена броней, и всегда был большой риск попасть под огонь, отчего стрелков-радистов на фронте погибло в 7 раз больше, чем летчиков. Юрию повезло, что не разу не был ранен.» 
               
Эти сведения, которые я привел в своем нынешнем материале, свидетельствуют, что жители и Херпучей, и Оглонгов, не жалея своей жизни защищали свою Родину, а потом не менее доблестно трудились и на трудовом фронте, добывая так необходимое стране золото. И за это мы, их потомки, должны им низко поклониться.