Партия 2017 г. Общество. 14. Совр. социология 4

Александр Корень
Партия 2017 г. Общество. 14. Современная социология 4

Ох уж эта социология, живёт по известному принципу - работу себе всегда найдёт, проекту же приходится копать вослед.  Из светлого прошлого и настоящего возник новый образ - символический интеракционализм, анализирующий   символические аспекты социальных взаимодействий. Основатели:   Д.Мид (1863-1931), Ч.Кули (1864-1929), Г.Блюмер (1900-1987).

« « «
Положения символического интеракционизма наиболее полно изложил Г.Блюмер в своей работе «Общество символического взаимодействия»:
1. человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые человек сам им придает;
2. сами значения есть продукт социального взаимодействия или интеракция между индивидами;
3. значения изменяются и применяются посредством интерпретации – процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), его окружающих.
- - -
Ком. проекта:
Каждый субъект живёт в социальной среде - совокупности схожих суюбектов, различающихся по властному, правовому, экономическому положению, достатку и доходности, семейному положению. И,  конечно, в первую очередь, он взаимодействует  с этим окружением - его субъектами в целях использования окружающих условий для социального, материального и правового обеспечения своей жизни, всего бытия. Значение субъектов этого окружения и объектов материальной среды - объективная реальность, формируемая всей социальной средой, совокупностью всех индивидов. Эти значения постоянно меняются в силу множественного действия индивидов, а отдельному они представляются в каждый новый момент новой реальностью, с которой надо организовывать и осуществлять взаимодействие. Социальный процесс - это всегда совокупность множественного проявления активности индивидов с изменяющимися значениями полезности.
- - - -

Интеракционисты отдают предпочтение индивиду, видя в нем конструктивное содержание. Индивид состоит в постоянных отношениях с окружающим миром. В процессе этих отношений он придает им смысл или значение, он сам создает объекты. Мир становится объектом для индивида, причем объектом не в смысле самостоятельного, постороннего для индивида физического предмета со своими собственными характеристиками, объектом, появившимся благодаря индивиду. Отсюда, интеракционисты утверждают, что индивид создает свои объекты на основании тех значений, которые он им придает. Сам по себе, вне индивида, объект не имеет значения. Индивид должен получить его посредствам индивидуальной или коллективной интерпретации.

- - -
Ком. проекта:
Индивид может проявить себя или в создании материального продукта в любой форме, а те, что имеют длительный период существования могут выступать и объектами материального мира, другое дело - социальный мир, в котором он создаёт лишь отношения, в правах - обязательствах, интересах - потребностях, в позиционном отношении к чему-либо. Все значения имеют объективный характер в силу  множественной их оценки, для отдельных индивидов они могут иметь вариативные значения, несколько отличающиеся от некоторой средне - социальной величины, а иначе и быть не может, но не более того.
- - -

Не существует тяготеющего над индивидом социального конструкта с законами, действующими вне и помимо индивида. Есть постоянное взаимодействие индивидов – интеракция.

Ее границы совпадают с очертаниями группы, которая в одинаковой степени интерпретирует значения, присвоенные сходным объектам.

В основу социального взаимодействия интеракционисты кладут фактор языка: «все люди создаются в разговорах» – утверждают они, если нет языкового общения, то нет и человека. Язык является первейшим и основным фактором человеческого взаимодействия, все иные формы общения происходят уже на его основе. Язык имеет символический характер и поэтому способен порождать одинаковые реакции. При общении индивиды как бы обмениваются символами. Само же общение есть обмен взаимопонятных и взаимопринятых символов, с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

Языковые символы вызывают во мне ту же реакцию, что и у других индивидов, говорит интеракционист. Это происходит от того, что развитие языка есть длительный групповой процесс, схожий с выработкой особого способа общения между двумя влюбленными, когда они присваивают определенные, только им понятные символы, конкретным предметам. Подобная интерпретация событий и явлений есть ни что иное, как объектирование окружающего мира, осмысление их, придание им смысла и, в конечном итоге, конструирование среды социального обитания.

При этом надо отметить, что сами по себе слова не имеют никакого значения, они не даны человеку свыше. Отдельный, вне общества индивид не может придать им никакого смысла или выдумать новые слова. Смысл и значение слов создаются только тогда, когда два и более индивида занимаются речевым общением. Язык коренится в элементарном, определяемом потребностями поведении, социальные элементы которого представляются взаимодействующим индивидом как необходимые.
- - -
Ком. проекта:
язык, несомненно интересный вопрос. Непонятно как так случилось, что массовый челловек отстал от его развития. Посмотрите, ведь большая часть людей в течении жизни так и не успевает им овладеть полностью. Можно только надеяться, что новые программные решения в .той области позволят людям овладеть накопленными языковыми знаниями и ввести их в свою практику общения, выражения себя в речи и письме. Нужны языковые программы, способные помогать человеку в этой области, все премудрости литературного письменного языка могли бы поддерживаться программно в редакторах и таким образом можно поднять общую культуру письма.

Знание же всех организационно-технических и технологических элементов  - это удел специалистов, даже немногих, так им и надо создать такие программы и запустить их в обращение. Надеюсь, что  подобное обеспечение для языковой практики может в ближайшем времени появиться. Языковедам и программистам надо поработать, пора этот вопрос понять и государственному аппарату, подобное обеспечение нуждается в реализации. Увы, их не заставить. Кстати, такая постановка языкового вопроса - тоже элемент цивилизационной революции. Но если пр-прежнему революцией будут пугать, а свои обязанности по социальному развитию условий жизни не выполнять, то мы вряд ли скоро увидим такое оснащение своих компьютеров. Одними диктантами этот вопрос не решить.

Раскрытие, может, и не совсем в тему социологии, но в тему цивилизационной революции попадает.
- - -


Одним из направлений символического интеракционизма является разработка ролевой теории. Согласно ей, взаимодействие индивидов в обществе построено по аналогии ролей, где роли это способы нашего поведения в конкретных ситуациях. Они аналогичны пьесам которые мы разыгрывает и исполняем в них главные роли. Причем наша реальная жизнь, говорят интеракционисты, есть соединение ролей так, как будто мы одновременно и постановщики, и продюсеры, и актеры. Мы используем предметное окружение как реквизит и охраняем места наших частных кулис. Отсюда, все аспекты жизни интеракционисты описывают в театральных терминах: сцена, актер, кулиса, а весь подход называют драматургическим.

В заключении, необходимо охарактеризовать место символического интеракционизма среди других направлений современной социологии. Данная парадигма родилась как оппозиция жесткому социологическому детерминизму, давлению социальной структуры, структурно-функциональной корреляции. Основное внимание она уделяла конкретным исследованиям, работе с повседневной жизнью, разработке методик наблюдения и инструментария описания. Символический интеракционизм уходит от разборов вопросов структуры, организации и институтов общества, сосредоточивая все внимание на межличностных аспектах взаимодействия.
.».».»
- - -
Ком. проекта:

Несомненно, многим кажется, что жизнь - игра, многие играют с условиями жизни, но как правило для других, а вот когда вопрос стоит о себе, то предпочитают жить в условиях реальной жизни, а не игры.

Образность ролей, некоторого жизненного спектакля может возникнуть у социологов, им так удобно делать свои карточные расклады, но при них сам народ - вся социальная среда - всегда проигрывают.