Надежда Васильевна - счастливая мама!

Валентина Банарь
(Отрывки из романа:»Букет подснежников – на счастье»)


В больницу Надю отправили за два месяца до родов. Уезжая, деньги за декретный отпуск положила на сберкнижку — на имя Олега. Мало ли что…
Роды начались 24-го февраля, а 25-го в четыре утра Надя почувствовала, что ребенок поднял свою ручку к головке. Тут же предупредила акушерку, чтоб она была осторожней и не повредила ребенку ручку. 25-го февраля 1972 года, в пять часов утра, Надежда благополучно родила своего третьего ребенка. К удивлению акушерки, с головкой одновременно выходила ручка. Шейка малютки была обмотана пуповиной, и получилось, что ребенок сам себя спас, просунув ручку между шеей и пуповиной, дал маме сигнал, и она своевременно предупредила акушерку. Мальчик родился весом 4500 граммов, ростом 60 сантиметров.
Погода в этот день была солнечная, на небе редкие облака, и вдруг начал падать снег огромными сверкающими снежинками-звездочками. Надежда впервые за несколько лет, прожитых на Севере, увидела за окном необыкновенную красоту. На душе стало спокойно и приятно, она почувствовала себя счастливой.
Огромные серые глаза с первой минуты смотрели внимательно и осознанно, будто бы говоря маме: «Родная моя, спасибо, что подарила мне жизнь!» Детский врач говорил то же самое: «Умный и глубокий взгляд, как у взрослого человека!»
— Алеша. Только Алеша! — как только Анна Семеновна увидела внука, сомнений в его имени у нее не стало. «Оберегающий», «защитник» — вот что значит это имя по-древнегречески.  Алеша стал Надиным защитником, предназначение своего имени он оправдывал полностью. Как только отец начинал повышать голос на маму, сынок кричал так сильно и звонко, что Олег от растерянности умолкал.
Надя кормила детей грудью — вот и Алешеньку кормила до года. Во время кормления —  сынок смотрел на нее таким нежным и благодарным взглядом, за который можно было вынести все испытания и пережить все беды. «Надо же, а ведь есть женщины, которым не суждено испытать такого блаженства!» — думала иногда Надежда, осторожно перенося заснувшего Алешу в кроватку. Ещё М. Горький призвал: «Восславим женщину –– Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир». После родов Надежда стала преображаться: хорошела на глазах, на лице появилась открытая лучезарная улыбка, зазвенел голос. Она вспоминала свой вещий сон, и дедушку, который ей пророчил рождение третьего ребенка.
Деньги со сберкнижки, конечно, исчезли — после приезда из роддома Надя не обнаружила у Олега на счету ни копейки. Не удивилась — но решила: «Нет, дорогая, с сегодняшнего дня ты никогда не будешь класть деньги на сберкнижку, всё надо вкладывать в воспитание и учебу детей, потому что это самое достойное вложение!»
На работу Надежда вышла, когда маленькому сыночку было всего полтора месяца. Контора располагалась в соседнем бараке, так что устроились довольно просто: с утра за малышом присматривала Анна Семеновна, а после обеда, возвратившись из школы, — Марина. Алеша рос спокойным и нежным мальчиком.
\ — Если б мы не слышали ваших ласковых слов: сыночек мой ненаглядный, какой ты умница, мое золотко, солнышко мое дорогое, ягодка моя драгоценная — мы и не знали бы, что у вас маленький ребенок\», — говорили соседи, жившие за стенкой.
Алеша с самого рождения любил музыку. Совсем еще кроха, трех-четырех месяцев, он в такт мелодии вращал ножками и ручками, а после шести месяцев, держась пальчиками за свою кроватку, восхитительно водил бедрами. Самостоятельно ходить стал только после годика, зато с двух лет прекрасно, пластично танцевал, а уже с трех лет заботливо ухаживал за девочками. Наблюдать его взросление было огромной материнской радостью. Алеша становился всеобщим любимцем.
Надежда Васильевна чувствовала себя самой счастливой мамой!
С первого класса Марина была предоставлена сама себе — ведь два года она училась в Краматорске.
Надежда вспомнила, как первого сентября 1968 года вела Мариночку в первый класс, в школу, в которой когда-то она училась, где получала аттестат зрелости, и теперь на стенде в числе лучших спортсменов школы была фотография Истоминой Надежды.
Погодка тогда стояла отличная, детки, как обычно в такой день, шли нарядные и красивые. Ей казалось, что ее дочь самая пригожая, нежная и восхитительная. На ней темно-синее платьице, под горлышко белоснежный воротничок, такой же фартучек и пышные бледно-голубые бантики в ее белокурых волосах, гармонично оттеняющие и без того светло-голубые, как небо, глаза — вся она выглядела воздушной..
Надо сказать, что учеба в Краматорске пошла ей только на пользу. Марина была отличницей и любимицей класса. С таким же усердием она стала учиться и в новой школе Вуктыла.
Василенко Алла Ивановна в ней души не чаяла. Она говорила: «Надежда Васильевна, такой ученицы, как ваша Марина, у меня еще не было. Девочка, всесторонне развитая не по своим годам, общительная и дружелюбная. Одноклассники ее также уважают, избрали председателем класса».
Володя в первый класс пошел в 1971 году. Он в отличие от сестры особого рвения к знаниям не проявлял. Тем не менее, его классная (кстати, тоже Алла Ивановна) любила мальчика и говорила, что он «чудесный ребенок, добрый и очень воспитанный». Ваш Володя — истинное сокровище, мне просто необходимо видеть его в своем классе, он — мое вдохновение, я без него не смогу работать... а насчет успеваемости вы даже не беспокойтесь, дайте только срок и увидите — он всех еще перегонит. С пятого класса всё так и произошло. Володя стал хорошо учиться.
Проблем с воспитанием детей у Зарецких не было!

С 15-го мая 1983 года Владимир — военный моряк. Родители всегда пишут детям письма в армию, но то письмо, которое получил Зарецкий, в его части зачитывали перед строем:
«Дорогой наш сын Володя!
Наконец-то получили твое письмо с адресом и спешим ответить, потому что оно нас воодушевило и немножко растревожило. Мы, безусловно, гордимся тобой, потому что командование хочет нашему сыну доверить ответственный участок службы. Дорогой наш, мы всегда за тебя волнуемся, а сейчас вдвойне. Конечно, Володя, мы верим, что ты оправдаешь наши надежды. Поздравляем тебя с началом службы! Правда, быть может, не совсем легкой, но другой не бывает, да и не должно быть.
Самое главное — крепись, так уж устроен человек, он обязан в своей жизни пройти через многие испытания. Ты хорошо знаешь, что твои родители никогда не искали легкой жизни, поэтому высоко ценят ее. А ты наш сын! Служба твоя, по всей видимости, ожидается нелегкой, но интересной. Она тебя закалит, ты возмужаешь и по-настоящему оценишь ЖИЗНЬ. Володя! Мы думаем, что ты хорошо запомнил наши пожелания, которые были сказаны во время проводов. Если даже тебе временами будет очень трудно, ты обязан не только не пасть духом, но и оглянуться вокруг и помочь своим товарищам по службе, быть может, они слабее тебя. Ведь ты пришел на службу не со школьной скамьи, а уже рабочим человеком с приличным производственным стажем.
Запомни, сын, где бы человек не находился, все-таки доброта, порядочность, отзывчивость, товарищество, чувство локтя занимают в отношениях среди людей самое главное место. А в воинском долге необходимы смелость, решительность, находчивость, крепкая сила воли. И мы верим, сынок, что ты никогда и нигде не потеряешь свое человеческое достоинство, исполнишь свой гражданский долг. Ты хорошо знаешь, что твой отец за неимоверный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени, и ты должен быть достоин своего отца. Мы, твои родители, верим, что ты нас не подведешь, и мы будем тобой гордиться! Обнимаем тебя: мама, папа, брат Алексей и сестра Марина.
Г. Ноябрьск, 7.06.1983 г.»

Служил Володя три года, включая полгода учебной части.

Незабываемый праздник души!

Юбилей настал незаметно. Просыпаешься — а на календаре 1985 год, и тебе уже сорок пять. С утра Надежда Васильевна не пошла в управление — готовила праздничный обед: все праздники и дни рождения тогда отмечали на работе. С тортом помогала сотрудница; до обеда все шло спокойно. Но потом сердце Надежды Васильевны стало как-то тревожно биться. Она уже хорошо изучила себя: в таких случаях обычно происходило что-то не обязательно неприятное, но значительное. Когда Галина приехала за ней на машине, Надежда сказала ей:
— Галочка, не пойму, что со мной творится, сегодня должно случиться что-то важное, а что, не возьму в толк.

На работе в четыре руки накрыли праздничный стол: на белоснежной скатерти красивая посуда, закуска, шампанское, коньяк, хорошее вино и венцом всему — огромный аппетитный торт. Тут была вся администрация, начальники отделов, пришли несколько человек из СУ-71, в том числе Эльвира Семеновна Панова.
— Надежда Васильевна, выглядите — превосходно! — говорили все в один голос. Действительно: энергичная, активная, статная, с красивой пышной прической. Ее поздравляли все отделы; молодежь изощрялась тостами. Кабинет был завален цветами и подарками. Надежда Васильевна не ожидала такого внимания к себе, была откровенно растрогана.
— Ну, теперь давайте выпьем за здоровье близких Надежды Васильевны! — Борис Абрамович поднял бокал. — За ее маму, Анну Семеновну, за мужа, за детей. А особенно за Володю, который сейчас защищает Родину на Дальнем Востоке!
Уже начали разрезать торт, когда в дверях показался Максим, брат Надежды Васильевны.
— Надя, тебе нужен подарок?
— Конечно! — улыбнулась она и тут же потеряла дар речи...
В дверях стоял ослепительной красоты моряк в парадной форме, с букетом алых гвоздик в руках. Надежда не сразу сообразила, что это ее сын Владимир. Он подошел к ней, подал букет цветов, обнял и поцеловал. Это было так неожиданно и волнительно, что все на доли секунды замерли, затем пригласили Володю и Максима к столу, налили им по бокалу шампанского и снова выпили за прекрасных детей Надежды Васильевны.
Вот это был настоящий праздник! На следующий день многие, в том числе и Галина, сожалели, что ушли раньше и не застали эту счастливую картину.
За отличную службу Владимиру предоставили месяц отпуска.

Когда Надежда с сыном и братом пришли домой, Олег уже вернулся с работы. Сцену встречи сына и отца трудно описать: Надежда Васильевна увидела настоящую отцовскую любовь, когда у обоих взрослых мужчин на глазах искрились слёзы счастья. «Ради таких блаженных слезинок, — подумала она, — стоило все пережить, перетерпеть в недалеком прошлом для сохранения семьи». И заснула — абсолютно счастливой.