Колька из племени буртасы

Евгений Кошелев
 
 Есть красивые места в России, на которые не устаешь любоваться. Одним из таких мест можно назвать местечко « Шанхай» под Пачелмой в Пензенской области. Природа сохранила естественную красоту не тронутую человеческой деятельностью. Когда-то в далекие исторические времена вплоть до XVII века этот край относился к «дикому полю», граничащий с землями государства Российского. И лишь только набеги кочевников на местные племена напоминали о существовании здесь жизни, да и иногда по торговым путям проезжали купцы со своим товарам.


 На этих землях проживали народность – буртасы. Они занимались земледелием, скотоводством и бортничеством. Напоминанием о таком малом народе служит название села Малые Буртасы, которое основал помещик А.Ф. Турчанинов во второй половине  XVIII века. Село было по тем временам большим, в середине XIX века (1877 год), население превышало 1080 душ. По условиям реформы 1861 года село было волостным  (волость составляла несколько сельских общин – она должна насчитывать от 300 до 2000 ревизских душ) и относилось к Керенскому уезду Пензенской губернии. Удобное расположение села позволяло ему бурно развиваться в девятнадцатом веке. Ведь оно стояло на торговом пути из Керенска до Чембара, где ежегодно проводились богатые ярмарки.


 В селе было  4 постоялых двора, две лавки, паровая молотилка и оно являлось волостью. Что говорит о значимости этого селения, была действующая церковь. В годы советской власти ее разрушили, а кирпич был использован при строительстве школы в поселке Пачелма. После строительства железной дороги село постепенно пришло в упадок, население в основном перебралось в бурно развивающийся поселок Пачелма. Возможно поэтому и сохранился этот природный чудо-уголок.

***

  В этой короткой статье я хочу рассказать о небольшом эпизоде моей жизни. Благодаря чему я познакомился с пареньком, который впоследствии спас мне жизнь.

Отец мой работал в совхозе рабочим на молочной ферме. Зимой он ухаживал за животными-коровами на ферме. С наступлением весны ежегодно на летний период совхозное стадо перегоняли на летнее пастбище – урочище Шанхай. Оно находилось за железной дорогой Пенза-Москва на юго-западе от Пачелмы.  И для перегона стада совхоз договаривался с организацией, обслуживающей этот участок железной дороги, о месте и времени перегона через железнодорожные пути.
 
Обширные луга, переходящие в перелески имели хорошую кормовую базу для молочного скота. В одно лето к пастухам прикрепили  в помощь молодого парнищку лет 15-16 подпаском. Родом он из старинного села Малые Буртасы,  вблизи от него и находится местечко Шанхай. Чтобы он не был при «деле», как говорила его мать, она и решила устроить его на работу до армии в местный совхоз.

Я привязался к этому пареньку, для меня он был героем. Ходил он в картузе, куртке, перешитой наверно из отцовского пиджака и кожаных ботинках.  Колька так звали этого паренька, и я буквально ходил за ним по пятам. Он учил меня лазить по голубиным гнездам, которых было много под соломенной крышей на заброшенной ферме. Когда мы выгоняли стадо на пастбище, он показывал мне в небольших перелесках яблони-дички, кусты черемухи со сладким вкусом ягод. Вечером мы запрягали лошадь в повозку и подвозили воду из ближайшего родника к стану. Потом после вечерней дойки коров, когда доярки уезжали, мы с ним шли к берегу небольшого пруда. Где он рассказывал мне всякие истории. Однажды мне он рассказал о
какой-то сказке-былине про древний народ буртасы. У этого народа было свое государство. Он был очень мужественный, и успешно отражал набеги кочевников. У него была даже своя царица. И Колька гордился, что он является потомком этого древнего племени буртасы. Конечно я был еще мальцом, чтобы разбираться в нациях и народностях, населяющих нашу необъятную страну.

***

Говорят, что укусы ос больнее, чем от пчелы. Смертельной дозой для человека может стать, как считают ученые, укус 200-250 ос. Что в пересчете составляет – 0,2 мг яда. Где то ближе к середине лета мы пасли стадо коров.  Колька посадил меня на лошадь и я от счастья был на седьмом небе. Верхом на лошади я мог ездить самостоятельно, тем более лошадь была смирной. Стадо постепенно разбрелось по лугу, а часть направилась в осинник. Колька попросил меня повернуть отбившихся коров от стада. Я поехал наперерез  через небольшой перелесок осинника. Почему-то коровы стали резко отворачиваться от него. Видимо они разворошили рой ос нечаянно, и осы тучей напали на меня с лошадью. Лошадь от испуга взбрыкнула и поскакала вниз лощины. Я не удержался и свалился в кусты. Подпасок Колька увидел это, и бросился ко мне. Он спас меня от разъяренных ос, хоть и пострадал сам. Я не помню, когда я очнулся. Но меня привез отец домой. Все тело и лицо было в укусах, я лежал в горячке. Видеть глазами было плохо через щелочки. Мама постоянно ставила мне примочки. И лишь через неделю я почувствовал облегчение. Своего спасителя я больше не видел. Но его рассказы остались в памяти. Может потому, что детская память хорошо сохраняется.


***

 Я воспринимал тогда его рассказ-былину, как очередную сказку о древних народах. И уже сейчас в зрелом возрасте я случайно в интернете нашел статью Г. Н. Белобрыкина  «Буртасы в Пензенском крае» (1). Для меня это было большим открытием, узнать что такой древний народ проживал на землях «Дикого поля». Первые воспоминания об этом народе были еще в VIII веке от арабских путешественников. Да, действительно, Колька был прав. Буртасы имели свое княжество и входили в состав Волжской Булгарии (XII- XIII век). По одной из версий буртасы являются предками татар-мишкарей. Девушки выбирали своих женихов сами. Видимо у этого племени был матриархат.

 В Пензенской области найден след этой этнической группы (село Сканово, село Наровчат). В селе Сканово есть даже краеведческий музей, рассказывающий о быте этого народа. При раскопках кургана, древнего могильника  в районе села Сканово были найдены фрагменты быта – браслеты, дротики и другие предметы. И как в своем рассказе упоминал мой друг Колька, у этого народа были свои герои, царица Нарчатка и ее брат Атямас. Они возглавили борьбу своего племени против монголов в 1241 году. Наверное все эти рассказы передавались устно своим потомкам старшим поколением. К сожалению у этой этнической группы не сохранилась ни письменность, ни язык, на котором они разговаривали. Может ученые - краеведы что-то еще смогут пролить в свет новые данные о этом древнем народе.

***

Р. S. Шанхай многие годы оставался для нашей семьи можно сказать кормильцем. Здесь отец косил сено для домашнего скота, мы собирали дрова из сушняка, рубили для изгороди орешник (лещину). И конечно объедались яблоками, грушами, ведь эти места были исхожены нами вдоль и поперек.

(1) Белорыбкин Г.Н. Буртасы в Пензенском крае // Пензенская энциклопедия – М.: Большая российская энциклопедия, 2001. стр. 75-76.  http://inpenza.ru/history/locust-years.php



 Как хороши просторы родного края,
 Полюбуйтесь на луга Шанхая.
 Тут пахнет травами и воздух чистый,
 От солнца на воде и блики лучистые.
 Здесь на Диком Поле в древние времена
 Проживали буртасов племена.
 Мой друг Колька потомок этого племени,
 Теперь все это забылось со временем.
 Наверно надо вспомнить историю заново,
 И побывать в музее села Сканово.
 Где вам  расскажут о жизни славного племени,
 Жившем когда-то в прошедшем времени.