Символ русской мощи и таланта

Владимир Руссь
                ШАЛЯПИН ФЕДОР ИВАНОВИЧ
                (1873-1938)
                Певец

000
Где аукнется Мусоргский, там должен откликнуться Шаляпин.
(А.В. Амфитеатров)
000
Творчество Шаляпина – одно из самых могучих выражений русского реализма.
(И.Л. Андроников)
000
Источники шаляпинского ритма, как и его глубоко реалистического интонационного пения, коренятся в ритмике и образности русской народной речи, которой он владел в совершенстве.
(Б.В. Асафьев)
000
Шаляпин был человек непомерной чуткости и нервной отзывчивости. Защищая в себе это больное от уколов состояние души, он настораживался и нередко держался вызывающе.
(Б.В. Асафьев)
000
Наша слава и торжество
(А.А. Ахматова)
000
Прекрасен был всегда Шаляпин; когда нужно – демонически красив, а то и жутко страшен.
(А.Н. Бенуа)
000
Оттенок его голоса, в основном окрашенный в трагические тона, всегда слышавшийся из глубины существа его многоцветной, желанной правдивостью, заключал в себе массу разнородных голосов, воплощавших трагическую сторону бытия русского народа, и звучал то трубным звуком, то жалобой, то примирением, то ужасом. Непреодолимым впечатлением этот голос захватывал слушателя, не оставлял ему частей внимания ни для чего другого.
(М.А. Бихтер)
000
Слишком трудно быть художником таких размеров в цивилизованном мире; почти невозможно; и он – из последних.
(А.А. Блок)
000
В Шаляпине было слишком много «богатырского размаха», данного ему и от природы и благоприобретенного на подмостках, которыми с ранней молодости стала вся его жизнь, каждую минуту раздражаемая непрестанными восторгами толпы везде и всюду, по всему миру, где бы она его ни видела: на оперной сцене, на концертной эстраде, на знаменитом пляже, в дорогом ресторане или в салоне миллионера. Трудно вкусившему славы быть умеренным!
¬; Слава подобна морской воде, ; чем больше пьешь, тем больше жаждешь, ; шутил Чехов.
Шаляпин пил эту воду без конца, без конца и жаждал.
(И.А. Бунин)
000
Судьба этого человека была действительно сказочна, ; от приятельства с кузнецом до приятельских обедов с великими князьями и наследными принцами дистанция немалая.  Была его жизнь и счастлива без меры, во всех отношениях: поистине дал ему Бог «в пределе земном все земное».
(И.А. Бунин)
000
Ему были, пожалуй, доступны все красавицы мира.
(А.И. Ваксберг)
000
Он все что-то говорит – так похоже, как говорит плохая прислуга, всегда обиженная на своих господ.
(М.А. Врубель)
000
Он скучный человек и мне очень тяжелы его разговоры.
(М.А. Врубель)
000
Больше аристократ, чем любой Рюрикович.
(М. Горький)
000
В душе – ты честный человек, к холопству – не способен, но ты нелепый русский человек и – много раз я говорил тебе это! ; не знаешь своей настоящей цены, великой цены.
(М. Горький)
000
Великий артист этот Федор Иванович!
(М. Горький)
000
В русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин.
(М. Горький)
000
Нелепый русский человек.
(М. Горький)
000
Огромная, славная фигура. И – свой человек.
(М. Горький)
000
Ты в русском искусстве музыки первый, как в искусстве слова первый Толстой.
(М. Горький)
000
Ты – символ русской мощи и таланта.
(М. Горький)
000
Федор Иванович Шаляпин всегда будет тем, что он есть: ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она Русь, вот каков ее народ – дорогу ему, свободу ему.
(М. Горький)
000
Ф. Шаляпин – лицо символическое; это удивительно целостный образ демократической России, это человечище, воплотивший в себе все хорошее и талантливое нашего народа, а также многое дурное его. Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: силен, красив, талантлив русский народ!
(М. Горький)
000
Шаляпин ; простой парень, большущий, неуклюжий, с грубым умным лицом. В каждом суждении его чувствуется артист.
(М. Горький)
000
Шаляпин – это нечто огромное, изумительное и – русское, Безоружный, малограмотный сапожник и токарь, он сквозь терния всяких унижений взошел на вершину горы, весь окурен славой и – остался простецким, душевным парнем. Это – великолепно! Славная фигура!
(М. Горький)
000
Это некое большое чудовище, одаренное страшной, дьявольской силой порабощать толпу.
(М. Горький)
000
Этот человек – скромно говоря – гений.
(М. Горький)
000
Великий и недосягаемый певец (и плохой политик).
(В.М. Дорошевич)
000
Из Шаляпина вышел бы замечательный художник, если б он не был удивительным артистом.
Он не только поет, играет, – он рисует, он лепит на сцене.
(В.М. Дорошевич)
000
Свойство Шаляпина – создавать художественные произведения из того. Что у других проходит бесследно и незаметно.
(В.М. Дорошевич)
000
Шаляпин не только превосходный певец и удивительный актер, – в нем сидит еще живописец и скульптор.
(В.М. Дорошевич)
000
Я не знаю артиста, который бы работал больше, чем этот баловень природы и судьбы.
(В.М. Дорошевич)
000
У Шаляпина не было ни одной буквы алфавита, которая хоть в малой как-то уродливо или неправильно произносилась.
 (П.М. Журавленко)
000
Он весь был феноменальным и потрясающим – живой Святогор!
(С.Т. Коненков)
000
Опера с приходом Шаляпина как бы родилась заново.
(С.Т. Коненков)
000
В его огромном росте, сильных движениях была некая разбойничья удаль.
(К.А. Коровин)
000
Любимец Аполлона.
(К.А. Коровин)
000
Молодой человек очень высокого роста, блондин со светлыми ресницами и серыми глазами.
(К.А. Коровин)
000
Он робел и боялся несправедливости.
(К.А. Коровин)
000
Отрицая самовластие, он сам был одержим самовластием.
(К.А. Коровин)
000
Страсти стихийно владели его послушной душой.
(К.А. Коровин)
000
Так любит копить деньги.
(К.А. Коровин)
000
Худой и очень высокий молодой человек в длинном сюртуке, блондин, со светлыми ресницами серых глаз.
(К.А. Коровин)
000
Чудо-артист.
(К.А. Коровин)
000
Шаляпин всегда точно кого-то боялся.
(К.А. Коровин)
000
Я никогда не видал более веселого и жизнерадостного человека.
(К.А. Коровин)
000
Шаляпин в жизни поневоле продолжал ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя», и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит.
(С.К. Маковский)
000
Не сам ли он консерватория?
(С.И. Мамонтов)
000
Для актера музыкальной драмы творчество Шаляпина такой же родник, как жертвенник Диониса для трагедии.
(В.Э. Мейерхольд)
000
Это все-таки большой талант, такого певца не было больше во всем XX веке.
(В.М. Молотов)
000
Дар у него чудесный, трагик он первоклассный. Росси и Девойо, быть может, превосходят его своей школой, но не глубиной и искренностью.
(М.В. Нестеров)
000
Некультурный, но гениальный русский мужик.
(М.В. Нестеров)
000
Он – как Цезарь, пришел, увидел, победил.
(М.В. Нестеров)
000
Русский гений.
(М.В. Нестеров)
000
Он пел так, как Толстой писал.
(С.В. Рахманинов)
000
Шаляпин единственный артист, признание которого с самых молодых лет было общим.  «Общим» в полном значении этого слова. Да, Шаляпин богатырь. Так было. Для будущих же поколений он будет легендой.
(С.В. Рахманинов) 
000
И если Толстой и Достоевский на последнем суде скажут последнее слово за русскую землю, Шаляпин пропоёт это последнее слово за весь русский народ.
(А.М. Ремизов)
000
Вельможа Екатерины.
(И.Е. Репин)
000
Странник.
(Самооценка)
000
На своем веку я встречал немало выдающихся людей, великих и гениальных, но Федор Шаляпин возвышается над ними как Монблан. В нем сочетались редкие качества большого, мудрого артиста – оперного и драматического. Не каждое столетие дает миру такого человека.
(Т. Скипа)
000
Трудно охватить и оценить его многогранный талант, сложную природу, красивую жизнь, многостороннюю деятельность… Он был прекрасным образцом чисто русской творческой натуры.
(К.С. Станиславский)
000
Фокус Шаляпина – в слове. Шаляпин умел петь на согласных.
(К.С. Станиславский)
000
В отношении гонорара, умения устроить свои личные дела и вообще ясного представления о тех материальных благах, которые можно извлечь, обладая выдающимся талантом и голосом, Шаляпин совершенно не походил на русских артистов.
По трезвому отношению к своему гонорару, по расчетливости, с которой он вскоре же начал вести свои финансовые дела, это был немец, француз, итальянец, все, что хотите, только не тот русский артист, к бытовому облику которого мы привыкли.
(В.А. Теляковский)
000
Он с одинаковым воодушевлением, смотря по обстоятельствам, пел «Боже, царя храни», и «Марсельезу», и «Дубинушку».
(В.А. Теляковский)
000
Шаляпин всегда стоял вне политики в том смысле, что никогда ею не занимался, а всегда оказывался вовлеченным в нее стараниями тех или других, правых или левых. У него не было деления на политические партии, просто одни люди были ему симпатичны, а другие антипатичны, и он одновременно очень искренне дружил с Максимом Горьким, находившимся на крайне левом крыле, и с бароном Стюартом, убежденным крайне правым монархистом.
(В.А. Теляковский)
000
Самый красивый голос – у Шаляпина, самые красивые ноги – у Карнаковой.
(А.Н. Тихонов)
000
Шаляпин, несомненно, одно из самых удивительных явлений в России… Это художник, бунтарь; он великолепен.
(Г.Д. Уэллс)
000
Этот несравненный артист умеет вложить столько жизни и выражения в каждую ноту, в каждое слово, которое поет, что сплошь да рядом слушатель, поглощенный смыслом слов, просто не замечает отсутствия мелодии.
(Ю.Д. Энгель)
000
В моем искусстве я «Рембрандт».
000
Во мне есть некоторое зерно артистического анархизма.
000
Для меня на первом плане только люди, поступки и дела.
000
Если я  в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком. 
000
Менее всего в жизни я был политиком. От политики меня отталкивала вся моя натура.
000
Мне спать некогда – надо мне в дальнейший путь.
000
Моя школа, это моя кровь и плоть – учитель мой, это моя, моя индивидуальная конструкция – во всем.
000
Народа я боялся всегда.
000
Невыносимо тяжело бывает мне порою, господа!
000
Не скрою, что чувство тоски по России, которым болеют (или здоровы) многие русские люди за границей, мне вообще не свойственно. Оттого ли, что я привык скитаться по всему земному шару, или по какой-либо другой причине, а по родине я обыкновенно не тоскую. Но, странствуя по свету и всматриваясь мельком в нравы различных народов, в жизнь различных стран, я всегда вспоминаю мой собственный народ, мою собственную страну. Вспоминаю прошлое, хорошее и дурное, личное и вообще человеческое. А как только вспомню – взгрустну.
000
От политики мне всегда было скучно и как-то не по себе.
000
По разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным и никаких приказаний – ни царских, ни комиссарских – не переношу.
000
При всех моих недостатках рабом или холопом я никогда не был и не способен им быть.
000
Трудна моя жизнь, но хороша! Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною.
000
Я аплодисментов никогда не покупал.
000
Я бываю иногда несносный идиот.
000
Я вообще по родине не тоскую. Привык быть и жить в чужих краях.
000
Я не люблю прощать.
000
Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует.
000
Я ни на минуту не расстаюсь с моим сознанием на сцене.
000
Я от природы не страдаю честолюбием, а еще меньше – тщеславием.
000
Я, по натуре моей, демократ, я люблю мой народ, понимаю необходимость для него политической свободы.
000
Я старая театральная муха – гони ее в окно, она влезет в дверь – так неразрывно связан я со сценой.