Непревзойденный Зиновий Гердт. глава 2

Доба Каминская
я не автор

Зямам воевал в должности старшего лейтенанта саперной роты. Жена Зямы- Мария Новикова сохранила почти сто его фронтовых писем. В письме от 16 июня 1942 года он пишет:
Я приказываю гневно,
Чтоб писала ежедневно.
Ежедневно, ежечасно,
Ведь неведенье ужасно.

Если ты замедлишь с вестью-
Я убью тебя на месте.
Если ты мне не напишешь-
Я тебя повешу, слышишь?

Заруби мои вопросы
На своём носу курносом.
Сквозь пургу, ветер,тумане
Доползет к тебе  Залман.

Его фронтовая телеграмма жене:

Здоров как бык.
К войне привык.
Дерусь упрямо.
Целую. Зяма.

Письмо жене от 1 декабря 1942 года: «Понимаешь, жена? Кроме тебя у меня никого и ничего нет. С тобой ухожу по ночам на минные поля немцев. Ты не можешь понять, как ты мне дорога, как невыносимо нужна».
В марте 1943 года он написал жене: «Деточка, саданул меняя ворог из танка снарядом 12 февраля 43г. Осколок врезался в кость левее бёдра, повыше колена и натворил там скверных дел».
Тогда шли вторые сутки танковых атак противника. Хрупкая девятнадцатилетняя медсестра Вера Веденина вдруг увидела раненого. Он молча корчился от боли. Вера подползла к нему под огнём, на себе вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь. В госпиталь Зяма попал только лишь через три месяца. Раненая  нога все это время гнила. Ему было сделано одиннадцать мучительных  операций.  После каждой операции Гердта выпускали на костылях, но начинающие срастаться кости опять обламывались. Последняя операция оказалась решающей. Ему уже собирались ампутировать ногу, но хирург Ксения Винцентини спасла ее. Она оказалась женой великого Сергея Королёва, который тогда сидел в лагере, как враг народа.
В 1944 году Гердт вернулся домой. Его жена Маша была счастлива, надеялась на счастливую семейную жизнь. Родился сын- его назвали Всеволод, в память об их погибшем друге, студийце Всеволоде Багрицком, сыне известного поэта Эдуарда  Багрицкого и женихе юной Елены Боннер( впоследствии ставшей женой академика Андрея Сахарова)
Но в какой- то момент Зиновий Гердт объявил своей жене, той самой, которой он писал с фронта прекрасные письма о вечной любви: «Влюбился, ухожу». День Победы он встречал уже без Марии.
После ухода Гердта Мария попрежнему работала в театре, попрежнему в неё влюблялись все окружающие ее мужчины. Но сама она больше никого не полюбила: «Таких, как Зяма, больше нет».:
Гердт любил женщин и женщины любили Гердта- самозабвенно и бескорыстно. Он для этого не делал ни- че- го. От него исходил магнетизм. Женщины не замечали, что он хромой,что он маленького роста. Он был воплощением радости жизни, человеком невероятного мужского обояния.
Последующие 37 лет жизни Гердта были связаны с театром кукол  Сергея Образцова. При первой встрече он стоял перед коллективом театра, откинув костыли, на одной ноге и старался не упасть. Образцов задал ему совершенно идиотский вопрос: «Не знаете ли вы какого - нибудь стихотворения? Вы же что- то учили». Гердт прочел длинный стих. После паузы его попросили: «Пожалуйста, ещё что нибудь». Он продолжал читать стихи 45 минут, потом сказал: «Знаете, я устал, я на одной ноге»,
и Образцов объявил: «Вы приняты в нашу стаю».Они тогда ставили  « Маугли»  и говорили на языке джунглей.
После зачисления в театр Гердт отнёс заявление в бухгалтерию: «Прошу все 100% моей зарплаты переводить моему сыну- Всеволоду Новикову»

Мой электроный адрес: dobakam1@gmail.c

Автор текста- Доба Каминская