198 Рождество Суворова 07-08 января 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

198. Рождество Суворова. Курсовые задачи. 07-08 января 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, Военная гавань, причал №63: воскресенье 07 января 1973 года, дневная температура: мин.: 2.2°C тепла, средняя: 3.1°C тепла, макс.: 4.1°C тепла, без осадков; понедельник 08 января 1973 года, дневная температура: мин.: 0.0°C тепла, средняя: 1.7°C тепла, макс.: 3.9°C тепла, шквалистый мелкий дождик, 0.7 мм осадков.

В воскресенье, в день православного Рождества (Христова) я тоже праздновал, только свой день рождения. Так получилось, что в горячке забот и проблем предновогодней эпидемии гриппа на БПК "Свирепый", когда практически все в экипаже, кроме нескольких человек, в том числе меня, болели и не могли выполнять свои служебные обязанности, никто не вспомнил о моём дне рождения 7 января, а я постеснялся кому-либо об этом напоминать. Поздравили меня только мои родители, мама и папа, моя двоюродная сестра Вера, бывшая жена моего брата - Галина с сыном Олежкой, мой брат Юра и... всё. Конечно, надо было напомнить, например, замполиту капитану 3 ранга Дмитрию Васильевичу Бородавкину или командиру БЧ-1 старшему лейтенанту Г.Ф. Печкурову, рулевым из БЧ-1 и сигнальцам из БЧ-4, но все были заняты своими делами. Я тоже в одиночку трудился в ленкаюте над изготовлением стендов наглядной агитации БПК "Свирепый", был очень занят, потому что со дня на день ожидалась комиссия конкурса-смотра политслужбы на нашем корабле (в рамках сдачи курсовых задач).

В субботу 6 января 1973 года корабельный почтальон, подгодок, радиотелеграфист БЧ-4 Юрий Васильевич Казённов (призыв 15.11.1970) принёс на корабль посылку от моих родителей, в которой были новогодние и рождественские гостинцы. Моя посылка была в куче других новогодних посылок, Юра Казённов еле-еле дотащил от КПП в Военную гавань ВМБ Балтийск до трапа БПК "Свирепый" большую сетку разномастных посылок и даже устало отнекивался от традиционных угощений "письмоносцу". Практически все моряки на корабле получали в эти выходные письма, открытки и посылки от родных и близких.

Я тоже, как многие счастливчики, спрятался у себя в ленкаюте за дверьми библиотеки, никому двери не открывал и наслаждался письмом родителей и гостинцами из родительской посылки. Не знаю как, но мама вдруг прислала мне банки с малиновым вареньем (от простуды), кое-какие лекарства (свежие), традиционные яблочные сушки, конфеты ириски, печенье, шоколадки и много-много больших апельсинов (целых 12 штук! - автор). Это было сказочное богатство, потому что в посылке были ещё красочные новогодние открытки и письма: два письма - отдельно от мамы и от папы.

Вечером, преодолев соблазн съесть всё из посылки самому, я собрал по телефону и явочным порядком (путём церемонных приглашений - автор) своих друзей из БЧ-1 и БЧ-4, которые охотно пришли ко мне в ленкаюте "на рождество Суворова" и смущённо угощались всем тем, что я (с помощью родителей) им приготовил. Ленкаюта БПК "Свирепый", правда, 7 января 1973 года больше была похожа на мастерскую художника-оформителя, нежели на торжественный зал приёмов, но нам, балтийским морякам, не привыкать, где и как выпивать "по капельке шила" за здоровье, за флот, за тех, кого нет с нами, за Любовь и за Победу "во что бы то ни стало"... Закусывали флотской тушёнкой, разогретой на ТЭНах электронагревателя, свежеиспечённым хлебом из корабельной хлебопекарни, горячим сладким кофе, подаренным мне коками на камбузе ко дню рождения, шоколадками, конфетами, печеньем и знаменитыми алжирскими сладкими и сочными апельсинами, о которых потом все вспоминали ещё целый месяц... (Малиновое варенье и сушки я оставил "на потом", как НЗ - автор).

Ребята сокрушались, сердились и упрекали меня за то, что я их заранее не предупредил, но я им твердил только одно: "Главное не в том, что вы забыли о моём дне рождения, главное в том, что я об этом помню и могу пригласить вас к себе на праздник". Кое-кто, разгорячившись от "капельки шила", вскипел и сказал мне, чтобы я "не строил из себя христосика", но другой мой товарищ и друг (командир отделения рулевых старшина 2 статьи Анатолий Телешев - автор) возразил и сказал, что "Суворов не виноват, что родился в день Рождества Христова". Все с этим согласились и отметили "юмор ситуации" - "комсорг корабля, комсомолец, безбожник, а родился в день Христа"...

На вечерней поверке на юте БПК "Свирепый" все участники "посиделок в ленкаюте у Суворова" основательно "проветрились" на прохладном влажном ветерке, захотели продолжения "банкета" после отбоя и ночью, но я не поддался на общее стремление "побузить" и только выпросил разрешение у дежурного по кораблю в честь моего дня рождения и Рождества подольше посмотреть телепередачи Центрального телевидения СССР (все старшие командиры, кроме старпома, были на берегу, в семьях, в своих домах).

7 января 1973 года ЦТ СССР показывало такие телепередачи:

Первая программа:

09:00 Программа передач.
09:05 - "На зарядку, становись!" Утренняя гимнастика для детей.
09:20 - Новости.
09:30 - Цветное телевидение. Для школьников. "Будильник".
10:00 - "Музыкальный киоск". Ведёт передачу Э. Беляева.
10:30 - "Товары - народу".
11:00 - Цветное телевидение. Песни А. Долухоняна.
11:45 - В дни школьных каникул. Цветное телевидение. Программа мультипликационных фильмов: "Приключения Незнайки". 7-я серия - "Воздушное путешествие"; "Снежные дорожки".
12:15 - Для воинов Советской Армии и Флота.
13:00 - Цветное телевидение. "Экранизация литературных произведений". "Ревизор". Художественный фильм (1952, "Мосфильм").
15:10 "Сельский час".
16:10 - "Новости дня". Киножурнал.
16:20 - "Литературные встречи". "Константин Федин".
17:00 - Цветное телевидение. "Клуб кинопутешественников". Ведёт передачу народный артист РСФСР кинорежиссёр В.А. Шнейдеров.
18:00 - Новости.
18:10 - Цветное телевидение. "Наши соседи". Премьера телевизионного спектакля.
19:20 - Премьера телевизионного документального фильма "Человек и книга". Творческое объединение "Экран".
19:50 - Цветное телевидение. Премьера телевизионного художественного фильма "Самые красивые корабли". 2-я серия.
21:00 - "Время". Информационная программа.
21:30 - Концерт из произведений Р. Глиэра.
22:40 - Чемпионат СССР по баскетболу. "Спартак" (Ленинград) - "Динамо" (Тбилиси).
23:20 - Новости. Программа передач.

Увы, в этот вечер 7 января 19673 года приём других программ ЦТ (Вторая, Третья и Чётвёртая программы - автор) нашим корабельным чёрно-белым телевизором "Рекорд" был настолько плохим, что мы даже и не пытались его настраивать и подстраивать "на волну телеэфира". Так что с середины матча по баскетболу я ушёл к себе в ленкаюту писать ответное письмо моим родителям...

- Здравствуйте мои дорогие, мама и папа. Спешу написать вам письмо. Знаю, как вы ждёте его, поэтому буду писать быстро. Большое спасибо за поздравление и апельсины. Это редкость здесь, значит, вдвойне приятно. Съел сам. (Увы, немного исказил правду - апельсины я и мои друзья ели, разрезав на дольки, сначала сочную мякоть, а потом и кожуру - автор).
- Юрча (мой старший брат Юра - автор) тоже прислал поздравительную открытку. Пишет, что послал мне два письма. Я их не получал. Однако сам ему написал большое письмо. Жду ответа.
- Верочка (старшая двоюродная сестра - автор) поздравила меня с днём рождения. Ребята поздравили с днём рождения и всё. Вечером сегодня в 19:00 заступил на дежурство...

Увы, это не так. Это я просто так написал родителям, чтобы они не думали, что я "вне корабельной службы". На самом деле я весь день 7 января 1973 года провёл один в ленкаюте, занимаясь то тем, то другим, то третьим... Только поздно вечером я собрал друзей на свой праздник.

- Итак, мне сегодня исполнилось 20 лет! Немного по-другому мечтал я встретить двадцатилетие..., Ну, ладно.
- Новый 1973 год встретили отлично. Всё время работал телевизор. Было много сладостей, кофе, печенье и яблочное пюре. Я выложил на праздничный стол наши суворовские груши, их все хвалили, что вполне заслуженно.
- За нашим столом (БЧ-1, БЧ-4) сказали несколько новогодних пожеланий и в 00:00 выпили кофе из стаканов, а традиционное шампанское пили только гости "Огонька".

- После встречи Нового года получил перевод - 15 рублей, за который вам большое спасибо. Только эти рубли опять лежат у меня в неприкосновенности. На берег ни разу не сошёл после того, как ушёл с поста комсорга. Такие вот дела...
- Сейчас много работаем, красим, ремонтируем корабль. Я уже полностью перебрался в библиотеку. Пишу и рисую плакаты, стенды и т.д. Ребята (школьные друзья - автор) мне писем не пишут, Галя (бывшая жена моего брата Юры) - тоже не пишет, только поздравительную открытку.
- Вы тоже написли немного поздно, думал, что у вас сто-то случилось. Пишите скорее обо всём. Целую вас крепко-крепко, ваш сын, Саша.

На следующий день в понедельник 8 января 1973 года БПК "Свирепый" первый раз в новом году вышел в море на учения в рамках корабельной программы боевой и политической подготовки. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров немедленно, без особой раскачки и подготовки, скомандовал дать сигнал Боевой тревоги и команду: "Корабль к бою и походу приготовить!". Нужно было удостовериться, что мы не расслабились после эпидемии гриппа, не растеряли навыков, не утратили тот боевой ритм и "накал страстей", который позволял нам успешно решать все трудные задачи. Этот выход в море БПК "Свирепый" чётко давал всем понять: "Всё! Каникулы кончились! Пора за работу, товарищи!".

Поздно ночью 8 января 1973 года после возвращения в базу, я дописывал письмо родителям...

- Не буду начинать новое письмо потому, что только что получил от вас письмо, которое очень ждал. Очень я перед вами виноват, что молчу, извините, больше этого не повторится. Вы не беспокойтесь сильно, со мной всё в порядке. Жив, здоров, весел и бодр. Занят множеством дел, чем сейчас и занят.
- Посылку от тёти Клаву я получил, за что громадное им спасибо. Письма им (тёте Клаве, родной сестре моего папы, Суворова Сергея Ивановича) я писал после Нового года. Как уже писал, получил перевод - 15 рублей, лежат сейчас (в схроне). Получил апельсины, посылку, за что вам низкий поклон и уважение. Вот, жду письмо от Юры. Должны же найти меня те два письма, которые он писал!

- Теперь напишу о том, какие поздравительные открытки и письма получил на Новый год и День рождения. Архипова (моя первая школьная любовь - автор) - забыла, Юницин (мой школьный друг и брат - автор) - тоже. Возможно, их послания где-то затерялись. Написали поздравления: Люба Циновкина, Шурик Каргин, Игнатова Лида, Герасимова Надя, Тоня (вероятно, Корнеева).
- От Галчонка (Галя, бывшая жена брата - автор) пришла открытка, поздравляет с Новым годом, желает всего наилучшего, а по штемпелю дата отправки - 3 января. Пожелание такое сухое-сухое... Старнно, да? Это всё потому, что я долго никому ничего не писал.

Это верно. Напряжённые вахты на руле во время размагничивания в заливе Хара-Лахт, потом переход в Балтийск, встреча с "гнилым туманом", эпидемия гриппа, подготовка к встрече Нового года, когда видишь, как мучаются ребята, как страдает от болей в голове Гриша Булат, - всё это было страшным испытанием, не до писем, да и рассказывать о таком "гражданским" не надо...

Родители писали мне в письме, что хотят кто-то из них съездить к Юре и посмотреть на месте, как он живёт, как собирается жениться в третий раз, на ком жениться и зачем жениться... Я не знал, что и как им ответить, но был согласен с тем, что надо разобраться на месте. Я ждал от Юры письма, чтобы завязалась переписка, ну, а там - посмотрим, как реагировать.

Перед новым 1973 годом я поздравил письмом нашего легендарного "Механика" - мастера участка цеха №4 Севморзавода, где я работал слесарем ремонтником, у него было очень необычная фамилия, которая ему очень шла за его душевный, справедливый и добрый характер - Святодухов. От него и от всей моей бригады я получил новогоднее поздравление и оно меня очень обрадовало...

- Чувствую по письму, - писал я родителям, - что вам очень трудно переживать то, что творит наш Юра. Берегите себя. Отдыхайте, не переутомляйтесь. Скоро напишу вам много писем. Однако, знайте, не весёлое у меня настроение. Кругом кипит жизнь, а я как в стоячей воде. Ну, это так, пустяки...
- Крепко целую Вас, ваш сын, Саша. Передавайте привет всем-всем!

Да. Вокруг меня действительно "кипела жизнь", потому что начался новый учебный год боевой и политической подготовки и во всех боевых частях активно изучали матчасть, заведование, тренировались в управлении машинами, механизмами, приборами, оборудованием, вооружением. Повсеместно на корабле то и дело, то тут, то там "кучковались" группы матросов и старшин и тренировались, тренировались, тренировались... Один из молодых матросов-рулевых БЧ-1 пришёл ко мне и взял у меня ключ от люка в румпельное отделение. Я ждал, что меня позовут, чтобы передать дела, боевой пост, чтобы рассказать и показать, что там есть и как лучше управлять рулевой машиной, какие там есть "заморочки", но меня никто не звал...

Я упорно выполнял задание замполита БПК "Свирепый", делал отличные стенды, причём творчески, с выдумкой, оригинально (например, с фигурными накладными буквами, вырезанными из тонких листов пенопласта - автор), но "по большому счёту" я сам понимал, что это всё "художество", а не настоящая флотская корабельная жизнь и служба. "Как ни сворачивай ватман в трубу, но из плаката во врага не выстрелишь" - так сказал мне один из моих друзей годков, уходя с той самой вечерники, по случаю моего дня рождения... Я отчётливо почувствовал себя одиноким и чужим на корабле. Надо было возродиться..., но как это сделать?!

Фотоиллюстрация: 8 января 1973 года. БПК "Свирепый". Балтийское море. На выходе в море в этот день я сфотографировался на корме БПК "Свирепый" возле люка в румпельное отделение, где находился мой боевой пост по боевому расписанию. Фактически этот снимок сделан почти в день моего рождения и мне в данный момент ровно 20 лет от роду. Я и сам чувствовал, что уже не юноша и во мне выветривается всё бывшее школьное прошлое и даже севастопольское юношеское или послешкольное молодое... Я чувствовал себя уже самостоятельным, созревшим, возмужавшим молодым человеком, парнем, молодцем, богатырём, способным справиться не только с внешними угрозами, бедами и страхами, но и с самим собой. Новый 1973 год начинался с преодоления смертельной беды - сильной эпидемии гриппа, практически с физического возрождения всего экипажа, и это слово-понятие - "преодоление" - будет ключевым во всём, что нам предстояло испытать и пережить в судьбоносном 1973 году, в котором БПК "Свирепый" предстояло стать легендарным...