В жизни, как в книге, все главы - главные!

Алеся Вереитинова
    (в честь приезда в наш Университет Петра Гладилина)
     Он из Анапы. Поэтому по праву рождения считает себя горячим южанином - и тут же проявляет холодные спокойствие и расчёт северян. Служил в армии, на границе, умеет обращаться со всеми видами оружия - при этом совершенно беспомощен перед женскими чарами. Он - примерил на себя множество профессий (драматург, режиссер театра и кино, художник-график) и добился успехов в каждой. И сегодня Пётр Гладилин - в гостях у студентов-филологов Калужского государственного университета. Снова. С огоньком в глазах. И, как и мы, бесконечно-влюблённый в наш замечательный факультет.
     Как знаменитый драматург, Пётр Владимирович приезжает в старинный корпус КГУ уже во второй раз и впервые - как настоящий, верный, преданный Друг. "Снова дождь..." - улыбается он, как будто в его жизни это хорошая примета.
О чём заводить разговор со студентами, которые в мире литературы, как рыбы в воде?
     - Вот знаете, товарищи, какая штука: все барды математики! Хотите знать - почему? Просто у них с самого первого курса нет таких авторитетов как Пушкин, Лермонтов, Мандельштам... Они не боятся писать глупости.
     К слову, сам он закончил исторический факультет МГПИ имени Ленина. 5 лет работал в школе. Потом - армия. Серьёзно занимался философией и психологией. Писать начал с 26-ти. Знаменитым стал в 33. Как сам говорит: "выстрелила" первая пьеса. Хотя попытки работать со словом предпринимались ещё в отрочестве.
     - В 9 лет, после тяжёлой продолжительной болезни, остро ощутил желание что-то писать. Взял ручку, новую тетрадь. Но писать, по большому счёту, было не о чем. Хотелось, даже очень, но нечего! Графоману что надо - взять чистую тетрадь, понюхать, первый лист исписать - тетрадь окончена...
     Первое предложение максимально-ровным для детской руки почерком тогда было посвящено домашнему любимцу Шустрику: "Кот прыгнул на телевизор". И сразу - первое разочарование и первый литературный кризис - кот уснул и ничего больше не происходит. Хоть вешайся!
     Далее были - первые стихи, первая книга, первая критика, первые слова которой звучали обидно - подражаешь, списываешь...
     Через многое пришлось переступить, чтобы идти дальше. В том числе через гордость, когда просил у друзей первые деньги на первое издание. Да и то вышло, как сейчас модно говорить "косячное", потому что для молодого писателя не нашлось даже бумаги. Печатали на обрезках от газеты "Комсомольская Правда". Книга вышла небольшая и с разноцветными листочками. Но, как это бывает и с человеком, важна не форма, а содержание. Пётр Владимирович с нежностью называет её слоёным пирожком. Именно этот "пирожок" в последствие сыграл огромную роль в становлении личности Гладилина-драматурга, как путеводный маяк, в буквальном смысле свела его с выдающимися людьми культуры и искусства.
     И теперь уже про него самого хочется написать книгу. Благо судьба, как будто с заделом на будущее, чётко разделила жизнь по главам, наделив такими яркими событиями, которых, если подумать, с лихвой хватило бы на десяток человеческих жизней. Морское детство. Студенчество в поиске себя. Необыкновенный учитель истории. Служба в армии, на пограничной заставе имени героя пограничника Михаила Фадеевича Пастернака. Не родственника. Но всё же. Философ своей поэзии. Театр. Кино... И вот уже нам становится интересно, что будет дальше. А, ведь, "дальше" - обязательно будет. Ведь, по словам Петра Гладилина, жизнь - это развитие, это удивление, это открытие нового. И значит, чтобы жить нужно уметь удивляться. Не бояться открывать и быть первым.
     У студентов Калужского филфака сейчас как раз такое время, которое подходит для открытий. Время молодых и смелых... Время поэтов.
     - Нужно обязательно писать стихи! В древнем Китае все писали стихи. И на работу чиновником не брали тех, кто не умел складывать ритм. Поэзия - это то, что живёт в искусстве каждой страны, народа, культуры. А поэтика есть и в спектаклях, в кино, в кадре, в произведениях... В спектакле от поэтики - ритм, в кадре - повторы, в фильме - флёр - особое состояние души. Это космическая категория, не поддающаяся объяснению.
     Однажды в своей речи Пётр Владимирович сравнил себя со всем известным персонажем, созданным шведской писательницей Астрид Линдгрен, мол, "умный, красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил". И нам сразу захотелось, чтобы он, как Карлсон, пообещал нам побыстрее вернуться.