Телегино - этимология

Сергей Колибаба
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка; …
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! …
Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
А.С. Пушкин. Телега жизни, 1823


В России, а затем и в Советском Союзе, вплоть до 60 –гг. XX века в сельской местности, перевозки  гужевым транспортом были единственным возможным способом доставки различные грузов и людей от железнодорожной станции или речной пристани в села и малые города. В СССР было 12  заводов по производству телег, крупнейший из них обозостроительный завод в Боровичах Новгородской области, выпускал по 2000 телег в месяц вплоть до 1980 г.

1) Существующая топонимика

Телегино – село, Каргопольский р-н Архангельской обл.
Телегино — посёлок, Лежневском р-н Ивановской обл. В середине XIX  в. центр Телегинской волости  Ковровского уезда.
Телегино — посёлок,  Парфеньевский р-н Костромской обл.
Телегино — посёлок, Золотухинском р-н Курской обл.

Телегино — посёлок, Елецкий р-н Липецкой обл. По сообщению местных краеведов: «Телегино отмечается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. Тогда оно входило в состав Елецкого стана, имело Покровскую церковь и 28 дворов. Но так как в то время в Елецком стане была только одна Покровская церковь, мы с полным правом можем считать, что упоминаемое в документах 1620 г «село Покровское, что была деревня», находившаяся также в Елецком стане, тождественно с селом Телегино (ПКЕУ). Из этого следует: деревня Телегино возникла еще в конце XVI в. или в начале XVII в., после постройки Покровской церкви некоторое время называлась Покровским и уже в документах 1676 г. отмечается под его нынешним именем». См. https://vk.com/topic-43695742_34058834

Телегино — посёлок, Становлянский р-н Липецкой обл.
Телегино — деревня, Волоколамский р-н Московской обл. В «Списке населённых мест» 1862 г.
Телегино — посёлок, Хотынецкий р-н Орловской обл.
Телегино — село, Городищенский р-н Пензенской обл.
Телегино — село, Колышлейский р-н Пензенской обл. Село основано на земле, принадлежавшей в 1680 помещику Алексею Телегину и однодворцам.

Телегино — село, Островский р-н Псковской обл. Исследователи (Псковская энциклопедия, 2007) относят имя  к группе: «Топонимы, содержащие характер ремесла и подобные производственные признаки: … Тележники (Островский, Пыталовский, Себежский), Телегино (Дедовичский), Телегина Гора (Дедовичский)».

Телегино — деревня, Ярославский р-н  Ярославской обл.

Телеговка – деревня, Погарский р-н Брянской области. Основана в 1700-х годах казаком М.Телегой (отсюда название) как слобода; входила в Погарскую сотню Стародубского полка (с 1716 - владение Галецких).
* По другим данным: «Как показали старожилы этих сел в 1717 году, добавив при этом следующее: "Прежде сего Мойсей Телега купивши малый шмат поля и сеножатку, коп за девять и поставивши для своего приходу хатку, жил там пошведчине лет шесть, не чинячи в соседстве шкоды;…». См. подробно; http://www.kray32.ru/pogarskiy197_02.html

Тележники — деревня в Островском районе Псковской области.
Тележники — деревня в Пыталовском районе Псковской области.
Тележники — деревня в Себежском районе Псковской области.

Троицкий Архангельский Телегов монастырь. Основан в 1553 г. преподобным Нифонтом Телеговским. Располагался на территории Устюжского уезда Вологодской губернии. Ныне – д. Телеговский починок Красноборский район Архангельской области. Не действующий монастырь, упразднен в 1764 г.

2) Топонимика XIX века по Спискам населенных мест Российской Империи (1850-1914)

Телеговка - деревня владельческая, Черниговская губ. Стародубский уезд; по спискам 1866 г.
Телегино - Ковровский уезд Владимирская губ. Списки населенных мест по сведениям 1859 г.
Телегино – Волоколамский уезд Московская губ. Список населенных мест  1862.
Телегино (2) –Ярославский уезд Ярославская губ, по сведениям 1859 года.
 
3) Телега в истории

Достоверно не известно, когда появилась первая телега, ученые относят появление этого транспортного (и военного) средства к шумерскому времени, к III тыс. до н.э. Из Шумера повозки распространились в государства Месопотамии и Египет (производители зерновых); доисторическое колесо повозки, найденное на Украине, датируют 2200+80 гг. до н. эры. Развитие гужевого транспорта всегда было напрямую связано с формированием дорожной системы, в Европе, Северной Африке, Малой Азии, Сирии и Египте дорожная сеть обстроилась в имперский римский период, с учетом мощения городских улиц; общая протяженность дорог римлян достигала 300 тыс. км. Постоянно существовала экономическая необходимость в  транспортировке с/х продуктов;  осел может перевезти во вьюках до 80 кг, мул – 100, лошадь – 150 кг, верблюд – 200, бык – до 250 кг; обычная телега перевозит груз до 750 кг, а специальная до 2 тонн.
   
В российской истории дороги всегда были проблематичным явлением (гигантские расстояния, нехватка средств для благоустройства); с момента формирования Киевской Руси и до 70-х г. XIX в. все перевозки осуществлялись водным или гужевым транспортом. Телега первоначально использовалась на обустроенной территории, вокруг поселений и крупных городских центров (подвоз продовольствия), где велась сельскохозяйственная и торгово-ремесленная деятельность. Перевозки грузов и людей на дальние расстояния осуществлялась водным путем (зимой по льду на санях), либо вьючными животными и верхом. Дорог и дорожной инфраструктуры не было, в регионах существовали натоптаные маршруты, тропы вдоль гигантских рек, которые задавали направление движению.

Активное дорожное строительство началось при Петре I, к середине XIX в. сложилась грунтовая дорожная система, но обустройство большинства дорог (мосты, переправы) велось медленно и все проезжающие через Россию иностранцы отмечали неудовлетворительное состояние русских путей сообщения.
 
Из главного произведения русской политической истории «Повесть временных лет» в оригинальной записи  мы узнаем, что в Киевской Руси был гужевой транспорт:
а) «аще поехати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телегу и повести обрина, и тако мучаху дулебы» (Предисловие).
Обры – авары, Аварский каганат в 562-823 гг. занимал земли современных стран: Венгрии, Хорватии, Румынии, Молдавии, Сербии и Украины. Остатки разгромленных племен авар вошли в состав Венгрии, Болгарии, Германии и др. феодальных государств региона и были ассимилированы. Специализировалось на христианизации авар специально учрежденное Зальцбургское епископство, последние сведения об аварах от 822 г. из Баварской восточной марки (Б+АВАР= БАВАР???).
 
б) «Князь Юрий Васильевич Дмитровский в начале 60-х гг. XV в. пишет Троице-Сергиеву монастырю: "...пойдут от Новгорода к Москве сквозь мою вотчину Дмитров с товаром зиме на триста возех, а лете на триста телегах" (Памятники социально-экономической истории Московского государства XIV-XVII вв., стр. 80.)».
 
Из документов ясно, что караваны гужевого транспорта в 300 возов-телег было дело обычным, подобный транспорт растягивался на расстояние до 4-5 км, естественно, что пути на время передвижения этих караванов как-то обустраивались. 
Внешний вид русских телег и саней запечатлён в миниатюрах Никоновской летописи XVI в., телеги четырехколесные, колеса сплошные или со спицами, возницы сидят обычно верхом на упряжных лошадях. В телегах и в санях перевозят женщин, детей и грузы,  мужчины передвигаются верхом, даже духовенство и женщины тоже часто ездят верхом.
 
4) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -телег-; окончание: -а. Значение - конная четырёхколёсная повозка. Этимология – нет.
В других европейских языках используются термины, не связанные графически и фонетически со словом телега.

б) Словарь Макса Фасмера

Телега, укр. телiга, др.-русск. телега (СПИ), цслав. телега, болг талига, сербохорв. таљиге мн. "повозка, запрягаемая одной лошадью", словен. toliga, taliga "одноколесная тележка, тачка".

Стар. точка зрения о происхождении из тур. talika – то же (Мi. ТЕl. 2,169; см. также Младенов 628) сомнительна, поскольку последнее, согласно Крелицу (53), следует считать заимств. из слав. *telega. По мнению Менгеса (Orient. Еlеm. 50 и сл.), слав. слова происходят из формы, близкой алт., тел. ta;arak "круг, кольцо", леб. tagalak, тат. tagaramak "катить" (Радлов 3, 1031 и сл.), тур., крым.-тат. takar "колесо телеги" (Радлов 3, 1017). Сомнительна попытка исконнослав. этимологии с допущением чередования гласных *tel- : *tol- и сближение со стелю, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 24, I, 117 и сл.).
(Согласно Поппе ("Word", 9, 1953, стр. 97 и сл.), заимств. из монг., ср. telege(n) "повозка" в "Сокровенной истории" 1240 г., от монг. tеlе- "переносить, перевозить". – Т.)

в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Телега. Происхождение неясно. Наиболее предпочтительно объяснение слова как др.-рус. заимств. из монг. яз., где telege(n) «повозка» — производное от tele «перевозить». Ср. воз, фура, вагон.

5) Обобщение и вывод

Этимология термина «телега» не выяснена, в своих исследованиях Макс Фасмер опускается только до церковнославянского языка, т.е. до периода IX-X вв., откуда взялось слово в церковнославянском языке не определено.

Вывод
Информацию о понятии «телега» мы получили из христианского источника (Повесть временных лет, XII в.). Все сведения в Повести… тесно переплетаются с образами Библии,  соответственно и терминология должна быть связана с лексикой еврейского языка, а не с лексикой и идеологией монголов - содержание термина надо искать  в лексике языка сакрального иврита.

4) Терминология  иврита и библейский образ

а) Меркава и Агалот, библейский образ

Колесница впервые упоминаются в Бытие 41:43, фараон назначает Иосифа управителем Египта и отдаёт в его распоряжение вторую из своих колесниц (высший знак власти); здесь используется прямой термин – МИРКЕВЕТ (мэркава) колесница, карета.
 
* Иосиф  получает разрешение фараона (Быт. 45:19) о переселении его семьи из Ханаана в Египет, для этой цели фараон выделяет «колесницы» (?), термин который употреблен в оригинальном тексте в этом случае – АГАЛОТ воз, телега, повозка; круглый. Этот термин переводят как «колесница» в русских изданиях Библии, ранние  переводчики не имели сведений о существовании телег в Египте и «облагородили» слово, дополнив его, понятием колесница (так традиционно и переводят).

* Далее в стихе 45:21 говорится об АГАЛОТ - телегах, а перевод - колесница, в ст. 45:27 также фигурирует термин АГАЛОТ (отец Иосифа увидел телеги, перевод – колесницы); в ст. 46:5 Иаков посадил  своих домочадцев на АГАЛОТ, перевод – колесницы.

* А вот Иосиф (Быт.46:29), как и положено высшему лицу в Египте, встречает своего отца и родственников на МЭРКАВЕ – колеснице.
Скорее всего, АГАЛОТ - одноосевые повозки (арба), внешним видом напоминающие колесницу (2 колеса), с Иаковом в Египет вышло 70 человек (жен и детей), согласно Библии Иаков забрал также своё имущество. На колесницах (легкое транспортное средство, персональное, для фараона и высших чинов, грузоподъемность 2-3 чел.) увезти 70 человек и их имущество - проблематично.

б) Терминология

Современные комментаторы Библии так и толкуют АГАЛОТ – повозки (http://mmgitik.com, Авторская программа р. Менахема-Михаеля Гитика):
«И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им. И когда увидел он ПОВОЗКИ, которые послал Йосеф, чтобы везти его, воспрянул духом Яаков, отец их» (Берейшит, 45:26—27).

Как бы там не было, очевидно, что АГАЛОТ – колесницы-телеги указанные в Библии применялись для перевозки людей и грузов.

*** Читатель уже очевидно догадался, что слово ТЕЛЕГА прочитано наоборот = АГЕЛЕТ =  АГАЛА, ЕГЛАТ, АГАЛОТ  воз, телега, подвода; ИГЕЛ катить.

В совокупности со словом ЕГЛАТ (ЕГЕЛАТ, если читать все знаки) и уточняющими словами в иврите образован комплекс специальных понятий, например ЕГЛАТ ГАРИРА  ломовая телега, ЕГЛАТ ЙАД – ручная тележка и др.

Таким образом, в нашем анализе мы определили, что русское слово ТЕЛЕГА и еврейское  слово АГАЛОТ являются тождественными, оба имеют одно значение – ТЕЛЕГА, соответственно русский термин образован от библейского слова.
Как проверить? Уберем из слов гласные буквы – ТЕЛЕГА = Т.Л.Г.; АГАЛОТ = Г.Л.Т. (наоборот – Т.Л.Г.), очевидна одна корневая структура иврита, сакрального языка иудеохристианства – Т.Л.Г.
 
Из историко-лингвистического материала ясно, что ряд населенных пунктов могли получить имя от фамилии-прозвища владельца земли, другая часть имен видимо носит производственно-ремесленный  характер - топоним указывал на поселения, где изготавливали телеги. Библейская топонимическая традиция – называть поселения по производимому продукту, распространенному ремесленному изделию.

Мы ответили на основные вопросы философии слова – что это, каково назначение предмета (топонима), где это возникло, кто автор понятия о предмете и почему термин использовался как топоним на русском ономастическом культурном пространстве?

25.4.2018 г.