Ученик и Учитель. Восточная притча

Анна Момот
- Время летит, и всё меняется. Вот и нам пришёл час расстаться, - сказал Учитель своему Ученику. - Я передал тебе все тонкости гончарного ремесла, все, что умею. Теперь ты сам сможешь открыть своё дело.
- О да, мой Учитель, я чувствую в себе достаточно сил, и у меня много знаний, спасибо тебе! - радостно отвечал ему юноша.
- Одно меня тревожит, молодой человек... Не зря ли я учил тебя?
- Я был твоим лучшим учеником! Я сумею доказать, что не зря учился столько лет! - с жаром сказал старику молодой гончар.

Прошёл год.
Юноша занял денег, купил гончарный круг, глину и краски, и начал работу. Всё, что выходило из его рук, было намного лучше, тоньше и красивее, чем у других мастеров, и люди охотно покупали тарелки, горшки и кувшины. Вскоре молодой человек смог купить лавку и успешно зарабатывал себе на жизнь.
Однажды он увидел на улице старика в потертом халате и старых туфлях.
Радостно выбежал Ученик навстречу Учителю:
- Дорогой Учитель, посмотри, у меня своя лавка, я живу, ни в чем не нуждаясь, и всё благодаря тебе! Разве это не доказательство того, что ты не зря учил меня?
Покачал седой головой старый мастер, и ничего не сказал. Так и прошёл мимо.

Прошло два года.
Слава о молодом гончаре и его лавке разнеслась по округе. Если кто из жителей хотел украсить свой дом красивой утварью, первым делом шёл к нему. Появилось много заказов, и теперь у гончара были и свои ученики. Он женился на прекрасной девушке, дело его процветало, он был счастлив.
Как-то раз он заметил в толпе покупателей старого мастера в том же выцветшем халате и сбитых туфлях.
- Учитель, дорогой мой человек, как я рад тебя видеть! Посмотри, теперь у меня молодая жена, и мой товар приносит неплохие деньги! Это все благодаря тебе! Разве я всё ещё не доказал, что ты не зря учил меня?
Молодой мастер кинулся обнять старика, но Учитель лишь вздохнул, покачал головой и так же молча пошёл прочь.
- Иди скорее, догони его, - сказал Ученик своей жене, - уговори его зайти к нам в гости на чай!
Выбежала женщина на улицу, но старик уже затерялся в толпе.

Прошло ещё три года.
Ничто не предвещало беды. Но в одну из самых тёмных ночей в лавку молодого мастера ворвались грабители. Они перебили все горшки и кувшины, унесли всё ценное, что нашлось в лавке а напоследок ещё и подожгли её. Ничего не осталось у гончара, кроме любимой жены и пары золотых монет, которые он смог утаить от разбойников.
Уныло сидел он на пороге сгоревшей лавки и думал, что же теперь делать.
Вдруг он заметил своего старого Учителя на дороге. Старик медленно шёл по улице, и на нем был тот же изношенный халат и дырявые туфли.
- Здравствуй, дорогой мой Учитель! - сказал гончар, - посмотри, твоя одежда совсем из носилась. Пойдём, я куплю тебе новый халат и новые туфли, чтобы ты не мерз. Ты уже не молод, и тебе, наверное, трудно зарабатывать на пропитание. Моя лавка сгорела, но это не значит, что я не смогу позаботиться о тебе. Оставайся у меня жить. Я снова начну с нуля, и у нас снова все будет хорошо.
Улыбнулся Учитель:
- Вот теперь я вижу, что не зря учил тебя! Не беспокойся обо мне, мои дела не плохи. Я надевал этот халат и эти туфли лишь для того, чтобы ты смог сдать свой последний экзамен, мой лучший Ученик!