Флотские особенности охоты на шпионов. Глава 2

Глава 2. Самое главное в работе особиста

- Что самое главное в нашей работе? – спросил своих подчиненных на очередном совещании. Почти все только окончили институт контрразведки, были молоды и амбициозны.  Они, как добросовестные ученики, перечислили всю компетенцию органов безопасности в соответствии с УПК РФ. Пришлось вопрос повторить. Оперсостав пришел к выводу, что это все же борьба со всеми формами шпионажа.
- Так вот, главное - выявление причин и условий, снижающих боевую готовность наших воинских частей! Грош нам цена, если наши воинские части не смогут выполнить боевую задачу! По законам военного времени -встанем к стенке вместе с командирами.
Более разочарованных лиц, после этой фразы, не встречал ни до, ни после.
- Встанем за порцией компота?! – попытался приколоться самый молодой и остроумный.
- Да! Только косточки будут стальные, не раскусить!
Действительно, какой прок будет от выявленных шпионов, контрабандистов, коррупционеров, если боевая задача твоей воинской частью не будет выполнена.
 Боевая готовность складывается из такого количества направлений и факторов, что все вопросы сразу охватить не реально. Конечно, все делается по плану, но упускать внезапно проявляющиеся ситуации нельзя, потому что иногда от этого зависит жизнь людей, сохранность боевой техники и оружия.
Так, приняв в обслуживание самый большой противолодочный полк в ВВС ТОФ столкнулся с очень интересной и странной ситуацией. Чтобы быстрее войти в курс дела и влиться в жизнь полка пошел на стоянку самолетов. Возле первого же самолета познакомился с его старшим техником, руководившим подготовкой к полетам. Парень действовал грамотно, было видно, что дело знает и любит. Спросил его о желании перевода на летную должность бортового техника.
- Не хочу!!! – взрыв эмоций меня удивил.
-Почему?
- Иди за мной!
Он меня потащил в прогулку по плоскости крыла Ту-142М. В районе центроплана он молча ткнул пальцем в фюзеляж. Там была трещина в обшивке длиной больше одного метра. Причем были видны следы трех сверлений (есть такая технология для предотвращения развития трещины, когда аккуратно засверливают ее конец). В дальнейшей беседе выяснилось, что такие трещины, различных размеров, были обнаружены почти на всех «сороконогах», так называли эту модификацию Ту-142М из-за трех осей основного шасси. Я знал, что 20 апреля 1984 года командир полка полковник Зубков со своим экипажем погиб в Охотском море по неустановленной причине. Упускать информацию о трещинах из вида было бы бесчестно. В инженерном отделе полка выяснил, что все трещины учитываются регулярно, доклады производятся, но мер вышестоящим командованием не принимается. Летный состав летает на этих самолетах неохотно, техники регулярно испытывают стресс, ожидая окончания полетов. Проанализировав всю полученную информацию, установил, что фактически целая авиаэскадрилья не может считаться боеготовой. Сделанный отделом доклад в центральный аппарат помог добиться списания этой модификации самолета. Экспертизой было установлено, что для изготовления фюзеляжа использовался сплав с небольшим превышением содержания кремния. Воздействие сильной вибрации работающих двигателей и приводило к появлению трещин в более хрупком металле.  Жаль, что эти данные вовремя не перенесли на другие типы, при производстве которых использовался подобный алюминиевый сплав. Возможно удалось бы избежать катастрофы Ту-22м2 в г. Николаеве, унесшей жизни трех человек. Борт на взлете потерял поворотную часть крыла из-за разрушения узла поворотного механизма вследствие повышенной хрупкости металла, вызванной «наличием повышенного содержания кремния в составе сплава». Затем была еще одна катастрофа Ту-22м2, причины которой до сих пор скрыты на дне Татарского пролива. Экипаж сообщил о начале снижения и связь прервалась. Следующий борт увидел только масляное пятно и купола двух парашютов в воде. Скоротечность экстремальной ситуации возникает именно при резком вращательном движении самолета из-за потери поворотной части крыла.
Вскоре поступили на вооружение новые типы и модификации самолета, которые имели другие недоработки, но они не угрожали безопасности полетов и жизни летного состава. В авиации главное – люди! Железок наделать недолго, было бы кому на них летать.
Но это на земле. На кораблях все, происходящее в авиагруппе, воспринимается еще острее. Так, на моих глазах с палубы ТАКРа взлетают шесть вертолетов Ка-27. Один из них практически мгновенно, без радиообмена, садится назад на палубу. Отказало все радиосвязное и навигационное оборудование. Вертолет спускаем в ангар. В динамике дежурного инженера слышен истеричный доклад: -«Резко падает давление масла в двигателях, срочно иду на посадку!». Следом второй доклад: - «Растет температура масла в двигателях, срочно посадку!». Тут уже не до шуток. Севшие вертолеты также быстро опускаются в ангар. В эфире опять свистопляска: - «Заклинило кабель ВГС, иду на посадку!». Через пять минут появляется вертолет, кабель немного мотает от воздействия винтов и скорости полета. А за ним, на расстоянии двух-трех метров от вертолетной опускаемой гидроакустической станции, летит американский вертолет со штабного корабля ВМС США «Блю Ридж» и пилоты снимают внешний вид ВГС, который имеет гриф «секретно»! Посадку экипаж выполнил нормально, но пришла пора оперработнику разбираться в таком провале выполнения плановой таблицы и боевой задачи по поиску сопровождающей наш ордер подводной лодки ВМС США.
Начал расследование и буквально обалдел от выявленной халатности и пренебрежительного отношения к обслуживанию техники, жизни летного состава и сохранности вертолетов. Все отказы произошли по простым причинам. Подслеповатый техник радиосвязного оборудования заменил десятиамперный предохранитель на одноамперный, не заметив запятую перед нулем. Кто-то, из оставшегося на аэродроме состава ТЭЧ, во время регламентных работ не зафиксировал тоненькой проволокой гайку, которая открутилась под воздействием вибрации и масло под давлением стало уходить из системы. Техник вертолета не продул сжатым воздухом перед походом радиаторы маслосистемы, забитые полевой сухой травой, из-за чего резко стала расти температура масла в условиях тропиков. Летчики не убрали с кабель-троса стальную проволочную вешалку от ВМСК, которую затем зажало роликом, в результате вертолет сел с выпущенным прибором. Такого стечения обстоятельств в одной точке пространства и времени до этого не встречал. Зато нашел работу замполитам! Их тихое существование пришлось нарушить небольшой письменной информацией по выявленным недостаткам в подготовке авиатехники и предпосылкам к чрезвычайным происшествиям. Читатель возможно криво усмехнется над этой ситуацией, мол, при чем тут госбезопасность. Но дело в том, что события происходили в открытом океане. Под килем глубина свыше трех тысяч метров. Рядом с ордером идет американский ордер из трех боевых кораблей и атомная подводная лодка. Все воздушные цели сопровождаются иностранными средствами ПВО, станции предупреждения об облучении пищат непрерывно. Полная готовность к взаимному уничтожению! В случае крушения любого летательного аппарата истину установить будет невозможно. Практика расследования таких ЧП показывала, что в случае спасения экипаж всегда выдвинет оправдывающую его действия версию, вплоть до диверсии на борту. Летательный аппарат с таких глубин достать нереально. Бортовые самописцы вне зоны доступа. Разбирайтесь с диверсией, товарищ особист, вам за это платят деньги! Командование будет поддержано промышленностью, и они вместе составят такой акт расследования, что обзавидуется любой писатель-фантаст. Крайним быть никто не хочет!
Так вот и выявление таких предпосылок к ЧП, которые могут привести к потере дорогостоящей авиатехники и гибели личного состава, тоже входят в перечень должностных обязанностей особиста. Потому что такие предпосылки могут указывать на возможные подготовку или совершение диверсии, вредительства, злоупотребление или превышение должностных полномочий. Все зависит от мотивов и целей совершения подобных поступков.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с пропажей авиационного инструмента. Не сосчитать сколько было случаев утраты ключей из комплектов обслуживающих групп и технических экипажей. К слову, для ясности, нужно уточнить, что каждый инструмент, с которым подходят к самолету, имеет свой номер. Он гравируется на легкодоступном и удобно читаемом месте. Если инструмент потерян, то в ящике остается пустой его ячейка, которая бросается в глаза из-за яркой красной краски. Добросовестный человек доложит о пропаже и организует поиски, а негодяй сделает копию и положит в ящик. В декабре 1984 года во время ночных полетов исчез Як-38У. В нем были два прекрасных летчика, которых знал лично и общался с ними накануне вылета. Трое суток, не смыкая глаз, пришлось заниматься расследованием, не имея практически никаких фактических данных, кроме проводки по маршруту РЛС. Вдруг негласно поступает информация, что в инструментальном ящике группы РСНО отсутствует ключ 8х10. Крайний раз ящик использовался для подготовки упавшего самолета. Но версию о диверсии комиссия по расследованию катастрофы была вынуждена отклонить. Сначала был проведен эксперимент по выяснению возможности попадания данного ключа в систему управления и электропроводки. Параллельно были приняты меры к его физическому поиску. Позже ключ был обнаружен в корабельной инструментальной каюте. Конечно, инженерно-авиационная служба полка получила взыскания, но у меня остались до сих пор сомнения в истинности его обнаружения. Успокаивает только то, что работали этим ключом в отсеке, в котором он не мог причинить вреда. Самолет не нашли до сих пор, хотя известен район падения в районе Амурского залива и глубины позволяют вести поиск, но это уже на совести командования флота. Валерий Оситнянко и Николай Хапокныш до сих пор не имеют могил!
Советский самолет вертикального взлета и посадки Як-38 для своего времени уже не был уникальным самолетом. В мире уверенно держал первенство английский «Харриер». Но в Як-38 были вложены силы и деньги. По законам советской экономики завод-изготовитель мог непрерывно совершенствовать машину, получая для этого хорошее финансирование. Доводка самолета шла постоянно, для чего в полк была прикомандирована бригада доработчиков от завода-изготовителя. Центром была поставлена задача оценить боевые возможности самолета и крейсера проекта 1143, определить пути и варианты их улучшения. В результате было установлено, что только несколько доработок имели смысл и реально улучшали боевые возможности самолета. Это были доработки по взлету с укороченного разбега, кислородной раскрутки подъёмных двигателей и установка дополнительных топливных баков. Все остальное только лишь увеличивало вес самолета, что приводило к увеличению расхода топлива на переходных режимах. Як-38 получился очень энергозатратным и сложным в управлении самолетом. Почти две трети запаса топлива использовалось на взлет и посадку. Поэтому на учете должен был быть каждый грамм веса конструкции. Но экономические потребности для КБ и завода оказывались выгоднее реальных боевых возможностей. Самым большим недостатком самолета была его одно вариантность по боевой загрузке. Щиток выбора оружия был установлен в специальном отсеке носовой части самолета, и летчик в полете не имел к нему доступа. Все недоработки и недостатки были доложены по инстанции, но каток перестройки уничтожил и самолет, и корабли. Самое замечательное, что получилось у КБ Яковлева после этого самолета – контракт на участие в разработке американского F-35! Самолет получился безумно дорогим и практически неработоспособным. Вот это настоящий удар по супостату!!!
Есть один момент в боевой готовности, который нельзя обойти просто так. Это – СПИРТ!
Спирт, он же – шило, он же- шлема, он же – жидкий доллар, …  Да столько названий имеет этот замечательный, во всех отношениях, продукт в армии и на флоте, что все не сосчитать! В авиации и обслуживающих частях раньше, до перестройки, спирт буквально лился рекой. В армии и на флоте спирт используется в системах охлаждения радиолокационных станций, конструкций самолетов, боеголовок ракет и прочая, прочая. Эта уникальная жидкость имеет низкую температуру замерзания, легко переходит в газообразное состояние, является универсальных обезжиривающим средством и в малых количествах не вредит человеческому организму. В бытовых целях используются хладогены фреон, аммиак, но их попадание внутрь человека вызывает смерть, что не допустимо при выполнении боевой задачи. Спившихся от его употребления было немного. Пить спирт было СТЫДНО! Когда в 1979 году пришел служить в 77 оплап дд - лучший полк морской авиации ВМФ СССР, с порога нам объяснили традиции употребления спиртного, с которым в магазинах не было проблем. Выбор импортных вин ошеломлял своим количеством и качеством. Водка и коньяк не переводились. Зарплата позволяла каждую неделю покупать спиртное. Только не было времени все это употреблять. Режим службы был таким напряженным, что выпадавшие минуты отдыха жалко было тратить на пьянку. Самолет Ил-38 был противолодочным и летать на предельно малых высотах над морем являлось нашей главной работой. Иногда на высотах от шестидесяти до девяносто метров приходилось находится по восемь часов. Остекление фонаря кабины покрывалось солевым налетом, для смыва которого использовалась система смыва стекол, где вместо воды использовался чистый технический спирт. Как помощник командира корабля, после каждого полета над морем я списывал по двенадцать литров спирта. Куда он использовался далее меня не интересовало. В нашем полку был один офицер, который любил и употреблял спирт, не скрывал этого. Специалист он был грамотный, но среди сослуживцев уважением не пользовался. Алкаш, что с него взять!
Вы спросите, при чем тут контрразведка и спирт? Ответ прост. Если нарушены правила подготовки техники к полетам, проведения регламентных работ, то это может привести и к предпосылкам к летным происшествиям и к катастрофам, гибели личного состава от отравления.
В марте 1985 года пришлось прибыть на ТАКР «Новороссийск» раньше авиагруппы из-за того, что коллега из вертолетного полка не смог передать мне своих негласных помощников на объекте. Требовалось время, чтобы хотя бы увидеть их в лицо. В ангаре подошел к одному из вертолетов. Старший техник машины крыл трехэтажным матом всех любителей спирта. Спиртовой бачок системы охлаждения РЛС был опечатан по всем правилам, но спирта в нем не было! Единственным способом добраться до спирта, не нарушая пломбу, было дренажное отверстие бачка, диаметром в три миллиметра. Через пятнадцать минут я уже знал, что матросы срочной службы отметили приказ об увольнении из ВС СССР употреблением хорошей дозы спирта. Спирт слили через дренаж, используя в качестве сливного шланга снятую со связного кабеля пластиковую оболочку. С помощью отверстия в один миллиметр они за ночь слили три литра жидкости. Естественно, что в этом приняли участие матросы, дежурившие по ангару. Дежурный офицер службу не контролировал, чем создал предпосылку к ЧП.
В употреблении спирта и спиртосодержащих жидкостей есть одна большая опасность. Эта жидкость имеет тот же запах и видимые свойства, как и этиленгликоль, метиловый спирт, являющимися ядами для человеческого организма и которыми стали разбавлять технический спирт во время перестройки, борясь с пьянством и алкоголизмом. Спутать их очень легко. Поэтому, с приходом молодого пополнения опытные офицеры и прапорщики объясняют  возможные негативные последствия от употребления  технических жидкостей. Но периодически находятся «специалисты», которые знают массу способов получения спирта из охлаждающих жидкостей. Как правило, это заканчивается в лучшем случае – слепотой, в худшем - похоронами. В госпиталь на гемодиализ довести успевают не всех. Как правило, после таких чрезвычайных происшествий  комитеты солдатских матерей поднимают политическую волну о бездушных командирах, не думая о том, что основы воспитания и послушания закладывают в ребенка не в армии, а в семье! Главное-сохранить  молодые солдатские жизни для Родины и их родителей!
Банальное воровство, вымогательство взяток, издевательства над подчиненными тоже должно быть в поле зрения контрразведчика. Эти процессы резко снижают боевую готовность и боевую устойчивость личного состава, разлагают воинские коллективы и  приводят к напряжению морально-политической обстановки в войсках.
Когда только прибыл для службы в полк вертикальщиков, то старшины эскадрилий стали мне жаловаться на невиданное по масштабам воровство в казарме у матросов. Баталерки с личными вещами взламывались по ночам, похищались деньги, вещи, альбомы и элементы формы одежды, которые готовили к увольнению. Представился случай завоевать их доверие. Сотрудники районного уголовного розыска помогли сделать кошелек-ловушку, снарядив его патронами с родамином (несмываемая краска). Уговорил матроса, который больше всех  пострадал от воров, продемонстрировать этот кошелек окружающим и положить его в карман робы. Он четко выполнил инструкции и ждал воришку, не смыкая глаз полночи. Вор сумел обвести его вокруг пальца, украл кошелек. Он прополз под кроватями и с добычей пошел в умывальник. Ловушка сработала четко. На  звук выстрела пиропатронов сбежалось половина кубрика. Воришка пытался смыть краску, но вода только добавляла красного цвета. Через минуту вор стал синий, был доставлен в лазарет, где и пролежал до увольнения. Но после этого в казарме воровство исчезло. Если что-то пропадало, то старшина кричал: - «Верните, а то особисту скажу, опять кого-нибудь «синявкой»  сделают!»  Почти сразу находилась пропажа. Банальное воровство создает такую атмосферу недоверия в воинском  коллективе, что о выполнении боевой задачи можно и не говорить. Вор в армии - печальное явление, подлежащее искоренению «каленым железом», как говорили во времена тов. Сталина!
Кто хоть раз переживал разморозку системы отопления зимой, тот меня поймет. Один  наш авиационный гарнизон спасали всей страной. Из-за некачественного угля вышли из строя котлы, и система была уничтожена. Батареи и трубы завозили самолетами, потому что автомобильной дороги  еще не было. Но с развалом СССР появилась организованная преступность, которая всеми силами старалась нажиться на хищениях из  армейских частей. Их интересовали горюче-смазочные материалы, цветной  и драгоценный металлы, оружие и боеприпасы. Поставки топочного мазута стали производится  со срывами графика, выполнялись поставки  не тех марок и не в недостаточных объемах. В домах было прохладно. И в этих условиях представители «братвы» стали   покушаться на процесс работы служб обеспечения жизнедеятельности гарнизона . Самое неприятное, что, как правило, они действовали  во взаимодействии  с  сотрудниками  правоохранительных органов. Так, в мае 1998 году получил срочную информацию о производимой краже топочного мазута с котельной гарнизона. Отделом был задержан с поличным водитель трактора «Кировец»  с наполненной мазутом 20 тонной цистерной. Быстро установили всю картину произошедшего, собрали все необходимые доказательства. Стали  готовить документы для передачи  в военную прокуратуру военно-морской базы. Неожиданно мне позвонил заместитель прокурора базы и стал в категоричной форме требовать прекратить «незаконные» действия, дозаправить  цистерну и отпустить трактор с трактористом. Пришлось ему объяснять, что после передачи в его адрес материалов он может делать то, что позволяет ему Закон и совесть. Ещё хорошо действует на такую публику предложение прислать письменное зарегистрированное распоряжение или постановление. Оставлять документальные следы эти «крышевики» не любят и бояться. На следующий день  все материалы были переданы по правилам фельдъегерской службы в  военную прокуратуру базы, но копии были направлены и в Управление ФСБ по ТОФ и военному прокурору ТОФ. Пакет с нашими документами и доказательствами заместитель военного прокурора на моих глазах забрал у секретаря, дав ей указания поставить на нашем реестре печать и расписаться в приеме. Через месяц позвонил военный прокурор базы, который только прибыл из отпуска и получил запрос от прокуратуры флота  с требованием доложить результаты расследования дела о хищениях мазута. Прояснив ситуацию, прокурор потребовал у своего заместителя открыть сейф, где и обнаружились направленные в их адрес документы, хранившиеся в нераспечатанном конверте. В ходе дальнейшего расследования было установлено, что представители организованной преступности района использовали похищенный мазут для заправки принадлежащих им кораблей, которые доставляли в Японию похищенный спиленный лес. А заместитель военного прокурора обеспечивал взаимодействие с вороватым командованием и беспрепятственный проезд через посты ВАИ-ГАИ, за что получал свой процент. Подполковник юстиции был уволен немедленно.  Мичман службы ОМИС был привлечен к уголовной ответственности, ряд офицеров ОМИС тоже были уволены. Гарнизон перестал мерзнуть в отопительный сезон. Так, что нечего бояться прокурорских работников, если они идут на нарушение Закона. Эти уже не в нашей лодке, их нужно торпедировать. Без  «крышевиков» жить и работать легче. Им безразличны жизнь и бытовые условия других людей, болезни простуженных в холодных квартирах детей их тоже не волнуют. Почему мы их должны жалеть, если они нас и себя  не жалеют?!
Контроль обстановки среди членов семей гарнизона всегда необходим с целью предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть из-за небольших бытовых проблем, но вырасти до крупных масштабов. В мае 1997 года стала возникать напряженность среди членов семей гарнизона, имеющих детей в выпускных классах. Задержка с выплатой денежного довольствия достигла четырех месяцев, продовольственный паек не выдавали уже полгода. Люди не могли выкупить билеты для проезда с детьми к месту их поступления для дальнейшей учебы. Проблема усугублялась тем, что командование всех частей гарнизона запланировало свои отпуска на этот же период и перераспределило между собой те небольшие денежные средства, которые иногда поступали в гарнизон. Об этом стало известно членам семей военнослужащих. Среди  них  возникла естественная волна возмущения и непонимания. Стали появляться призывы к экстремистским действиям. На наши письменные информации командование не реагировало. Доклады вышестоящему руководству мной производились шифртелеграммами, но из-за халатности руководителя не обрабатывались  и не докладывались в Центр. В июне группа жен офицеров вышла на взлетно-посадочную полосу, взяв с собой детей и канистры с бензином. Потребовали выдачи денежных средств, угрожая самосожжением. Вызвали корреспондентов центральных телевизионных каналов. Переполох был на всю страну! По результатам  расследования ситуации часть командиров лишилась должностей, другие  получили взыскания. Отдел спасли три листа печатного текста, на которых имелись подписи ознакомленных с информациями командиров и номера, направленных в инстанции шифртелеграмм.  Для проверки деятельности отдела был направлен специальный офицер из Управления ФСБ по флоту, который  затратил пятнадцать минут на изучение представленных документов, записав нужное в книжечку. Потом скомандовал:-«Наливай!... Кофе…можно с коньяком…в разные стаканы и побольше!». Сразу вспомнилась первая оперская истина - «Чем больше бумаг, тем чище…». Очень часто в мире спецслужб простая зарегистрированная бумажка с буковками спасает честь, карьеру и здоровье! Не ленитесь писать оперативные документы! Полученные данные становятся информацией только на бумажном носителе!!!
Никогда бы не подумал, что объявление в газете «Комсомольская правда», состоящее из одной строчки, может привести к тяжелым  последствиям  для  состояния боеготовой авиатехники и хранящимся запасным блокам дорогостоящей аппаратуры и военного имущества. «Куплю КМ, ЭТО. ДОРОГО!»- ничего интересного на первый взгляд.  Для непосвященного человека - просто объявление. Для специалиста в радиоэлектронике – событие! Он нашел рынок сбыта конденсаторов, которые кучей лежали в гараже и почти никогда не требовались! Конденсаторы серии ЭТО - содержат в себе по 10 грамм чистого редкоземельного элемента ниобия. Конденсаторы КМ – чистое серебро! Цена на них превышала 800 долларов США за один килограмм. В условиях общества, находящегося на стадии накопления капитала любыми доступными способами, возникла неуправляемая волна вандализма, поставившая под вопрос исправность боевой авиатехники! Поймать с поличным вандала тяжело, потому что требуется доказать не только факт вывода из строя конкретного блока, но и доказать противоправный  умысел. А в условиях круговой поруки – выполнял  указания по ремонту или утилизации блоков. Остановить «волну» мародерства в гарнизоне помог случай. В мае 2001 года со склада авиационно-технической базы было похищено пять совершенно секретных блоков аппаратуры государственного опознавания  «Пароль». Дело попало на контроль в Москве! В течение трех суток отдел нашел блоки, установил и доказал вину причастных лиц. Были задержаны по делу два офицера и матрос. Через год военный суд военно-морской базы приговорил их к различным срокам лишения свободы от 6 до 8 лет! После этого ситуация в гарнизоне стабилизировалась. Но если и сейчас «погуглить», то сайтов, покупающих конденсаторы,  не считано. Во всяком случае, «Яндекс» показал 163 миллиона адресов.  Как-то показывали в одной из телепрограмм женщину, которая утверждала, что по заданию ФСК России с помощью такой информации смогла вывести в 1993 году из строя все самолеты, находившиеся в распоряжении армии Дудаева. Кто сейчас продолжает эту «операцию»?!  «Гугл» на этот вопрос ответа не знает, рекомендует обратиться на Лубянку!!!
Так, что летчики должны летать,  как  написано в «Наставлении по производству полетов в ВС РФ», техники должны обслуживать самолеты, как написано в «Наставлении инженерно-авиационной службе», а особисты должны знать, кто, где, когда и как нарушает эти руководящие документы и предотвращать чрезвычайные ситуации и укреплять боевую готовность!


Рецензии