Былинные земли. Крушение иллюзий, часть 12-я

Василий Азоронок
(Продолжение)               
                В наше время прокладываются трубопроводы
                и строятся автомобильные трассы. Они
                повторяют маршруты рек, по которым в
                старину двигались торговые струги…


ПЕРЕДЕЛ И БЕСПРЕДЕЛ

Миссия Льва Ивановича в Москву была успешной, стороны заключили 20-летний мирный договор. Однако прогнозы не сбылись.

Зима была снежная и лютая. В тот же год скончался, по дороге из Вильно в Сморгонь, владыка полоцкий Гермоген, а вслед, пишет летопись, предзнаменование явилось: в середине сентября сильный гром и блескание молнии на западе, а ночью сильный ветер и заморозки. Люди богословские увидели в этом канун «войн великих», неурожаи, мор, голод.

Так и случилось. Разразилась война Речи Посполитой со Швецией, в течение которой король Сигизмунд III пытался вернуть себе шведский трон, утерянный в связи с отрицанием лютеранского подданства.

Сигизмунд, по аналогии с предшественником, сделал ставку на помощь со стороны – привлек запорожских казаков, однако планы, в отличие от баторийских, провалились. Предводитель наемного войска Самуил Кошка был убит, а 4-тысячное войско бежало. «Толко великую шкоду господарю вчинили, бо место славное, место богатое Витебск звоевали… скарбы побрали… многое множество людей порубали… шкоду содомию чинили…»

Исходил беспредел из «казацкой вольности». «Што хто хочет, то броит…», - писал летописец, характеризуя поведение запорожцев «в месте Могилеве». Как всё это напоминает нынешние события в Украине!

Бежали на юг не только уцелевшие при разгроме наемники. Оказывается, в 1601-м году случился новый неурожай, разразился очередной голод, и целые толпы людей кинулись на Низ – так назывался юг Речи Посполитой: «з верху з волости Шкловское, з Друцка, з Дубровны, з Круглы, з Бобря, з Витебска, с-под Полоцка, с-под Менска и з инших многих украин».

И там же, на Низу, произошел еще один эпизод, предсказанный церковнослужителями. Тот год можно с определенной точностью классифицировать как начало Смутного времени во всемирной истории.

В 1603 году гетманом стал Иван Косый, под руководством которого «козаки брали приставства y Полоцку, y Витебску, на Орши, y во Мстиславлю, y Крычове, y Могилеве, y Головчине, y Чечерску, y Гомли, y Любечу, y Речицы, y Быхове, y Рогачове и по всих местах…а y Менску и по всей Литве там жолнери, татарове, которые выехали з Швецией…»

Приставство сопровождалось активным продолжением земельного передела, начатого миланской герцогиней Боной Сфорцой. Удельные княжеские территории уже окончательно резались и распродавались. Владельцами становились паны - знать, которых называли «литовскими людьми», евреи. Награждались наделами за верную службу королю даже татары, несмотря на иную веру. «У Баркулабове за Лахвою y волоки порезано через урядника пана Федора Плетинского», возмущались служители церкви. Читаешь такое, а перед глазами распад СССР – модели общественного устройства, в результате чего обладателями собственности, заводов и фабрик, стали отдельные личности. Теперь на очереди земли.

Однако возвратимся к началу смуты. Обладателем Усвят в Псковском регионе стал Ян Петр Сапега. Насколько ценным было приобретение, говорит тот факт, что история местечка связана с родоводами Друцких-Соколинских, Чарторийских, Огинских, Мнишек  и других. А вообще известны Усвяты еще с 1021 года, и это зафиксировано в летописях: Ярослав I (Мудрый) выделил их в качестве удела родственному полоцкому князю. Дальнейшая участь волости соотнесена с разделом Полоцкой земли. Во времена Ольгерда и Витольда она является форпостом Великого княжества Литовского на границе с Московским княжеством, строится пограничная крепость для отражения внешних набегов. Иоанн Грозный на некоторое время овладевает твердью (по некоторым сведениям, именно он был инициатором создания крепости), однако Стефан Баторий возвращает назад, а последователь баторийского наследия, очередной король, закрепляет право владения за Сапегами, вознаграждая их таким образом за приверженность королевским идеалам. Обладателем важного стратегического пункта, расположенного на правом притоке Западной Двины, становится двоюродный брат канцлера - ротмистр Сапега.

(Продолжение следует).

На снимках: вид на стратегически важное расположение Усвят с высоты; Замковая гора в Усвятах - бывшая усадьба Родзянко в конце XIX века, однако в Польском словнике указан другой владелец - некий Artur Iden (?), что требует от историков внести ясность; местечко на рубеже XIX и XX веков в составе Российской империи, на заднем плане - Спасо-Вознесенская церковь; та же, бывшая церковь, вблизи; современный вид Усвят (все фото из интернета).
27.04/18