Эрос загадочный. 1. Туман

Георгий Сергацкий 3
               
               
               
         
                (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха)



                На мой взгляд не существует 
                большей тайны, чем существование полов.
                Ч. Дарвин

                ...Лучи разума рассеяли туман за 
                некоторыми исключениями. Наиболее
                плотное облако по-прежнему остается в
                сексуальной области, что, вероятно,
                естественно, так как секс относится к
                самым сильным чувствам в жизни
                большинства людей.
                Б. Рассел

    «Во все времена и по разному чувствовалось и сознавалось, что вся сексуальная жизнь человека есть лишь мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма, воссоединения мужского и женского в целостное существо...» (Н. Бердяев). «Науке практически нечего сказать по поводу происхождения сексуальности, и нам остается лишь одно – постараться рассеять мрак вопроса при помощи луча гипотезы...» (З. Фрейд). «И поистине, тайна всякого раздора и тайна всякого соединения – это тайна полов» (Д. Санфорд). «Переживание подавляемого плотского желания до мистического состояния души» (У. Эко) продолжает оставаться тайной.
   
    «...Философия XX века создает различные типы интерпретации любви – экзистенциалистские, фрейдистские, религиозные, структуралистские и постструктуралистские. И тем не менее и сегодня феномен любви остается для человека тайной, которая по-прежнему привлекает ведущих мыслителей и художников. История европейской философии, начиная с античности и вплоть до нашего времени, представляет собой путь к познанию этой великой тайны» (В. Шестаков).
   
    «Общепризнанным является утверждение Мак-Лина, который обозначил основные механизмы (направления) работы мозга аббревиатурой из четырех букв «Ф», означающих четыре вида деятельности: «питаться (freeding), драться (fighting), убегать (fleeing) и… заниматься сексом» (Э. Фромм). «Секс – одна из лучших вещей жизни, и что это за две другие, я пока не знаю» – шутила Х. Браун. К временам нецивилизованным это утверждение менее справедливо. «...Вряд ли жизнь, наполненная непрестанным тяжелым трудом, могла направляться страстью».
    «Развертывание сексуальности как власти сделало секс тайной, но также, с точки зрения Фуко, конституировало «секс» как нечто желанное, чем мы должны заниматься для установления своей индивидуальности» (Э. Гидденс).
    
     «Как удалось почти целиком и полностью поставить нас – наше тело, нашу душу, нашу индивидуальность, нашу историю – под знак логики вожделения и желания? Именно она отныне служит нам универсальным ключом, как только заходит речь о том, кто мы такие. И не одно столетие прошло уже с тех пор, как бесчисленные теоретики и практики плоти сделали из человека – без сомнения, весьма мало «научным» способом – детище секса, секса властного и интеллигибельного. Секс – причина всего».
    
    «Идея секса позволяет вскрыть то, что делает власть властью. Совершенно невозможно понимать эту власть только как закон и табу. Секс – это сила, которая возникает, чтобы подчинить нас, и секрет заключается в том, что эта сила лежит в основе всех наших поступков. Было бы ошибкой полагать, что секс – автономная сила, которая производит только вторичный и внешний эффект там, где секс соприкасается с властью. Напротив, секс – это наиболее спекулятивный, наиболее идеальный и глубинный элемент в развертывании сексуальности, который властно организует тело, его зрелость, его силу, энергию, чувственность и удовольствие». «Секс, эта инстанция, господствующая, как нам представляется, над нами; эта тайна, которая кажется нам лежащей подо всем, чем мы являемся; эта точка, завораживающая нас властью, которую она проявляет, и смыслом, который она утаивает; точка, у которой мы просим открыть нам, что мы такое, и освободить нас от того, что нас определяет,— секс есть, несомненно, лишь некая идеальная точка, которую сделали необходимой диспозитив сексуальности и его функционирование...» (М. Фуко).
   
    «Розанов с гениальной откровенностью и искренностью заявил во всеуслышание, что половой вопрос – самый важный в жизни, основной жизненный вопрос социальный, правовой, образовательный и другие общепризнанные получившие санкцию вопросы, что вопрос этот лежит гораздо глубже форм семьи и в корне своем связан с религией, что все религии вокруг пола образовались и развились, так как половой вопрос о жизни и смерти. «Полной человеческой индивидуальности нет, пока не преодолен пол; от решения проблемы пола, от соединения полов, половинок зависит судьба личности. Нельзя стать личностью, осуществить индивидуальность по ту сторону вопроса в поле и любви» (Н. Бердяев).
   
    «Пол в нас дрожит, колеблется, вибрирует, лучится» (В. Розанов). «...Для современного человека один лишь секс с его восторгами, миражами и страданиями хоть как-то приоткрывает завесу сугубо индивидуального, замкнутого существования». «В размеренную монотонную и бедную приключениями жизнь современного человека одна лишь эротика вносит нередко оживляющие индивидуальные черты» (И. Блох). «Изучение сексуальности окружено аурой чего-то таинственного, потому что оно затрагивает области, которые часто считают запретными, глубоко личными, противоречивыми и волнующими» «Вплоть до недавнего времени о любви предпочитали писать поэты, писатели и философы, но не психологи и другие ученые» (У. Мастерс и В. Джонсон).

    «Стоит нам только взглянуть на отношения между сексом и любовью в наше время, как мы немедленно оказываемся в водовороте противоречий» (Р. Мей). «Пожалуй нет подобной сферы человеческого бытия, где бы естественное влечение было окружено таким циклоскопическим нагромождением взаимоисключающих идей, чувств и поступков» (В. Гитин). «Тайна любви столь глубока, что вокруг каждого слова рождаются бесконечные споры»(Т. Арагон).
   
    «Ты одна управляешь природою вещей и без тебя ничто не появляется на божественный край света». Как ни забавно подобное преувеличение, но, высказываемое с высоты, оно действует».
    «Из всех явлений жизни половая любовь в современном обществе культивируется всего настойчивее и давно приобрела ультрамахровые формы. Наша теперешняя цивилизация по преимуществу сладострастная, и совершенно искренно многие высокоодаренные люди, вроде Мопассана, не видят в жизни никакой высшей цели, никакого лучшего счастья, кроме половой любви, хотя иллюзорность ее ими уже хорошо чувствуется. Самый вдохновенный гений человека – в  поэзии, романе, театре, живописи, музыке, скульптуре – еще  почти всецело посвящает себя изображению любви; половою любовью пересыщены наши нравы, она входит так или иначе во все наши игры и развлечения, ее тонкое веяние чувствуется всюду. Но как ни всемогуща эта страсть, она не всегда имела теперешнее значение» (М.Меньшиков).
   
    «Чтобы до конца осознать всю суетность человека. надо уяснить себе причины и следствия любви. Причина ее – «неведомо что» (П. Корнель), а следствия ужасны. И это «неведомо что», эта малость, которую и определить-то невозможно, сотрясает землю, движет монархами, армиями, всем миром» (Б. Паскаль). «Если бы мир не был беспрестанно сотрясаем судорожными порывами существ, ищущих друг друга, он был бы всего лишь  насмехательством над теми, кому предстоит  в нем родиться». «Эротика является настолько важной для человеческого сознания, что ее отсутствие ставит под сомнение само существование человека» (Ж. Батай).

    «Половое чувство выше нас: оно погружает индивида в великий процесс возрождения поколений, превращает его в звено цепи, делает «смертным носителем бессмертной субстанции». Шопенгауер «в неизгладимых по своей силе словах отметил ни с чем не сравнимое значение сексуальной жизни» (З. Фрейд). «Половые отношения являются невидимым центром всех дел и стремлений и везде просвечивают из под наброшенных на низ покровов. Это причина войны и цель мира, это основа серьезности и цель шутки – неисчерпаемый источник острот, ключ ко всем намекам, смысл всех таинственных аллегорий. Это главное  дело всех людей является втайне и для виду по возможности игнорируется. Человек – воплощенное половое влечение. Половое влечения – владыка мира» (А. Шопенгауер).
   
    «Степень и характер полового начала, определяет в человеке все, вплоть до последних и высших проявлений его духа» (Ф. Ницше). «Даже «мистика – не что иное, как тончайшая и вместе с тем восторженная эротика» (А. Бальхаус). «Проанализируйте любую человеческую эмоцию вне зависимости от того, насколько она далеко от области секса, и вы обязательно обнаружите первоначальный импульс, которому жизнь обязана своим сохранением» (З. Фрейд).
   
    «Нет ничего, чей смысл не был бы также и сексуальным» (Ж. Делез). «Все искусство эротично. Первый орнаментальной фигурой был крест, и он родился из области эротики. Первое произведение искусства было эротикой. Горизонтальная линия – это лежащая женщина, вертикаль – это мужчина, в нее входящий» (А. Лоос).
   
    «Сексуальность в самых разнообразных ее проявлениях – это важнейший аспект социального взаимодействия» (Современный британский социологический словарь). Половое влечение, либидо – это стержень жизни, который «определяет фундаментальные основы бытия» (П. Гуревич). Питирим Сорокин также относил сексуальный инстинкт, наряду с пищевым и инстинктом обязанности...,  к разряду «базовых» или «основных» инстинктов. Он занимает ведущее место и в известной пирамиде потребностей  Маслоу.
   
    «При всем многообразии проблем, стоящих перед человечеством, именно эта сфера занимает лидирующее место среди объектов его внимания, прямо или косвенно охватывая всю структуру человеческих отношений..., превращая естественную потребность... во всепроникающую и главенствующую идею» (В. Гитин).  «Сексуальность – самая чистая радость в чаше жизни, которая стала бы без нее невыносимой» (Э. Дарвин). «Секс – это Божий замысел. Сексуальность – настоящая сокровищница жизни» (Современный католический путеводитель по сексу). «Сексуальные радости – основная  услада этого мира» (С. Джонсон). «Во всяком случае, половая жизнь представляет собой могучий фактор индивидуального и общественного бытия, главнейший импульс для работы, для приобретения собственности, для основания домашнего очага, для пробуждения альтруистических чувств» (Р. Крафт-Эбинг).
   
    «Фундаментальность Эроса во всех его многовидных формах для жизни человеческой более чем очевидна. Именно сексуальное влечение составляло и составляет сложнейшую из проблем, так или иначе волновавших и продолжающую волновать каждого представителя человеческого рода. Если в животном царстве сексуальные взаимоотношения определены, инстинктом сохранения рода и лишь отчасти связаны со стремлением к игре и желанием поразвлечься, то люди невольно превратили отправление половой функции в наивеличайшее из таинств, в глубочайшую из загадок, остающуюся таковой на протяжении всей обозримой истории рода людского» (К. Сельчонок).  «Половая влюбленность в течение веков составляет почти единственное содержание художественной литературы. Романисты всех времен и народов, начиная с глубокой древности, описывают любовь в бесконечно разнообразных условиях времени, места, обстановки, возраста, ума, красоты, здоровья, социального положения любящих; груды романов появляются на свете с регулярностью растительного царства; на смену одним бесчисленным печатным листам идут другие, вянущие с быстротою осенних листьев. Только великие романы живут долго, но зато они и крайне редки. Они описывают самую страсть, тогда как мелкие – преимущественно обстановку ее». «Половое очарование описывается как одна невыразимая сладость, один неомрачаемый восторг». «Любви не женщина нас учит, а первый пакостный роман... – говорил  Пушкин…» (М. Меньшиков).
   
    «Человеческая сексуальность... становится настоящим камнем преткновения нашей самоуверенности» (Ю. Билов). «Самая непонятная сторона в человеке - его сторона ... любовная» (З. Гиппиус). «Во всей весьма обширной литературе о сексе и сексуальности не так уж много можно найти сведений о мужской сексуальности как таковой... Это выглядит так, как если бы она была настолько общепринятой частью повседневной жизни, что выглядит невидимой» (А. Меткалф).  «Отрадно, что человечество занимается любовью глупо и бессознательно, как все, что оно делает; благодаря этому тайна любви еще занимает достойное ее высокое место» (С. Пеладан).
   
    «С полом и любовью связана тайна разрыва в мире и тайна всякого соединения; с полом и любовью связана также тайна индивидуальности и бессмертия. Это мучительнейший вопрос для каждого существа, для всех людей он также безмерно важен, как и вопрос о поддержании жизни и смерти. Это – проклятый, мировой вопрос, и каждый пытается в уединении, тщательна скрываясь, таясь и стыдясь точно позора, преодолеть трагедию пола и любви, победить половое разъединение мира, эту основу всякого разъединения, последний из людей пытается любить, хотя бы по-звериному. И поразителен заговор молчания об этом вопросе, о нем так мало пишут, так мало говорят, так мало обнаруживают свои переживания в этой области, скрывают то, что должно было бы получить решение общее и мировое. Это интимный вопрос, самый интимный из всех. Но откуда стало известно, что интимное не имеет всемирного значения, не должно всплывать на поверхность истории, должно таиться где-то в подполье? ...Необходимо победить ложную стыдливость и лицемерное ханжество в вопросе о поле, иначе человечеству грозит гибель от подпольных тайн пола, от внутренней анархии пола, прикрытой внешним над ним насилием. Само появление Розанова – серьезное предостережение. Хаотический пол много бедствий причинил человечеству и готовит бедствия еще большие. Человечество должно наконец сознательно и серьезно отнестись к своему полу, как к источнику своей жизни, прекратить грязные подмигивания, когда речь заходит о поле»
     «Жизнь эротическая, за вычетом отдельных мгновений, самая печальная сторона человеческой жизни». «Главный недостаток всех социальных теорий – это стыдливость, а часто лицемерное игнорирование источника жизни, виновника всей человеческой истории – половой любви» (Н. Бердяев).
    
    «Мы не знаем, как рождается таинство любви. Здесь нет проторенных путей, здесь бессильны доводы разума и аргументы, и разве что только искусство способно приподнять завесу над тем, что происходит в душах любящих»(И. Гарин). «Поистине ничто так не важно знать для суждений о человеке, как то, как сложилась в нем жизнь пола: здесь лежит ключ к самым основным, решающим фактам нашей жизни» (В. Зеньковский). «Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая, третья субстанция, которая порождается этими взаимоотношениями двоих и которая без их контакта возникнуть не может» (О. Роден). «Земля, вращаясь, заставляет совокупляться животных и людей, которые «совокупляясь, заставляют вращаться Землю». «...Хотя движение земной жизни ритмизуемо этим вращением, образом такого движения служит не вращающая земля, а член, проникающий в женское чрево и почти целиком выходящий наружу чтобы снова туда погрузиться» (Ж. Батай).
          «Все это сладкой тайной спаяно,
           И эту тайну знаем мы» (Б. Лифшиц) –
тайну, «вечного генитального романа» (П. Брюкнер). «А счастье – женщина» (Ф. Ницше).
    
    И женщины с этим безоговорочно согласны: «секс и плотская любовь – фундаментальные силы добра, способные укрепить связи между людьми, улучшить качество жизни, повысить уровень осознанности и даже измерить мир. Путь сексуальности ....может стать позитивной созидающей силой в жизни общества и каждого из нас» (Д. Истон, К.- А. Лист). «Именно благодаря женской сексуальности мужчина оказывается в раю, куда в одиночку ему ни за что не попасть» (И. Дрент).  «Женщины, ведь это как бы даже не люди, а какие-то совсем особые существа, живущие рядом с людьми, еще ничем никогда точно не определенные, непонятные, хотя от начала веков люди только и делают, что думают о них» (И. Бунин).
   
    «Почему мужчинам так нравятся женские ножки? Причина проста: они признают себе по секрету, что их привлекает то место, где ножки сходятся вместе. Руки присоединяются к туловищу тем же способом, но они не вырастают, подобно ногам, из чего-то круглого и загадочного. Загадка кроется в плотно сомкнутых половинках круга. Попа – это предчувствие, но не знание. Ягодицы отчасти прикрывают и смягчают тайну. Какую тайну?» (Ж.-Л. Энниг). «Женские ягодицы – это  сигнальный стимул, запускающий поведение ухаживания мужчины. В древнегреческом языке имеется специальный термин для покачивания ягодицами, которым женщины завлекали мужчин, – перипрокция » (Д. Жуков).
                «Как небо нам веленья шлет,
                Сходя к воздушному пределу,
                Так и душа к душе плывет,
                Сначала приобщаясь к телу» (Д. Донн).
   
    «Магия сексуальной аттракции еще долго будет оставаться неразгаданной, ибо психика человека достаточно сложна и противоречива. В ней загадок сегодня больше, чем ответов на них» (Е. Кащенко).
   
    По-пастырски. «Сексуальный импульс не вызывает у человека готовых законченных действий, он лишь как бы поставляет материал для этих действий, благодаря всему тому, что под влиянием импульса «происходит» внутри человека» (Иоанн Павел II).      
   
    По-научному. «Нельзя было читать Дарвина и по-прежнему отрицать, что человеческие существа испытывают страсти во многом животного происхождения. Еще больше волновали мнения ученых-философов о мотивах человеческого мышления, связанных с добродетелью и пороком; ни в одной другой области не возникало столь будоражащих открытий, как в эмоциональной.
    Мужчин и женщин анализировали, как примитивные механизмы, приводимые в действие сексуальными инстинктами, что нанесло романтизму и идеализму почти смертельный удар».
    «Интерес науки к любви дал один положительный результат. Кое-кто из мужчин убедился, что женщина может любить столь же сильно, и поэтому брак по взаимной любви, остававшийся до тех пор прерогативой низших классов, получил шанс стать общепринятым». «К сожалению, природу человека, особенно женщины, не признавали особенно поучительной. Поскольку почти все специалисты были мужчинами» (Д. Картленд).