Партия 2017 г. Общество 17. Общественная жизнь

Александр Корень
Партия 2017 г. Общество 17. Общественная жизнь.

Продолжаем движение проекта через социологию. В предыдущем  материале пришлось сделать заявление об отсутствии и права и общества, собственно, лишь для того, чтобы продолжить путь и к праву, и к обществу.  На повестке дня уже общественная жизнь, будем рассматривать её представление социологами, думая при этом, что говорят они о социальной жизни. И как же нам дальше исследовать курс социологии, когда приходится делать подобные допущения, ставящие вопрос о состоятельности самой науки, но уж такое её состояние и работать придётся с многочисленными допущениями.

- - - -
Из курса социологии:

" " "
Под сферой общественной жизни понимается относительно самостоятельная область жизнедеятельности человека, которая необходима для жизни общества.
Экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостности - это производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.   

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, люди вступают в определенные отношения между собой – отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Люди дифференцированы по этническим, религиозным и иным признакам, различаются по своим физическим данным, способностям и дарованиям, отношению к собственности, размерам последней, что оказывает влияние на их роль в организации общественного производства, на их вес и статус в обществе, на их материальное и иное положение, а соответственно, на отношение людей к существующим общественным порядкам. Все это определяет социальную сферу жизни общества.


Каждая из сфер общественной жизни, в свою очередь, выступает как относительно самостоятельная система. Социальная система, считает американский социолог Т. Парсонс, образуется взаимодействием человеческих индивидов. Каждый из них является одновременно и субъектом, обладающим определенными целями, идеями, установками и т. д., и объектом ориентации как для других субъектов, так и для самого себя. В то же время эти индивиды являются также организмами, личностями и участниками культурных систем. Парсонс рассматривает общество как “тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система к своему окружению”[5]. Он выделяет пять сред социальной системы: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды[6].

Одновременно с экономическими и социальными сферами, формируется политическая сфера жизни общества.

Взгляд, согласно которому политическая жизнь общества есть первичная реальность, без которой не существует общности людей и общества как такового, является достаточно распространенным и в современной социологии. Однако многие социологи, социологи-марксисты в том числе, считают, что политические отношения являются следствием возникновения экономического и социального неравенства людей, а потому и производными от первых. То есть сперва формируется социальное (гражданское) общество, а затем политическое общество, государство. Публичная власть в лице государства и государственные институты согласно данной парадигмы возникают лишь на определенном этапе развития общества.
- - -
Ком. проекта:
Права гражданина определяются государством, поддерживаются им, они - производная  государства. И гражданское общество, соответственно, имеет такое же происхождение. Оно совсем не антипод и не предшествующее ему образование.
- - - -
 
И экономическая, и социальная, и политическая жизнь требует обобщения уже имеющегося опыта, передачи всего положительного в нем подрастающим поколениям. Возникает необходимость в обучении людей, в том, чтобы все они соблюдали установленные обществом нормы и правила жизни, а затем и законы. Эти потребности стимулируют появление письменности, которая еще более возвышает человека. Так складывается сфера духовной жизни общества.
- - -
Ком. проекта.
Вот так разворот. Надо остановиться.
Скорее всего, порядок другой. Никакой упорядоченности, никакой систематизации, никакого преемственного развития не возникнет, если накапливаемые знания не накапливать и не систематизировать, а вот сделать это исключительно посредством  такого физического ресурса человека как память невозможно, ибо это далеко не совершенное средство сохранения и знания,  и любой информации. Работа же с техническим и социальным знанием, природа этих процессов и сформировала письменность, которая и стала вслед за языком средством функционального  социального понимания и взаимодействия, результатом которого стало и появление наук,  и властного развития, включая всю институционализацию государства.
- - -

 Без духовной жизни нет человека. Духовность - это главное, что возвышает человека над животным миром, что питает феномен, называемый гуманизмом.
 
Иногда говорят о первичной, вторичной и третичной сферах. В социальной сфере обычно выделяют сферы религиозной и национальной жизни, сферу человеческих или межличностных отношений. Есть свои подсистемы в сферах политической и духовной.

 Одни школы и направления в социологии отдают первенство одним сферам, другие школы и направления – другим.

Очевидно, что экономическая жизнь образует основу основ всей общественной жизни. Она порождает соответствующие ей социальные, политические и духовные отношения.

Образно единство и взаимосвязь всех сфер общественной жизни показано К. Марксом. “Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена... и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является, лишь официальным выражением гражданского общества[7]. Почти все исследователи общества ХХ века ссылаются на эту мысль Маркса и разделяют ее.

Образно говоря, феномен “социальное” является своего рода цементом, скрепляющим общество и определяющим направление его дальнейшего развития, а духовное – показателем степени его человечности.

И так, общество - это социальная реальность особого типа и продукт взаимодействия людей. Оно является сложной системой экономических, социальных, политических, духовных, национальных, религиозных и иных отношений
- - - -
Ком. проекта:
Ну и как экономическая жизнь может стать основой жизни вообще, если она и сама не может упорядочить свою деятельность, всё своё развитие видит лишь в движении от кризиса к кризису, между которыми списываются все социальные накопления. Соответственно, и всеми другим видам деятельности человека она никакого содействия оказать не может. В таком качестве экономику воспринимают лишь потому, что она занимается воспроизводством материальных условий жизни, но сами то эти условия зависят от организационных условий взаимодействия людей. Здесь мы возвращаемся к действительной организации общества, его институционализации и формированию института права в новом качестве.