Переезд

Александр Андриевский
Шестидесятые годы двадцатого века стали  золотыми годами моего детства, а первый год  шестого десятилетия - стал незабываемым для всех народов Земли из-за полёта в космос первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина.

Долго после этого исторического события, о нём писали  газеты, его фотографии печатали и газеты, и журналы. В шестидесятые годы в обществе была особенная атмосфера жизни.   

Мне, первый год шестого десятилетия двадцатого века запомнился ещё и потому, что осенью этого года я пошёл в первый класс новой деревенской школы.

***

В июне тысяча девятьсот шестьдесят второго года, в один из дней, когда я и два моих младших брата пришли домой  с реки, после рыбалки, мать сообщила нам новость, которая нас очень и обрадовала, и немного огорчила. - Папке нашему лестранхоз  квартиру дал,- сказала она. - В ней большая кухня и две комнаты. Вы втроём будете спать в маленькой комнате. В ней поставим стол и стулья, чтобы вы делали  домашние уроки, которые будут задавать вам в школе.
 
- Мама, а когда мы переедем в новую квартиру?- спросил я её.

- Когда? - она улыбнулась. - Прежде, чем мы передем в новую квартиру, нам надо вывести в ней тараканов. Их в новой квартире очень много. Только двери откроешь в квартире, когда заходишь в неё с сеней, так они с потолка как горох сыпятся на пол.

- Почему? - я был удивлён.

- Сынок,- мать усмехнулась. - В квартире всё отделано половой доской и потолки, и заборки*,  а между досок щели. В них и прячутся тараканы.

Сегодня, вечером, сходим в  квартиру. Посмотрим её и начнём с тараканами борьбу. Мне добрые люди посоветовали угаром уничтожать тараканов. Я протоплю  русскую печь, а на самый жар накидаю резину и ненужную обувь . Когда будем домой уходить, задвину в печке заслонку. Два раза так сделаем, потом кипятком буду шпарить потолки и заборки. После этого, посыплю их дустом. Когда все запахи в квартире выветрются, побелю стены. Извёстка у меня в кладовке есть. Синька тоже есть. Извёстку недолго кипятком разгасить и добавить в неё синьку. Это я сделаю перед побелкой.

- Мама, - я посмотрел на неё : - Значит, не скоро переедем в новую квартиру?
- Гм,- мать усмехнулась: - Не будем загадывать. Как Бог даст,так и будет.

***

С большим нетерпением я ждал наступление вечера, когда мы с матерью должны были идти в новую квартиру, в которой предстояло жить нашей семье. Младшие братья убежали купаться на речку: из-за купания они не пошли с нами.
 
У меня был свой интерес сходить на новое место жительства. Глубоко, в моей душе, жила надежда на то, что нечаянно увижу Людку Турушеву, бывшую одноклассницу.
Она приехала на школьные каникулы к бабушке с дедушкой из города Красноярска, в котором жила с родителями и старшей сестрой.

Когда мы с матерью вышли из барака, в котором жила наша семья, состоявшая из восьми человек, и пошли по улице деревни, то мне хотелось бежать, но я делал вид перед матерью, что рад переезду на новое место жительства и не больше того.

Новая квартира мне сразу понравилась из-за того, что она находилась в большом двухквартирном доме. В ней было шесть больших окон. В небольшом садике, перед окнами комнат, росли три маленьких куста черёмухи.      

Во всех отношениях новое место жительства было лучше прежнего.

В доме было две квартиры, одна нашей семьи, вторая соседей Кушаковых. Для коров, телят и поросят во дворе  были построены стайки и ясли. Из двора можно было попасть в большой огород . В нём прежние хозяева садили картошку и зелень.

Площадь огорода составляла восемнадцать  соток. В пятидесяти метрах от дома находился общественный колодец; в нём жители близлежащих домов брали воду для пищевых нужд, и для стирки белья. Вообщем, новая  квартира устраивала не только родителей, но и нас, детей.

***

Два дня, вернее два вечера, мы с матерью ходили в новую квартиру и топили русскую печь. Перед  уходом из квартиры, на жар кидали резину и обувь. Через неделю мать помыла тёплой водой с мылом  деревянные перегородки, только после этого  побелила стены извёсткой.

Вещи в новую квартиру из старой квартиры перевёз знакомый шофёр, дальний родственник отца, работавший в лестранхозе. 

Двадцать три года в этой квартире прожила наша семья. За эти годы произошло много незабываемых событий и в жизни страны, и в жизни нашей семьи.

Жизнь есть жизнь. Скоро наши старшие сёстры и старший брат уехали из посёлка, затем, уехали и мы, с братьями; после ухода из жизни отца, мать уехала жить в районный город, в котором жил её младший брат. 
   
В восьмидесятых годах двадцатого века, лестранхозные дома пошли на слом из-за того, что большинство жителей посёлка переехали жить в соседнюю деревню.

Моё сердце щемит, когда езжу на пассажирском поезде к родным, живущим в Забайкалье. От деревни, где жила наша семья, осталось несколько домов. 
" Господи,- думаю  в это время. - Неужели я жил здесь когда-то? Жизнь чем-то  походит на сон. Её годы унесло безжалостное время". Впрочем, память постоянно приносит меня сюда на своих крыльях, чтобы вновь унести на них в неприглядное настоящее время.          

Заборки*- перегородки из половой доски, разделяющие комнаты в квартире.(прим.автора).