В ВЕНЕ. Австрийские мотивы

Роза Салах
 Вена - столица Австрийской Республики.  Я в Вене! Пока Светлана у Российского посольства стоит в очереди за загранпаспортом, мой путеволитель  - Харальд.
-Вену надо увидеть! Поехали! - коротко сказал мой зять - экскурсовод.  Прежде всего для меня Вена - это город вальсов, где звучит музыка  Шуберта, Йозефа Ланнера, мелодия вальса Иоганна Штрауса "Сказки венского леса", неповторимое пение венского хора мальчиков. Зная об этом, мой путеводитель представил мне Венскую Государственную Оперу. Перед нами - один из главных оперных театров мира с главным дирижёром Лореном Маазелем. Ежегодно в январе или феврале здесь проходят "Оперные балы". И раньше я знала, что Оркестр театра, Венский Филармонический, снискал мировую славу. Не раз об этом читала и слушала австрийскую музыку в исполнении мастеров искусства. "Многим, что делает сегодняшнюю Вену незабываемым памятником культуры старой Европы, город обязан Габсбургам, правившим страной, начиная с 1282 года и до Первой  мировой войны. Их увлечение музыкой и театром привели к возникновению и развитию всего того, что сегодня, согласно ЮНЕСКО, относится к мировому культурному наследию,- читаю в книге "Австрия", которую приобрёл и подарил мне  экскурсовод Харальд Шпрайтцхофер.
-Здание Оперного театра для посещения открыто в те дни, когда в нём не идут репетиции, так что нам не повезло,-сказал Харальд.- Слышите: поёт детский хор, идёт репетиция, исполняется популярная австрийская песня. Зато через два дня повезёт Артуру: они с классом из Киндберга сюда, в Венскую государственную оперу, приедут на концерт известных артистов Австрии.
-Смотрите,- Харальд обратился ко мне,- возле Государственного Оперного театра Собор Святого Штефана. А сейчас поехали во дворец кайзеров Хофбург. Сегодня это Национальная библиотека и музеи. В конце Хофбурга находится Президентская канцелярия, дворец кайзеров. В Национальной библиотеке большой читальный зал. В корпусе есть Центр Конгрессов, где проходят важные международные встречи.
-Мы находимся на  площади Героев,- разглядывая всё вокруг, с заслуженной гордостью сказал мой экскурсовод.- Смотрите: памятник принцу Евгению, знаменитому полководцу. На другой стороне площади Героев - Музей искусства. А там, видите? В конце Хофбурга - Президентская канцелярия. Пойдёмте дальше. Вот главный вход в Хофбург, какие ворота?- восхищается Харальд. - Здесь новый императорский дворец. Несмотря на то, что прошло почти столетие после отречения императора Карла( я Вам, мама, чуть позже покажу бюст первого президента Австрии Карла, недалеко отсюда) дух Габсбургов присутствует здесь до сих пор. С 18 века властвовали австрийские монархи, короли и императоры. Харальд рассказывает о своей стране во времена правления императора Карла. Можно только восхищаться и удивляться обширным знаниям истории своей страны моего путеводителя. Недалеко Венская Ратуша - резиденция  венской Думы.
-Среди помещений гигантской Ратуши,- пояснил Харальд,- Зал городского совета, Зал заседания Сената, Народный зал, службы бургомистра.
 В садике перед Ратушей - множество памятников: создателю венской музыки Иоганну Штраусу, художнику Фердинанду Георгу Вальдмюллеру, а также президенту Первой и Второй австрийской республики Карлу Реннеру. Харальд подошёл к памятнику Иоганну Штраусу, возложил небольшой кустик из роз, купленный им в цветочном магазине возле Парламента.
  Через некоторое время мы перед венским университетом.
-Это самый старый германоязычный университет,- говорит Харальд,- его факультеты рассеяны по всему городу. Вот внутренний двор с аркадой и с памятниками выдающимся деятелям науки. Кроме этого двора, существует ещё восемь.
 Мы вошли в центральное здание. Здесь, как и в наших высших учебных заведениях, висят расписания лекций, указатели-пояснения расположения факультетов. Узнала: в центральном  здании несколько факультетов, но именно здесь раз в году, летом, проходит традиционный всеобщий Университетский бал. Подобные балы проходят по всей Австрии. Я была свидетелем проведения выпускного бала в Киндбергской гимназии, где четыре года учился мой внук Артур Шефер, как он и его одноклассники серьёзно готовились к балу, разучивали танцы, вальсы под музыку Штрауса, Шуберта.
 Я восхитилась парой лошадей в нарядной упряжке и экскурсоводами, приглашающими нас проехаться по Президентскому дворцу.
-Кто президент?- спросила я.
-Фишер. Но он играет репрезентационную, представительскую роль, государством правит канцлер Файманн. В соседнем здании его резиденция.
 Мы на площади Шварценберга. Харальд с любовью, с восхищением стал разглядывать вокруг каждое строение и остановился  перед огромным фонтаном Хохштральбруннен с высокими струями. Всё ему здесь знакомо, близко, дорого.
-Харальд, - перебила его мысли о красоте его края, - что за памятник перед дворцом?
-Извини меня, мама! - сказал по-русски и заговорил по-немецки: "Перед дворцом Шварценберг установлен памятник советским солдатам и офицерам, погибшим при освобождении Вены от нацистских войск. Подойдём ближе".
 Затаив дыхание, с гордостью разглядываю монумент перед дворцом. У подножия памятника лежат живые цветы, несмотря на конец ноября, лёгкие морозы, растут и благоухают милые розы, астры. Наконец, отблагодарив экскурсовода, спросила:"Спасибо тебе и твоей стране за памятник. Скажи, пожалуйста, вы же воевавшая страна, и  такой памятник?
-Да. Ваши солдаты и офицеры, в том числе твой отец, Светланин дед, освободили мою страну от фашизма. Я - социалист, против фашизма. Дед мне о войне много рассказывал, что Вену бомбили 52 раза. Много разрушений, мирные жители погибли. Извините: с вашими огромными потерями не сравнить! Мне стыдно за фашизм. Сам читал: присоединение Австрии к немецкому Рейху мою страну стирает с карты мира. В апреле и мае 1945 года вступают войска союзников, так что от фашизма и моя страна пострадала.
 Через несколько минут мы перед Парламентом, Палатой депутаов. Парадный вход, к которому ведёт двойной пандус, пологий спуск. Он украшен серией скульптур сидящих мудрецов древности. Всё великолепно!
- К сожалению, Парламент закрыт - нерабочий день,- объяснил Харальд.- Я был, всё здесь богато, действительно красиво.   
 Мой зять ежеминутно стал поглядывать на часы то на руках, то на площади. Как ни странно, часы везде - никуда не опоздаешь. Наконец, сказал: "Подходит очередь Светланы, почти три часа гуляем, недалеко метрополитен, но ещё покажу Кольцевую, а там - Резиденция-замок Бельведер. Замок построен для принца Евгения Савойского, знаменитого военачальника и дипломата. Здесь же "Французский" парк, его разбил баварский садовник Доминик Жирар. Верхний Бельведер и Нижний: одна - жилая резиденция, другая - для приёмов. Не правда ли здесь красота?- спросил мой экскурсовод.
-Очень! Обилие, гамма цветов: жёлтых, оранжевых, синих, фиолетовых. Удивительно: красные  маки свободно растут! Здесь же рядом красавицы розы. Каких только нет! - восхищаюсь я.
-К сожалению, экскурсия заканчивается,- сказал Харальд, и мы направились к метро.
Венский метрополитен. Он, по сравнению с Московским, невелик. Поднялись вверх с помощью экскалатора,  несколько метров прошлись пешком - и выход в город.
-Харальд, спасибо за экскурсию! Каково население города?
-Население Вены - 1 миллион 550 тысяч человек, намного меньше вашей Москвы, площадь - 415тысяч квадратных километров. В красоте Вена ничуть не уступает Москве и Петербургу. Бывал  в обеих столицах России. Но я очень люблю свою Австрию и её столицу, - отчеканил мой зять.
-Молодец! -  В этом нисколечко не сомневаюсь!


На снимке: Памятник Советским воинам в Вене