Реприманд

 Утро пятницы набирало обороты.Банк гудел,как улей. Клиентов было неожиданно много. Сотрудники едва успевали.Сказывалась усталость загруженной недели.
Георгий Соломонович,владелец банка, стоял у окна и смотрел на ледоход на Неве.
Все движется,все оживает.Какое прекрасное время весна!Обновление и желание этой новизны витает и в воздухе, и в умах, и в теле.
1 апреля Георгию Соломоновичу исполнится 50.
Грандиозный банкет, подарки, поздравления .Затем тур с женой на Карибы.Как все это великолепно и утомительно! И предсказуемо. Как,впрочем, и все, что случается  последние двадцать лет.Успех сопутствует всему, к чему Георгий Соломонович  прикасается. Но почему-то не радует. Почему? Когда исчезла эта радость от успехов? Когда «оплыла» душа броней разочарования?
Георгий Соломонович наблюдал за льдинами,набегающими друг на друга и позволил своей памяти пробить ледяную броню.
-Жорка-обжорка! А у нас новая учительница по французскому.  Агата Ивановна. Правда,забавное сочетание?- Вика развернулась к Жорке,хихикая и стреляя своими бесовскими глазками.
 Вика давно была безнадежно влюблена в Георгия,  любителя столовских булочек и сосисок с макаронами.Жили они с Георгием в одном доме на Фонтанке уже 17 лет, с тех пор, как их в один день привезли из роддома.
Ходили в один садик, сейчас заканчивали одну школу. Собирались и поступать в один институт.Родители приятельствовали, но дружбы особой не водили.
Георгий привык к размеренному течению жизни и не ждал  от нее сюрпризов.
Но..не так уж и скучна она,размеренная жизнь. Позволяет порой встряхнуть покров времени.
  Прозвенел звонок с урока. Все бросились в столовую. Проходя мимо учительской, Георгий увидел профиль молоденькой учительницы. Такой профиль называют греческим. Георгий увлекался рисованием и посещал педагога по живописи по выходным. Он не мечтал быть художником. Он мечтал научиться правильно рисовать.
Георгий любил все делать  правильно.
  В столовой на этот раз были нелюбимые рыбные котлеты. Странно! Обычно в этот день были мясные. Повара готовили строго по меню, утвержденным раз и навсегда.
И это изменение неприятно кольнуло Георгия.
  Следующим был урок французского. Георгию этот язык давался с трудом. Вот немецкий бы ему подошел. А этот слишком фривольный для правильного мальчика.
В класс вошли завуч и новая учительница.
- Дорогие выпускники! Как вы знаете,Виолетта Павловна по состоянию здоровья не сможет довести вас до выпускных экзаменов. И в последней четверти у вас будет новый педагог Агата Ивановна Самоцветова.Прошу любить и жаловать!
  Завуч с этими словами удалилась из класса. А молоденькая ,немного испуганная, Агата Ивановна осталась. Свой первый урок она посвятила ответам на многочисленные вопросы, которые задавали, в основном, любопытные девчонки.
- Извините, а почему у Вас такое имя необычное ?-задал единственный мужской вопрос Георгий.
- Все очень просто. Всему виной агаты. Моя бабушка долгое время работала смотрителем агатовых комнат в Царском Селе. Ей очень нравятся эти минералы. Папа родом из Магнитогорска, где добывают агаты. А мама любила творчество Агаты Кристи.
 Вопросы и ответы звучали, естественно, только на французском. У Агаты Ивановны он был какой-то редкостный по звучанию. Георгий слушал учительницу, а слышал голос молодой Эдит Пиаф. Отец привез маме пластинки из Парижа. Мама была страстная поклонница этой певицы. И мама по вечерам слушала это удивительное пение.
 Звонок с урока прозвучал как и положено через 45 минут. Но никто не хотел уходить с урока.У них никогда не было такого урока. Живого, не по плану, такого раскрепощенного. Хотелось сидеть в классе долго и говорить только по-французски.
 Агата Ивановна предложила:
- А знаете что? До выпускного экзамена мало времени. Но мы можем дополнительно заниматься, если вы хотите. Думаю, что администрация будет не против этих занятий.
- Хотим! Хотим!-защебетали девчонки.
  Парни тоже согласились. Все посмотрели на Георгия.
- А что я? Я тоже хочу подтянуть язык перед экзаменом.
  А что он мог еще сказать? Конечно, дело не во французском.Дело в агатах. И в весне.
  Администрация поддержала предложение педагога. Хорошие оценки на экзамене-это важно для отчетности.
  Георгий дома сказал маме о новой учительнице. Ее порадовало желание подтянуть французский, но насторожило то рвение, с которым Георгий,наспех поев, сел за уроки. И начал он готовить домашнее задание не с алгебры или физики, а с французского.
  Постепенно и уроки, и дополнительные занятия так увлекли Георгия, что он уже начал смело изъясняться. А вот по ночам его преследовал один и тот же сон: он и Агата( во сне без отчества) идут по Монпарнасу. Она рассказывает о живущих когда-то здесь писателях, а он-о художниках. Прогулка эта недолгая. До звонка будильника.
  Он и портрет уже её нарисовал к выпускному. Она сидит в кресле в агатовой комнате и в руках у нее минерал.
  Март пронесся быстро. 1 апреля у Георгия был день рождения. Все его одноклассники были приглашены на праздничный обед.Георгий пригласил и Агату Ивановну.
- Надо же! И у меня в этот день тоже день рождения. Но я непременно приду ненадолго.
  И она пришла. Но всего на час. Только поздравить. И подарила Георгию книгу Эмиля Золя на французском языке. А он ей брошь из агата.
  А потом были снова уроки и занятия. И ,наконец, экзамен по французскому языку.
  Билет Георгию достался трудный: грамматика, сложный перевод. Отвечал он блестяще.
  Неожиданно председатель экзаменационной комиссии предложила дополнительное задание: вольный перевод с русского на французский одного из стихотворений .
  Задание было слишком необычным. Георгий на минуту растерялся. Не растерялась память. Она оживила сон,и неожиданно для самого себя Георгий начал переводить:
- Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.
- Какой реприманд! Достаточно! Отлично!
  Георгий смотрел на Агату Ивановну. Её щеки напоминали уральские родониты. Она все поняла. Он ей тоже был не безразличен, этот правильный мальчик.
  А потом был выпускной бал, на котором Георгий и подарил Агате Ивановне свой рисунок. Он бы мог подарить ей свою любовь и весь мир, но подарил этот рисунок, в который и вместил весь мир своей любви.
  А потом была учеба в институте, первая практика, работа, Перестройка,выгодный брак, собственный банк , появление дочери, строительство загородного дома, работа, работа и работа. Без сна и отдыха. Полеты с семьей на море, но и там все мысли о работе.
  И так пролетели годы. Он стоял и смотрел на ледоход. Неожиданно память унеслась в школьное далеко. А там Агата Ивановна!
- Бог мой! Ведь у нее тоже день рождения 1 апреля. Сколько же ей сейчас? 71 или 72? Жива ли? Надо её разыскать. Непременно разыскать! Вызвать начальника службы безопасности и дать задание.
  Служба безопасности не подвела. Нашла и адрес и телефон.Но Георгий звонить не стал. Вызвал секретаря. Секретарь сел в машину, заехал в цветочный бутик и отправился на Васильевский остров. Вручил Агате Ивановне цветы и пригласительный билет на банкет в честь юбиляра.
  Банкет был в самом разгаре, когда в зал вошла сухонькая старушка в немодном платье, с брошью из агата и кружевных перчатках на руках, с небольшим букетом и пакетиком.
- Агата Ивановна! Дорогая!
  Георгий Соломонович неожиданно резво для его комплекции бросился к старушке. Взял её руки в свои и прижался к ним губами.
- Милая моя Агата Ивановна!Моя дорогая! Как же я рад!
  Дамы и господа! Разрешите представить! Моя учительница французского языка. Самая моя любимая учительница, с которой у нас в один день  праздник.
  Агату Ивановну посадили рядом с юбиляром. Она была снова той Агатой Ивановной, а он был Жоркой-обжоркой.
  Юбилей подходил к концу, когда ведущий вечера вновь предоставил слово юбиляру. Жена и дочь знали, что вместе с мужем на сцену выйдет и представитель турфирмы, который и вручит юбиляру билеты на Карибы.Но на сцену кроме мужа никто не вышел.
- Дорогие мои гости, дорогая моя семья! Я много лет жил и работал по правилам.
Но именно сейчас я хочу им изменить.В юности я видел сон. Гуляю по Монпарнасу с Агатой Ивановной, просто Агатой. Так вот я и хочу этот сон сделать  явью.
Моя дорогая Агата Ивановна! Я хочу Вам подарить эту прогулку. Надеюсь, что Вы не против? Вот билеты на самолет. Внизу ждет машина в аэропорт.
  Агата Ивановна все это время слушала своего ученика и тихонечко плакала.
  Такой вот реприманд получился!
 


Рецензии
Отличный рассказ! А моих учителей уже никого в живых не осталось. Даже и в школу меня не пустили, когда в Ростове был. Порядки там сейчас строгие.

Михаил Бортников   13.08.2018 20:13     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Михаил, за прочтение и отзыв.
Вы правы, что в наши родные школы уже тяжело войти.
Новая жизнь-новые правила. Только на вечер встречи с выпускниками.
С улыбкой, Лариса.

Лариса Василевская   14.08.2018 10:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.