Медаль За отвагу

Василий Ковальчук
— Валера, что это у тебя за фотографии на компьютере? — спросил его дед Тимофей.
— Коллаж сделал и в инстаграм разместил, — ответил Валера.
— Так это мундир немецкого офицера СС! Ах ты, негодник, что удумал! — дед схватил ремень. Внук выскочил из комнаты во двор. Отбежав на безопасное расстояние, переминаясь с ноги на ногу на снегу, крикнул:
— Так ведь красивая форма! Чего сразу за ремень хвататься? На компьютере всё, что угодно можно сделать. Многие оценили моё творчество. Девочки, когда увидели меня в форме офицера СС, визжали от восторга. Это круто. Знаешь, сколько лайков набрал? — и он улыбнулся.
— Да. Дожился. Воспитал внука. Тебе семнадцать лет. Через год идти в армию. Ты хоть понимаешь, что за такой поступок в тюрьму посадить могут?
— Дед, что я такого сделал?
— Ты предал память советских солдат, которые защищали Родину от фашистских захватчиков, — и он присел на крыльцо, взявшись рукой за сердце. Валера вбежал в дом, налил в стакан воды и накапал капель валерианы.
— Выпей, дед, — внук поднёс стакан с лекарством к губам старика. Он сделал несколько глотков, тяжело вздыхая. Валера взял деда за руки, помогая ему подняться. Зайдя в комнату, дед Тимофей прилёг на кровать.
— Послушай меня внук, убери эту гадость в форме СС из компьютера и пообещай мне, что никогда в жизни не сделаешь больше такого поступка… Обещаешь?
— Прости меня, дед Тимофей, я не подумал, что для тебя память так свята. Семьдесят два года прошло, как война закончилась и за давностью времени…
— Нет давности времени преступлениям, которое совершили фашисты. Они топтали наши земли, разрушали города, убивали солдат, стариков, женщин и  детей, в лагерях смерти морили голодом людей, травили их газом. Советский народ победил врага, уничтожил фашизм. Светлая память и низкий поклон защитникам Отчизны. "Никто не забыт, ничто не забыто". Жаль, что мы не стёрли с лица земли Германию, хотя имели на это полное право. А не уничтожили её, потому что мы Советские люди, а не зверьё фашистское.
— Валера, — позвала его баба Мария. — Ты где?
— У деда в комнате. Сейчас иду, — он зашёл на кухню.
— Сходи, внучек, в сарай, принеси ещё охапку дров. Вечереет, мороз на дворе крепчает.
— Хорошо, — он накинул куртку и вышел из дома за дровами.

Трещали в печи берёзовые поленья, в комнатах было тепло и уютно. Они пили чай с блинами и малиновым вареньем.
— Валера, лёд на реке давно стал, а ты ещё не ходил на рыбную ловлю? — сказал дед Тимофей.
— Собираюсь на выходные сходить, в большой лагуне много рыбы по ямам собралось. Поставлю жерлянки на щуку, да окуня на блесну половлю.
— Жаль, что у меня больные ноги. Не дойти до реки, а так бы не усидел дома возле печи.
— Какая тебе рыбалка, дед Тимофей, в девяносто три года? — сказала баба Мария.
— А что? Дело не в возрасте, а состояние здоровья у меня еще хорошее. Думаю до ста лет дожить. Внук уже взрослый, через год восемнадцать лет исполнится, а там, глядишь, и женится, — и дед, прищурив глаза, улыбнулся.
— Какая женитьба? Мне учиться надо, поступлю в строительный университет. Буду инженером, дома строить, как мой отец, — и он задумался.
Родители Валеры поженились, когда им было далеко за сорок. Семья была на седьмом небе от счастья, когда родился ребёнок, любимый, желанный. Валера рос крепким, здоровым малышом. Когда ему исполнилось три года, они решили, чтобы их сын провёл лето у дедушки с бабушкой в деревне, которые мечтали посвятить свободное время единственному внуку. Но судьба распорядилась иначе… в автомобильной катастрофе погибли родители Валеры. Сам он остался, чудом жив, вылетев в окно из салона машины. Много было хождений по различным инстанциям, но старики добились, чтобы Валеру не забрали в детский дом и взяли над ним опекунство. Бабе Марии тогда было шестьдесят два года, а деду Тимофею семьдесят шесть. Валера был балованным ребёнком и часто за различные провинности получал от деда ремня. Хотя, на него он не обижался, понимая, что сам виноват и получал за дело. Когда он пошёл в первый класс, то дед с бабой подарили ему компьютер, за которым он проводил зимние вечера.
Рано утром Валера зашёл на кухню, где баба Мария стряпала пироги.
— Бабуля, готовь сковородку, — сказал внук.
— Не иначе рыбку на реку идёшь ловить? — поинтересовалась она.
— Конечно, сегодня же выходной день. В школу идти не надо и, я уверен, что не меньше ведра поймаю окуней.
— Хвастунишка! Садись завтракать, а я тебе термос с чаем приготовлю. На улице мороз тридцать градусов, зима в этом году суровая, зато лето будет тёплое и весна ранняя.

Вечерело. Месяц выплыл на небо, освещая серебряным светом заснеженную землю.
— Что–то задерживается внучек на реке, — сказал дед Тимофей.
— Он весь в тебя. Ты когда ходил на рыбалку, то всегда приходил поздно, — ответила баба Мария.
Во дворе залаял кобель по кличке Мотя, звонко, заливисто, извещая о том, что кто–то пришёл из жильцов дома.
— Вот и Валера, — дед Тимофей, опираясь на палку, вышел в коридор встречать внука.
Зайдя на кухню, он поставил посередине комнаты полное ведро с уловом.
— Какие крупные окуни! Икряные! Какой ты внучек молодец! Сейчас достану большую чашку, — засуетилась баба Мария. Они чистили рыбу, и Валера рассказывал в подробностях как ловил красавцев окуней.

— Валера, просыпайся, — баба Мария трясла его за плечо.
— Бабуля, сегодня воскресенье. Чего так рано будешь меня?
— Что это такое?
— Как что!? Планка осталась, а из медали я блесну сделал. Окунь на неё ловился вчера, в течение дня. Она была сделана из высшей 925 пробы серебра.
— Внучек, что же ты наделал!? Ты распилил медаль "За отвагу"! Это первая и самая дорогая награда деда, которую ему вручили за подвиг в боях с фашистами. Я не знаю, что теперь делать… через несколько месяцев день победы. Дед сразу увидит, что среди наград нет медали "За отвагу". Его больное сердце не вынесет такого удара. Если это случится, то и я не переживу такого горя.
— Баба Мария, что мне делать?
— Необходимо вернуть медаль на место.
— Как я могу это сделать, если она распилена пополам?
— Не знаю. У тебя ума хватило совершить вандализм с наградой.               
— Бабуля, не говори ничего деду. Я что–нибудь придумаю.

В понедельник Валера не пошёл в школу, а поехал в город.  Зайдя в ювелирную мастерскую, он поздоровался.
— Что Вас привело к нам, — поинтересовался мастер.
— Вот, посмотрите, — Валера показал ему половину медали, блесну и несколько небольших кусочков от неё.
— И, что Вы хотите?
— Мне надо сделать первоначальный вид медали.
— Вопросов задавать не буду. По блесне и так всё понятно, — мастер внимательно посмотрел на вторую половину.
— Думаю, что медаль сделать можно. Главное, что номер не повреждён.
— Когда она будет готова, и сколько это будет стоить?
— С учётом работы, добавления, старения материла, чтобы придать реальный вид изделию – десять тысяч рублей. Так как Вы выглядите очень молодо и, думаю, что ещё нигде не работаете, то прошу сто процентную предоплату.
— У меня нет с собой таких денег. Поверьте на честное слово. Деньги я достану. Мне очень нужно сделать первоначальный вид медали.
— Нет, молодой человек. Я обозначил Вам свои условия. Деньги и через пять, шесть дней работа будет сделана.
— Спасибо, — Валера вышел из мастерской.
Приехав домой, он рассказал бабуле о том, что мастер может сделать любой сложности работу, но за это надо платить наличными. Чтобы сделать медаль, необходима сумма денег в десять тысяч рублей. Она подумала и сказала:
— Всё понятно, только внучек, где деньги брать я не знаю. Дед всю пенсию переводит на книжку, собираем деньги на ремонт квартиры. Моя пенсия уходит на питание и на все другие расходы. Так что, помочь тебе деньгами не могу.
— Может, займешь у кого–нибудь?
— Валера, у кого? Мы живём в деревне. Это в городе можно найти работу с хорошей зарплатой, а у нас на ферме больших денег не заработаешь.
— Понятно. Значит, буду искать работу в городе и обязательно заработаю десять тысяч рублей.
— Надо головой внучек думать, а не придумывать себе трудности. Наверное, на роду у тебя написано: "наступать на ровном месте на грабли". Когда только поумнеешь?
— Уже поумнел, — недовольно ответил Валера. Зайдя к себе в комнату, он включил компьютер и стал искать работу для студентов в выходные дни. Самый большой заработок был на мясокомбинате. В день обещали тысячу рублей и бесплатное питание. Работа была тяжелой, выгрузка мяса из рефрижераторов и загрузка готовой продукции. Валера поместил объявление, что является студентом первого курса Политехнического Университета и ищет работу в выходные дни. На его объявление менеджер отдела погрузок ответил в этот же день. Предложил ему работу грузчика. Его такое предложение вполне устраивало, а физический труд не пугал, он был крепкого телосложения. Да и с проживанием не было проблем. Квартира, которая осталась ему по наследству от родителей, стояла пустой, там требовался капитальный ремонт. Баба Мария сдавала её студентам и через пятнадцать лет она имела жалкий вид, но Валеру это совершенно не беспокоило.

— Куда, Валера, собрался на ночь глядя, — поинтересовался дед Тимофей.
— Поеду в город. Последний автобус отправляется в 19:00. Позвоню обязательно, когда приеду на квартиру.
— Позволь полюбопытствовать, внук, а что будешь делать в городе?
— Дед, наверное, ты забыл, что я учусь в одиннадцатом классе!? Мне в этом году в Университет поступать.
— И, что из этого?
— Записался на дополнительные курсы при поступлении в университет.
— Сколько платить надо за час обучения?
— Это подготовка к вступительным экзаменам, обучение бесплатно, — не моргнув глазом, соврал Валера.
— Раз так, тогда это дело нужное. Учиться надо, внук, без образования сейчас никуда.  Читаю объявления в газетах, везде требуются специалисты с высшим образованием. Жизнь она одна, только найти себя надо в ней и не сделать ошибку. Ты вот говоришь, что хочешь стать инженером–строителем, хорошо обо всём подумал?
— Своего решения не поменяю.
— Раз так, то Бог тебе в помощь.

В семь утра, Валера зашёл на проходную мясокомбината.
— Предъявите пропуск, — сказал охранник.
— У меня нет пропуска, — ответил молодой человек. — Устраиваюсь на работу для студентов по выходным.
— В какой отдел?
— Разгрузка, погрузка готовой продукции. Сам точно ещё не знаю. Куда возьмут.
— Понятно. Как Ваша фамилия?
— Громов Валера, — охранник позвонил в отдел готовой продукции.
— Проходите в двухэтажное здание, оно одно на территории. Там получите пропуск и дальнейшие указания.
— Спасибо, — сказал Валера.
В отделе его встретил менеджер, приветливо улыбнувшись.
— Как сдал зимнюю сессию? — поинтересовался он.
— Одна тройка по английскому.
— Анна Петровна, преподаватель?
— Она самая.
— Вредная, хотя, благодаря ей у меня сейчас свободный разговорный. Студенческие годы, золотая пора. Самое прекрасное было время в моей жизни. Так, перейдём к делу. Документы никакие не требую, верю на слово. Сейчас выпишу пропуск, который будет действительным только по выходным дням. Познакомлю с мастером, и как говорят: "в добрый час, зарабатывать деньги на хлеб насущный".

Через два месяца работ по выходным дням Валера собрал необходимую сумму - десять тысяч рублей. Мастер с ювелирной мастерской взял работу и обещал сделать первоначальный вид медали через неделю.

— Баба Мария, принеси мне парадный костюм, — сказал дед Тимофей.
— Зачем он тебе, — ответила она.
— Как зачем? Скоро день победы! Мне надо примерить его, проверить награды, почистить, пуговицы проверить, может его уже моль поела.
— Какая моль?
— Серая! Принеси, пожалуйста, — баба Мария посмотрела на внука. Валера изменился в лице, зная, что сейчас будут у него большие неприятности.
— Вот, держи, — и она подала деду парадный костюм. Недостающую награду он заметил сразу.
— Валера, где медаль "За отвагу"? — спросил он. — Отвечай! Кроме тебя некому было её снять с костюма.
— Я взял её.
— Зачем?
— Не сердись дед. В школе она у классного руководителя. Сочинение через несколько дней писать будем, на тему: "Герои Великой Отечественной Войны".
— Валера, а почему у меня разрешения не спросил?
— Да… я пообещал принести медаль при всём классе. Побоялся, что ты не разрешишь её взять, — он понимал, что говорит неправду, но другого выхода у него не было.
— Валера, когда ты уже повзрослеешь? Для такого дела разве можно отказать?
— Прости меня, дед, я опять испортил тебе настроение.
— На будущее, не делай так больше.
— Хорошо, обещаю. Дед, расскажи, как тебе дали медаль за отвагу?
— Медаль "За отвагу" не дают, а торжественно вручают, за подвиг и героизм. Для меня это самая дорогая награда.
— Почему? Ведь у тебя вся грудь в орденах и медалях.
— Мне было семнадцать лет, как сейчас тебе, был я худой и выглядел болезненно, но, несмотря на плохое здоровье, рвался на фронт. В 1943 году меня призвали в ряды Красной Армии бить фашистских захватчиков.  На двухнедельных сборах прошёл курс молодого бойца и на передовую.  По распределению попал в артиллерийскую батарею. Сорок 122–миллиметровых орудий были замаскированы и установлены на, хорошо укрепленной, позиции. Немцы готовили танковое наступление на данном направлении.  Этот день, 21 октября 1943 года, врезался в малейших подробностях в моей памяти. Первые лучи солнца скользнули по верхушкам деревьев.  Тишину разорвал нарастающий, лязгающий шум металлических гусениц.
— Танки! — крикнул капитан батареи. — Тигры! Пантеры! Батарея, к бою!— я смотрел, как с угловатыми башнями, наводя ужас на всё живою, к нам приближалась смерть в чёрной свастике.
— Огонь! — скомандовал капитан. Орудия произвели залп. Несколько танков загорелись, заволакивая горизонт дымом. Мне с трудом удавалось подносить снаряды к орудию.
Через час боя разум отказывался понимать происходящее. Немцы решили любой ценой прорвать линию фронта и вновь выйти на, освобожденный Советской Армией, Смоленск. В неописуемой карусели, по небу носились немецкие мессершмиты, прикрывая свои бомбардировщики. Советские истребители приняли воздушный бой, но силы врага в несколько раз превосходили наши на данном рубеже. Немецкие солдаты шли цепью под прикрытием танков, они стреляли, держа автоматы наперевес.  Первая атака врага была отбита. Немцы понесли огромные потери, но и мы потеряли много танков, артиллерийских орудий, самолётов, солдат и офицеров.
— С боевым крещением тебя Тимофей! — сказал командир расчёта. — Это твой первый бой с фашистами, и ты вышел из него победителем!
— Не слышу, что Вы сказали?
— Да ты оглох совсем от выстрелов! Так держать! — и он похлопал меня по плечу.

Через час немцы пошли на штурм, они бросили все силы. Всё смешалось в кромешном аду. От нашей батареи осталось несколько орудий, которые вели бой.
— Снаряд! — кричал сержант Тишкин. Я упал вместе с 25–килограммовым снарядом, и не было сил подняться, дыхание сбилось на хрип.
— Танки! Справа три тигра! Разворачивай орудие! — расчёт из шести человек с трудом развернул его. Танки двигались с фланга на полной скорости, ведя прицельный огонь по нашим позициям. Расстояние сокращалось, до нашего орудия оставалось не более трехсот метров. После первого выстрела загорелся немецкий танк. Через минуту от прямого попадания бронебойным снарядом, слетела башня у второго тигра. Оставался третий танк, который выстрелил и попал в наше орудие. Пушку подбросило и перевернуло вверх колёсами. Когда я очнулся, то увидел, как сержант зажал рукой, разорванный осколками окровавленный живот, он пытался ползти в сторону, приближающего танка. В правой руке у него была зажата противотанковая граната. Ранение было смертельным.
— Врага надо остановить любой ценой, — это были его последние слова. Из боевого расчёта погибли всё, в живых остался только я.
— И, что было дальше дед? Разве тебе не было страшно?  — спросил Валера.
— Да, было страшно, очень. Сердце моё учащённо забилось, но остановить, приближающую, смерть, кроме меня, было некому.
— Держа в руке связку гранат, я пополз навстречу 57-тонной машине. Губы шептали: "за Родину! За Сталина!" Рядом со мною разорвалась мина, меня отбросило взрывной волной, присыпав комьями земли. Во рту был солёный привкус крови, ноги стали "ватные", голова разрывалась от боли, перед глазами плыли круги. Земля дрожала, жаркое дыхание смерти едким дымом, сгорающего в двигателе машины бензинового топлива, обожгло лицо. Я оказался под днищем фашисткой громадины. Механик-водитель танка решил намотать моё тело на гусеницы. Танк остановился и сделал танец, поворот при помощи фрикционов слева направо. Моё тело вместе с землёй передвинулось на метр. Немецкая махина рванула вперёд, зацепив рукав, стёганой фуфайки, соединяющим металлическим пальцем тракт гусеницы, выворачивая мою левую руку. Резкая боль вернула воспалённое сознание в реальность. Рукав от фуфайки оторвался вместе с куском тела из моего предплечья. Перед глазами промелькнули катки, звёздочка привода гусеничной ленты. Задняя часть машины была в двух метрах от меня. Выдернув зубами чеку, я бросил связку гранат в решётку для втягивания воздуха, под нею находились два топливных бака. Королевский танк вздрогнул и задымился, языки пламени стали окутывать корпус машины. В открытый люк на башне пытался выбраться немецкий танкист, но его срезала автоматная очередь наших бойцов. Вторая атака немцев была отбита. Советские войска перешли в контрнаступление, отбросив фашистов на десятки километров от линии фронта, освободив несколько населённых пунктов. Медаль "За отвагу" мне торжественно вручили в госпитале, где я с ранениями пролежал три месяца.
Это моя первая и самая дорогая боевая награда за уничтожение немецкого тяжёлого танка "Тигр".
— Дед, а когда тебя ранили? — поинтересовался Валера.
— Когда мина разорвалась, осколок вонзился в бедро ноги, но в горячке я не почувствовал боль. С предплечья был до кости вырван кусок плоти металлическим пальцем от тракта гусеницы танка. Да и контузия. До сих пор приступы головной боли.
— Валера, подай валидол, а то от воспоминаний сердце колит.
— Дед, держи таблетку валидола.
— Спасибо, внук, — он положил валидол под язык, тяжело вздыхая.
— Как интересно, дед Тимофей. Расскажешь, что было дальше? И за что тебе вручили остальные награды?
— Раньше тебе эта тема была не интересна?
— Многое изменилось, я стал осмысленно оценивать подвиги наших отцов и дедов, которые защищали Родину от фашистских захватчиков.
— Мне приятно слушать твои патриотические рассуждения о нашей Родине. Расскажу о каждой награде и о том, как расписался на стенах Рейхстага в день Победы над фашисткой Германией.
Валера зашёл в ювелирную мастерскую, мастер, как и обещал, сделал медаль. Она имела первоначальный вид.
— Держи, любитель-рыболов, — и мастер рассмеялся.
— Спасибо, Вы волшебник.
— До серьёзного мастерства мне ещё далеко, но приятно слышать такие пожелания.
— До свидания, — и он вышел из мастерской. Идя по улице, Валера напевал песенку, зная, что дед никогда не узнает, что его внук два месяца назад распилил медаль за отвагу, чтобы сделать из неё блесну для ловли окуня. На углу пятиэтажного здания стояли трое парней, примерно восемнадцатилетнего возраста, которые остановили его.
— Деньги давай! — сказал один из них.
— У меня нет денег, — ответил Валера.
— Это мы сейчас проверим и, если сказал неправду, то пожалеешь об этом.
— Есть двести рублей, но эти деньги я должен заплатить за билет до посёлка Первомайский.
— Ты что не понял!? Показывай, что в карманах? Мы видели, как ты выходил из ювелирной мастерской, — от парней несло спиртным, и они были настроены решительно, видимо, нужны деньги, чтобы купить ещё алкоголь. Валера стал выворачивать карманы.
— Так, а вот это уже интересно! Смотрите, пацаны, медаль "За отвагу"! Да, за неё можно получить тысяч пять, не меньше. Откуда она у тебя!?
— Это медаль моего деда! Я приносил её мастеру, чтобы он сделал ей ремонт. Пожалуйста, отдайте, — и Валера протянул руку за ней, но получил удар в живот и град кулаков обрушился на него. Он не оказывал сопротивление, лежал на земле, закрыв лицо руками. Через минуту избиение прекратилось.
— Хватит с него. Здоровый, а трус. Мне бы его рост и плечи. Бройлерский, наверное, на фасфудах, да стероидах сидит, — они рассмеялись. — Ладно, пацаны, пошли. Надо подумать, кому это железо выгодно продать.
Валера плакал от обиды на себя, что он не смог дать отпор этим наглецам, которые избили его и отобрали медаль "За отвагу".
— "Вспомни рассказы деда, — услышал он себя. — На войне самым страшным позором было предательство, трусость, дезертирство. За это наказывали высшей степенью справедливости — расстрел.
А ты! Испугался троих подвыпивших парней, которые на голову ниже тебя!? Посмотри на них! Они худые и кашляют, но не боятся таких крепких парней как ты. Что скажешь деду? Отобрали медаль у тебя хулиганы, да побили бедного. Если ты не вернёшь медаль, то дед с больным сердцем этого не переживёт. Раненый, контуженный, он совершил подвиг. Остановил, поджёг гранатами, тяжёлый немецкий танк "Тигр". Ему торжественно вручили медаль "За отвагу". Твой дед за неё проливал кровь, а ты испугался. Как теперь будешь жить с клеймом труса?
— Я не трус и никогда им не буду.
— Разумеется, что на словах да, а на деле? Если не трус, то докажи это", — Валера поднялся с земли, сжал кулаки и побежал догонять обидчиков.
— Смотри, пацаны, бройлерский бежит, наверное, мало получил, ну так мы ему сейчас добавим, — и они захохотали. Но то, что произошло, никто не ожидал. Валера схватил одного из них за плечи, поднял и с силой бросил оземь. У парня из носа потекла кровь. Второй кинулся на него, но под градом увесистых кулаков был сбит с ног. Третий понял, что достанется и ему, кинул медаль на землю и стал убегать, Валера поднял её, утёр рукой кровь на разбитом лице и был довольный собой, что одержал победу в неравном поединке.

— Что случилось, внучек!?— запричитала баба Мария, когда Валера зашёл на кухню. С кем подрался? Синяк под глазом и губы разбиты! Дед, иди сюда, посмотри на внука!
— Да ни с кем я не дрался! Спарринг был по боксу, пропустил несколько ударов. Бывает.
— Всё правильно, Валера, без синяков драться не научишься, — сказал дед Тимофей.
— Принёс медаль?
— Да, — и он достал её из кармана.
— Вот она родная. Сейчас я тебя на костюм прикреплю. Скоро будем праздновать День Победы.
— Дед Тимофей, с тобой всё в порядке? — поинтересовалась баба Мария. — Разговариваешь сам с собой или медалью?
— Я всегда разговариваю со своими наградами, они для меня родные, кровные. Валера, девятого мая мне потребуется твоя помощь.
— Всегда рад помочь тебе, дед. Что надо делать?
— Будет организована поездка по местам боевой славы, парад, обед как на фронте. Приглашение я уже получил от местной и городской администрации. Мне необходимо твоё сопровождение, ноги совсем не ходят.
 — Хорошо.

Дед Тимофей, проснулся с первыми лучами солнца. Он волновался, ведь сегодня девятое мая, семьдесят третья годовщина Дня Победы. Собираться стал заранее, чтобы выглядеть достойно и ничего не забыть. Смотри, внук, сколько прислали поздравительных открыток ветерану Великой Отечественной войны: от администрации посёлка, города, края, премьер министра, президента Российской Федерации.
— Дед, и я тебя поздравляю с Днём Победы. Желаю крепкого здоровья, не болей и живи долго.
— Спасибо, Валера. Обязательно доживу до ста лет и на свадьбе твоей погуляю.

В девять утра, возле их дома остановился автобус. Дед Тимофей и внук сидели на лавочке, дожидаясь его.
— Вот и транспорт подали, без опоздания. Вот, что значит порядок в Вооруженных силах, — и дед стал при помощи внука подниматься по ступенькам в салон автобуса. На сиденьях сидели пожилые люди в парадных костюмах, на которых были ордена и медали.
— Здравствуйте, мои боевые друзья, — дед Тимофей обнял каждого. На глазах его блестели слёзы. Представители городской администрации сопровождали ветеранов по местам боевой славы. Возле памятника Неизвестному Солдату и мемориала славы ветераны возложили венки. Их встречали школьники, был митинг, посвящённый 73–летию победы над фашисткой Германией. Все поздравляли ветеранов Великой Отечественной Войны. Администрация города вручила каждому ветерану денежные и памятные подарки. После торжественной части, в честь дня Победы, был организован концерт. Выступал артисты города, детские коллективы, пели песни военного времени. Обед был организован за посёлком, у реки. На поляне стояли столы, дымилась полевая кухня. Повар в армейской форме накладывал в алюминиевые чашки перловую кашу с тушёнкой. Разлив по кружкам спирт, ветераны молча выпили боевые сто грамм, почтив память тех, кто погиб защищая Родину от фашистских захватчиков. Валера слушал рассказы фронтовиков, которые вспоминали подвиги своих боевых товарищей. Он смотрел на стариков и думал: что эти люди ценой своей жизни победили фашизм. Если бы не они, то не было у нашего поколения светлого будущего, чистого неба над головой. Война, какое страшное слово, она приносит страданье, горе, увечье, смерть. Уничтожает всё живое, разрушает города, села, деревни, оставляя выжженную землю. Какое счастье, что Россия самая сильная держава на планете, она сможет победить любого агрессора, имея на вооружение грозное оружие, аналогов  которого в мире нет.
— Валера, нам пора собираться домой, — сказал дед Тимофей. — О чём задумался?
— Слушал, рассказы фронтовиков. Спасибо Вам, ветераны, что наше поколение не знает, что такое война.
— Дай Бог, чтобы никто и никогда не узнал, что такое война.

Водитель автобуса развёз ветеранов по домам. Дед Тимофей был в хорошем настроении, маршировал по комнате, отбросив трость в сторону. Пел песни и курил как на фронте самокрутки из махорки. К вечеру дед попросил Валеру развести в саду небольшой костёр, когда он прогорел, то они на углях испекли картошку к ужину.
— Помню вкус печёной картошки с детства. Мы с мальчишками часто её пекли на углях, — говорил дед.
— Действительно, необыкновенный вкус, — ответил Валера, посыпая её солью.
— Внучек, сходи в выходные дни на рыбалку, что-то ухи из речной рыбы хочется. Вода уже прогрелась, в прогалинах камыша карась, плотва, окунь на удочку ловится.
— Обязательно схожу и, как всегда ведро рыбы наловлю, — и он рассмеялся.
— Спасибо, внук. Знаешь, ты изменился за последнее время. Мне кажется, что взрослее стал, и рассуждаешь уже не, как мальчишка, а взрослый человек. Думаю, что ты, Валера, вырос из детского возраста. В этом месяце у тебя выпускной, далее поступление в Университет, самостоятельная жизнь. И мы с бабой Марией гордимся, что вложили свою душу в твоё воспитание.
— Поздно уже, пора отдыхать. Вы на время смотрели? — напомнила баба Мария.
— Да, пожалуй, — ответил дед Тимофей. — Пойду в свою комнату, устал за день. Спокойной всем ночи.
Спокойной ночи, — пожелали ему Валера и баба Мария.

Утром, Валера зашёл на кухню.
— Доброе утро, баба Мария. Что готовишь? Так вкусно пахнет.
— Доброе утро, внучек. Картофельные драники приготовила и оладьи напекла. Соседка домашней сметаны принесла. Сейчас завтракать будем. Иди деда позови, а то он телевизор в шесть утра включил. Всё свои новости смотрит, да политических обозревателей слушает.
— Хорошо, бабуля. Сейчас позову.
Валера постучал в двери и зашел в комнату.
— Дед, доброе утро. Пойдём завтракать, — позвал его внук. Он лежал на кровати, глаза у него были закрыты. На губах застыла улыбка, ладонь левой руки лежала на груди, а вторая свисала к полу. Валера взял его за руку, она была холодной. Баба Мария!  — закричал он. Дед Тимофей умер!

Прибывшие врачи констатировали смерть Громова Тимофей Ивановича, который скончался на девяносто четвёртом году жизни.

Похороны Тимофей Ивановича были одиннадцатого мая 2018 года. Пришли проводить в последний путь старого солдата много людей. Прибывшее от военкомата отделение военных, произвело троекратный залп из автоматов и гроб с телом стали опускать в вырытую могилу.

После похорон Валера остался один на кладбище и смотрел на могильный холм земли, цветы, венки, крест. Слёзы текли по его щекам, руки и плечи вздрагивали.
— Прости меня дед за всё, — шептали его губы. — Ты для меня был самым родным. Не сдержал своего обещания прожить  до ста лет. Даю тебе слово, клянусь: что стану достойный человеком. На инженера-строителя учиться не буду. Поступлю в высшее военное училище. Посвящу свою жизнь военной науке. Стану офицером! Защитником нашей Родины! Ты будешь всё видеть с небес и гордиться своим внуком. Как жаль, что раньше всего этого я не понимал. У тебя было больное сердце, а я столько неприятностей доставлял тебе. Чем я думал, когда сделал фотографию в форме немецкого офицера СС? Распилил твою медаль "За отвагу"? Ели бы я мог, повернуть время вспять. Твои награды будут храниться в школьном музее. Светлая память тебе, дед, и низкий поклон за мир и светлое небо над землей. Спасибо за моё счастливое детство, ты всегда будешь жить в моём сердце.