Жизнь среди цветов. Ч. I. Гл. 5 Следуй своей дорог

Альбина Лисовская
                СЛЕДУЙ СВОЕЙ ДОРОГОЙ 

        Наблюдая за гладиолусами, я заметила, что некоторые растения желтели и засыхали, не успев зацвести. Выкопка и внешний осмотр засохших экземпляров показали, что корни у них были или слабо развиты или совсем отсутствовали.
Чем объяснить это явление? За ответом на возникший вопрос, как всегда, обратилась к литературе. Обложившись справочниками и журналами, начала читать и … на несколько дней погрузилась в увлекательный мир исследований учёных, работавших над выяснением причин гибели гладиолусов от усыхания.


        Как оказалось, преждевременное желтение и усыхание гладиолусов имеет инфекционную причину и вызывается грибом из рода фузариум, а само заболевание называется фузариоз. Гриб поражает корни и сосуды клубнелуковицы, поэтому растения и засыхают. В то время от фузариоза в некоторых хозяйствах в неблагоприятные годы гибло до половины и более посадок.

 
        Так что же у нас – фузариоз или что-то другое? В литературе указывалось, что усыхание гладиолусов иногда не носит инфекционного характера, а связано с метеорологическими условиями или имеет какую-то другую причину, не обусловленную инфекцией. Может быть у нас последнее – спрашивала я себя, потому что, к примеру, на притеняемых участках число усохших растений было заметно меньше, чем на открытых солнечных. Ответа на свои вопросы я искала во всё новых и новых трудах и статьях исследователей.


        Воспользовавшись советом А.Е. Проценко, я написала в Москву Елене Павловне Проценко – специалисту по защите декоративных растений с просьбой о консультации. Она откликнулась большим письмом с так необходимыми мне советами и поддержкой. В ответ на мои сомнения, стоит ли мне заниматься вопросом преждевременного усыхания гладиолусов, смогу ли я в условиях нашего сада (микроскоп – вот всё, чем я располагаю сделать то, о чём думаю, она написала: «Намечаемые Вами мероприятия для борьбы с усыханием мне кажутся очень перспективными. Советую не терять времени на длительные раздумья, а действовать».
Елена Павловна порекомендовала связаться с местной фитопатологической лабораторией, чтобы мне помогли провести анализ больных растений на заражённость грибом фузариум.

 
        Напряжённые поиски и всё новые и новые наблюдения привели к мысли заняться выведением своих, приспособленных к сухому жаркому климату сортов гладиолусов. С этой целью к использованию в гибридизации я наметила привлечь гладиолус посевной (Gladiolus segetum), дико растущий в окрестностях Душанбе и, следовательно, устойчивый в условиях местного климата. В Душанбинский ботанический сад было отправлено письмо с просьбой прислать семена гладиолуса посевного.


        Но…, к сожалению, о моих планах стало известно. Я сама откровенно всё рассказала на научно-техническом совете, который проводили приехавшие из Душанбе руководители. Почему-то только меня одну и спросили: «А у Вас есть какие-нибудь планы и задумки?» И я с радостью и без утайки всё выложила. Да… разве могла я знать тогда, чем обернётся моя откровенность. В то время я была слишком наивна. Молодая, неопытная, доверчивая, благоговеющая перед учёными. А они не одобрили мои планы. И фраза: «А Вы знаете, какие фортели Вам может выкинуть ваш гладиолус сегетум?» — сказанная крайне недоброжелательным тоном руководителем самого высокого ранга, положила конец моему первому такому глубокому и сильному научному увлечению. Я прекратила всякую работу с гладиолусами, и даже чтение литературы — своё любимое занятие. Чего было больше в моём поступке обиды на то, что меня так одёрнули, не заносись, знай своё место, или неверия в свои силы трудно сказать. Скорее — первого.


        Сейчас я удивляюсь, как могла я так быстро смириться, опустить руки, поверить, что у меня действительно ничего не получится. Тем более, что авторитетные учёные из Москвы одобряли мои планы и действия. Быть такой
увлечённой, захваченной в плен своей идеей и так сразу отступить… В сложившейся ситуации самым разумным было бы прислушаться к совету одного из мудрейших — следуй своей дорогой и пусть люди говорят, что угодно. Но тогда я очень верила людям…


        Уже много времени спустя, в дневнике появилась такая запись: «Сейчас перечитывала свой журнал фенологических наблюдений по гладиолусам и с большой – большой грустью думала о том, как можно убить в человеке увлечённость делом и какой вред это наносит работе. Только год, ещё один год наблюдений и сколько интересных данных можно было бы получить. Смотрю на журнал и думаю: здесь похоронены мои идеи, такие захватывающие планы, мечты, два года кропотливейшей работы».


        Фото из Интернета

        Продолжение: http://www.proza.ru/2018/04/29/1176