Отзыв о спектакле Двенадцать стульев

Инна Ермилова
Никогда ещё «мебельные страсти» не одолевали меня так сильно! Эта тема зазвучала в прошлое воскресенье, когда мы совершили семейный поход на выставку, которая называлась «Его величество- стул». И вот, видимо, в продолжении темы (так сложились звёзды) 28 апреля  я побывала на очередном показе премьерного спектакля по одноименному произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» в Театре юного зрителя.

Давно хотела перечитать эту вещь, а тут такой подарок - новый спектакль. В зале – аншлаг! Билеты покупали задолго. Однако, свободных мест и на тот момент почти не было, так попали на первый ряд. И не пожалели! Пожалуй, никогда ещё не ощущала себя в гуще события представления, как в этот раз. Начался спектакль неожиданно, когда почтенная публика, прохаживаясь в фойе в ожидании спектакля вместо привычной трели театральных звонков, услышала звуки горна.
 
По коридорам театра бодро печатая шаг под барабанную дробь, маршировала пионерия. Чёткий ритм завораживал, пионеров все провожали улыбками и добрыми взглядами. Так зритель, ещё не попав в театральный зал, оказался вовлечён в стремительный темп жизни начала 30-х годов: энтузиазм, подъём, коллективизм со всеми его проявлениями стал править умами и душами зрителей, послушно убравших громкость телефонов после речёвки в духе того времени.

Мне понравилось, что авторы бережно отнеслись к содержанию одноимённого романа. Но, если в произведении главные герои – Остап Бендер и   Ипполит Воробьянинов (в исполнении, в замечательном исполнении  Дениса Долбышева и Игоря Рудинского), то в спектакле появились и другие главные линии, что только придало ему многомерность и голографический эффект.

Очень трогательными были сцены семейных по сюжету пар: отца Фёдора и Екатерины (в исполнении Виктора Харжавина и Елены Авдеенко) и Лизы и Коли (в исполнении Алёны Данченко и Василия Лимонова). Ссоры, бурные примирения. Терпение, ожидание, верность, любовь будто наполняют спектакль живой водой, ведь ценности жизни человека именно в этом.
 Напротив, Остап Бендер и Воробьянинов, по сути, совершенно одинокие люди, объединившиеся с совершенно маниакальной целью поиска фамильных драгоценностей. Впрочем, роли сыграны актёрами так, что невольно им начинаешь сопереживать и желать успеха в поисках, несмотря на то, что сюжет книги знаком: «А вдруг автор отважится изменить финал, - думала я»!

Конечно же, украсил спектакль хор бабушек сирот и много- много других живых сцен.
К сожаленью, мой отзыв был бы не полон без «ложки дёгтя», На мой взгляд, сцена в редакции хороша. Сегодня сотни графоманов обивают пороги издательств в надежде на публикацию. Вот только не поняла смысла имени героя Ляпис Трубецкой в исполнении Александра Андрюшина. Ведь пьеса и без того звучит современно. Спектакль УДИВИТЕЛЬНО! актуален. Сколько развелось фирм, правда, с более благородными названиями, чем «Рога и копыта». Бюрократизм, мещанство, страсть к наживе. Всё это пороки и современного общества тоже.

По-моему мнению, самое главное, что в спектакле авторам и актёрам удалось передать дух времени - энергию , движение, веру в светлое будущее. Броские декорации, строгие серые костюмы, пионерские галстуки, горн, барабан.
Актёры стремительно носились вверх-вниз по ступенькам конструкции. («Только не упади! -  каждый раз молила я»).  Стремительно перевоплощались из пионеров в представителей богемы, музыкантов из джаз-банды, бабушек –сирот и обратно в пионеров, а потом в отдыхающих в белом разгуливающих по палубе: «Да, это было здорово»!!!  Сдержанные обычно вологжане рукоплескали стоя.

 Затихли аплодисменты, оживлённая публика, отблагодарив актёров за прекрасную работу отправились по домам. Спектакль удался. Зажгли. Браво! Спасибо за прекрасный вечер коллективу театра.