Прощай, Антонина Петровна...

Василий Овчинников
                «Первая любовь редко бывает самой удачной,
                самой совершенной, но она остаётся… первой», 
                -  это начинаешь понимать с чувством благодарности
                только в достаточно зрелом возрасте.
                "Уна и Сэлинджер" Фредерик Бекбедер.


                "Прощай, Антонина Петровна,
                неспетая песня моя."

                Папа Пётр младшую дочку Антоном звал.


     Начало семидесятых, уже прошлого века.

     1. Весна.
     Где-то в конце февраля или в самом начале марта, успев после работы часик оттаскать штангу в спортивном зале и отсидев две пары в институте, неспешно топаю пешочком домой. Морозец лёгкий, снежок. Под светом фонарей всё вокруг свежо и чисто искрится. На душе легко. У последней остановки, напротив «родного завода»  догоняет и останавливается автобус, жёлтая гармошка «Икаруса». Из открытых дверей передней секции выходят две девушки. Одна сразу делает «Ах!» и большие глаза.

     В январе, по дороге на спортивный сбор, сидели в аэропорту, ждали самолёт на Баку. Кузя, ещё в автобусе экспрессе от Быково до Внуково положил глаз на двух девчонок, летевших вместе с нами до Москвы. «Встреча была коротка», - девчонки  улетели в Минеральные Воды. Вскоре объявили посадку и на наш самолёт, до Баку. И вот неожиданное продолжение.

    В жизни моей, казалось бы, ничего не изменилось. Работа, командировки, учёба, зачёты и экзамены, тренировки, сборы и соревнования. Где найти время ещё и на «личную жизнь»? Находилось. Возраст такой. Прошла пора подросткового уничижения. Теперь кажется, что тебе всё по плечу. Может это только, кажется?

    2. Лето. Спортивный сезон был на удивление удачен.
На работе ещё по весне ряд плодотворных командировок, закрыл тему.
В институте всё по плану, добил четвёртый курс.
На воде зачемпионил, по итогам выступлений впервые включили в символическую сборную олимпийских надежд.

    3. Осень. Всё как-то враз пошло наперекосяк.
Дело кончилось больницей.
   
               
    4. Зима.   Перед Новым Годом больницы пустеют. Меня тоже выпустили. Отлежал почти месяц. Гипертоническая болезнь. Вегетососудистая  дистония. Какие-то сдвинутые синусы. Гипертрофия и фиброз мышцы левого желудочка. - Диагноз при выписке длинный и пока непонятный.
    Последнее «оптимистичное» напутствие лечащего доктора Калининой Надежды Константиновны:
-  Жить будете долго.
-  А что мне можно, что нельзя?
-  Не пить. Не курить. С девушками не шалить, пока. Не волноваться. Работать спокойно. Отдыхать.
-  А как с учебой?
-   Лучше на время отложить. Спорт? Ну, если  только зарядку по радио. –
Для меня, в двадцать два года, всё это как приговор. Инвалид? Инвалид.

    Билеты в ресторан «Псков» - на встречу Нового Года были заказаны где-то ещё в первой половине ноября. Антонина Петровна  встретила упрёками:
-    Куда ты исчез? Я так волновалась, так переживала.
     Оказалось, я и виноват. Занятый собой, в больнице, я, конечно, ожидал приятного визита, но звонить было некуда, а общие знакомые ей не попадались. Да их и не было. Не ожидал я, что любимой девушке будет меня не найти. Да и не до любви в больнице как-то было, особенно поначалу. Но думалось о многом. В том числе и о любви. Точнее, о тупике, в который зашли наши отношения.

     Через  несколько месяцев Тонечка кончает медицинское училище.  В её родных Ессентуках, где рабочие места уже тогда покупались за немалые деньги, таких специалистов пруд пруди. Новоиспечённому фармацевту светит распределение куда-нибудь в псковскую глушь. Любой районный центр для Тонечки - дыра. Достаточно того, что старшая сестра, тоже после медучилища, завязла в Стругах Красных – вышла замуж за местного врача – рентгенолога. Чтобы избежать распределения, девушке срочно надо определяться. Я в мужья для неё уже явно не гожусь. С милым, конечно, рай и в шалаше. Но не для Тонечки.

     Любовь любовью, но надо и о жизни думать.  Есть женщины для жизни, со всеми её радостями и невзгодами. Таким как бы на роду написано тянуть тяжелую лямку, и хозяйки семьи и матери твоих детей. Есть женщины только для любви. Чем больше я задумывался, тем больше понимал, что слишком тяжела будет жизнь для Тонечки рядом со мной. Слишком разные у нас представления об этой жизни. По плечу ли?

     Сторублёвый бездипломный инженер, недоучившийся студент заочник,  к тому же уже и не чемпион и мастер спорта - «первый парень на деревне», а, считай, инвалид, девушке,  как потом будут говорить «модельной внешности», на которую  каждый мужик стойку делает, явно не пара.

    Своими, далёкими от оптимизма раздумьями делиться с Тонечкой я пока не стал.
    Через день новогодний вечер, точнее ночь в Шайбе. Тонечка хочет ехать на такси. Мне это и в голову не пришло. Явно не дворянин. 31 декабря, в восьмом часу вечера, и такси? Если предварительно не заказано, то нереально. Да и до остановки автобуса одиннадцатого номера ножками всего пара минут. Едем вполне комфортно в почти пустом автобусе. В автобусе Тонечка смотрится несколько необычно, но, учитывая праздничный вечер, вполне уместно. Длинная черная юбка, белая блузка, расстёгнутая черная шубка. На голове нечто замысловатое. Пуховый платок у меня в сумке. На улице лёгкий минус, и прическа не будет примята. Хорошо смотрится, однако, моя «любимая девушка». Недаром люди на неё оглядываются.

    Одиннадцатый номер меньше, чем за десять минут доставил нас прямо к ресторану «Псков», по народному, к Шайбе. За нашим столом четыре пары. Костя Майер с женой Наташей, бывшей Кругловой. Так после памятного колхоза, где я представлял Отощавшего Геракла (http://www.proza.ru/2020/01/27/1080), методом последовательных приближений они и добрались до логического семейного конца, точнее начала. Петровчики - мой двоюродный брат Коля Петров с женой Иринкой. Молодожены Витя Николаев - Иринкин брат, недавно испечённый лейтенант - артиллерист, сегодня он в гражданском, и Вика - серьезный человек, дочь "лучших родителей", как будут говорить уже в "новой жизни", студентка, завтрашняя выпускница Ленинградского института культуры имени Крупской. Все «окольцованные».  Антонина Петровна одна в роли свободной девушки.

     Витя, - бравый вояка, - «пей всё, что горит, трахай всё, что шевелится», - сразу положил глаз. Явно приглянулся и он Тонечке.  Я пошёл навстречу естественным движениям. Договорились, что Тонечка в этот вечер немного пофлиртует. Ну, а я окажу внимание Вике. Вику я знал и до этого.  И на свадьбе у них гулял. Умна, симпатична, немного суховата - это от воспитания, но в меру, не до снобизма. С ней всегда было приятно общаться.

     Поначалу всё было здорово. Я почти не пил и кавалерствовал на джентельменском уровне. Витя, после двенадцати, хорошо разогревшись, явно стал перебирать в движениях навстречу моей любимой девушке. Я не ревновал, свои люди. Виктория была несколько другого мнения. До скандала не дошло. Но, когда под утро, где-то после трёх, усталые, но уже протрезвевшие,  мы вышли из шайбы, в воздухе чувствовалась напряжённость. Вика была обижена, и, кажется, не слегка. Дальнейшее празднование как-то скомкалось.

    На следующий день, а может и по дороге домой, Вика высказала всё, что она думала по «этому поводу» своему проявившему излишнюю активность молодому мужу. Бравый вояка, загнанный в угол, как всегда, ответил стандартным: «шурши ля фам». Тонечка, которую и до этого не терпела моя мама, - она тебе рожать не будет, - оказалась еще и незаслуженно обгаженной в глазах моих молодых, да и не только молодых родственников. Для меня это было уже и не столь важно.

     После новогоднего вечера, а может где-то подсознательно и до, я, внутри себя, принял жесткое решение.  Вскоре Тонечка уехала в дальний район на преддипломную практику.   У меня послебольничный отходняк, работа,  командировки,  учёба, сессия. Наши встречи  прекратились.

    Где-то в начале лета Антонина Петровна, довольно быстро и благополучно пережив любовную драму, решила вопрос с распределением, приняв предложение разведённого псковского жениха еврейской национальности, и в срок родила ему дочь.

                ***
   
    Время не остановилось.

    Пусть не сразу, но здоровье я восстановил.
    На год позже и диплом инженера получил.
    Срочную отслужил:
-   На что жалуетесь? Жалоб нет? Годен без ограничения.
    http://proza.ru/2015/01/05/1939

    В большой спорт, конечно, я уже не вернулся, но для себя шевелился, на лыжах до первого разряда дотягивался, по зимнему многоборью ГТО и спортивному ориентированию даже кандидата в мастера выполнял. Но это всё уже было, как говорится, чисто для здоровья.

    Через семь лет я был уже женат, работал в СПКТБ нашего объединения зав сектором.  Мой сектор разрабатывал тахогенераторы для мощных электроприводов нашей металлургии. Зав смежного сектора, Феликс Рафиков вёл модную тему САПР - автоматизированной разработки технологических процессов на ЭВМ. Как-то раз, увидев молодую и красивую жену Феликса, и рядом с ней хорошенькую черноглазую дочку, я узнал Тонечку. С радостью убедился, что Антонина Петровна вполне счастлива.

Фотографию позаимствовал от
http://www.proza.ru/2016/10/19/2226
Уж больно похожа оказалась.