Калейдоскоп 2

Галина Гостева
 
      Жизнь – это прекраснейший волшебный калейдоскоп. Каждое прожитое мгновение – неповторимая петля в удивительном узоре нашего существования на земле.

      В марте 1975 года я, 25-летняя учительница английского языка, получила направление Министерства Образования Республики Тыва на должность инспектора  школ в горную Тоджу. Предварительно, мне пришлось пройти обучение на курсах  повышения квалификации работников образования в Москве.
 
      Конечно,  я переживала очень. Еще бы мне не переживать! Летом в Тоджу можно было доплыть только на теплоходе " Заря", который пассажиры любовно называли
« Речной трамвай» или « Речной автобус». В остальное время года единственным транспортом оставался самолет « Кукурузник».  Это свое гордое название самолет  сельхозавиации  Ан-2 получил от самолета По-2.  По воздуху до Тоора-Хема  было всего 170 километров, а водным путем по Енисею   - 205.

     Тоджу, площадью в 45 тысяч квадратных километров и населением  всего  чуть более 6 тысяч, в Туве все с гордостью  сравнивали с удивительной Швейцарией.  Горные живописные луга. Обширные непроходимые болота. Богатейшие пушниной лиственничные и кедрово-лиственичные леса.  40 тысяч больших и малых озер:  Азас, Нойон-Холь, Мюнь, Зеленое и другие. Бий-Хемский  бурлистый водопад.  Реки со  множеством рыб: Бий-Хем, Тоора-Хем,Хамсара, Сыстыг-Хем, Кижи-Хем…

     Муж Семен с восторгом принял мое направление на работу в поселок Тоора-Хем. Еще бы! Ведь, он считал себя заядлым рыбаком и охотником. Более того, он даже  уговорил и своего друга Виктора Ждановича с семьей поехать вместе с нами в Тоджу. Целыми днями они бегали в Кызыле по магазинам, закупая блесна, мормышки, удочки, спиннинги и патроны к своим Тозовкам.

     По вечерам мужья, захлебываясь от восторга, рассказывали нам с Алей, женой Виктора, о том, как богато мы заживем в Тодже: « Вы только представьте себе, сколько там в тайге бегает соболя, белки, колонка, горностая, лисиц, рыси и маралов! Мы вас в меха разоденем, как королев. Каждый день там будете кушать только ленка, хариуса, сига, тайменя, копченую щуку. Да, не жалейте вы о том, что уезжаете из столицы! Что здесь хорошего? Зимой одна сажа, да лютые морозы, снег, словно обгорелая головешка. А в Тодже углем не топят, а только березовыми дровами. Снег там белейший, словно платье невесты».

     Мы с Алей слушали мужей скептически, изредка переглядываясь с усмешкой. Они  у нас были еще те фантазеры! На словах  –  мастера на все руки от скуки, а на деле – почти  все  у них получалось через  пень-колоду. Жили в детдоме на всем готовом. К жизни не были приспособлены.  Но мы любили своих мужей, и на их недостатки старались не обращать внимания.

    Согласилась я все-таки  на переезд в Тоджу из-за 3-летней доченьки Маришки, которая часто теряла сознание при быстром беге. Врачи советовали сменить климат.

     В Тодже Ждановичи купили себе домик в Салдаме, а  нам в Тоора-Хеме сразу выделили квартиру от районного отдела образования. Большую. Трехкомнатную. С  маленьким огородиком в  полторы сотки. Дом  стоял на выезде из поселка в сторону Адыр- Кежига.

     Мылдык Дадар-оол Хомушкуевич, заведующий отделом образования, маленький худенький тувинец лет под сорок, посоветовал мне дом запирать не на замок, а  на палочку, чтобы чабаны и оленеводы могли у меня в доме напиться воды и попить чаю перед тем, как пешком пойти в Адыр-Кежиг, расположенный в 8 километрах от Тоора-Хема: « Не бойся! Ничего они у тебя не украдут. Да и что у тебя красть?!  Зато уважать все станут. Попьют у тебя чаю, а тебе оленины или тувинских лепешек со сметаной  взамен оставят».

     Он оказался прав. Все так и происходило. Среди тувинцев я прослыла радушной, гостеприимной хозяйкой.  Более того,  зная, что муж у меня посменно работал на дизельной подстанции, а я постоянно была с проверками школ то в Адыр-Кежиге, то в Ие, то в Ырбане, то в Сыстыг-Хеме,  незнакомые нам тувинцы  осенью копали у нас картошку и убирали свеклу и морковь.  Малую часть забирали себе, а большую просушивали  и складывали в сенях. Тувинская семья Кол,  жившая напротив  нас,  забирала  Маришку нашу из садика вместе со своей  дочкой Ланой.

     Тувинцы- тоджинцы   -   народ  низкорослый, поджарый, очень добродушный, гостеприимный и сердечный, бесхитростный, словно дети. Они очень любили  получать подарки, но и сами в ответ обязательно что-нибудь дарили нам.

     Мы прожили в Тодже около 8 лет. Это были самые счастливые годы нашей жизни. Столько всего интересного и необычного происходило там с нами, что порой даже не верится.

     Обещания наших мужей одеть нас в меха, так и  остались не выполненными. Оказалось, чтобы добывать пушнину, надо отлично знать повадки зверей, иметь свои охотничьи угодья с избушками и владеть охотничьими собаками. Стрелком тоже надо  быть зорким и очень метким.

     Однажды морозным декабрьским вечером 1977 года  муж вернулся с охоты очень рассерженным, заявив, что у него  что-то случилось с ружьем. Русская печь с голландкой у меня уже протопилась, отдавая щедро тепло в дом. Обеденный стол стоял в 2 метрах от печи. Семен, положив ружье на голландку прямо дулом к столу,   заявил, что ему надо прогреть ствол.
 
     После ужина он вместе с Маришкой ушел в зал смотреть телевизор. Я осталась на кухне убирать со стола. Дуло Тозовки упиралось мне прямо в спину. Недолго  думая, я повернула ружье дулом в русскую печь.

     Минут через 5 раздался оглушительный выстрел. От страха я упала навзничь и поползла к открывшейся от взрыва входной двери. Ошарашенный муж и плачущая дочь подбежали ко мне с криками: «Мама, мама! Галя! Что случилось?  Ты жива? Куда тебя ранило? Неужели в позвоночник?»

     Поднявшись с пола, разъяренная, я  разревелась и выдала мужу все, что у меня накопилось в душе, заявив, что он нарочно хотел меня убить. Он клялся, что никакого убийства не замышлял, а просто хотел разогреть ствол.

     Оказалось, что у него на морозе в стволе ружья застряла пуля. В лесу он хотел второй пулей выбить первую, но и вторая тоже застряла. Вот он и решил разогреть ствол на печке, не подумав о последствии. Хорошо, что я интуитивно ощутила страх и повернула ружье дулом в русскую печь.

     Охотника из мужа не получилось. Рыбак тоже оказался не совсем фартовый.  На лодке поплывет, обязательно лодка перевернется. Если сеть забросит, то непременно инспектору рыбнадзора попадется с уловом. Не зря пословица гласит: « Не повезло до обеда, и после обеда счастье нечего искать». Словно про его жизнь она  сложена. Его мать и отец завели себе вторые семьи, а Семена в детский дом отдали. Жалела я его очень за горькую судьбу и хотела, чтобы он познал семейное счастье. Он тоже этого хотел. Старался изо всех сил, но не всегда выходило.

    1 мая 1979 года после демонстрации рыбаки с лодками поспешили на берег Енисея. Виктор Жданович разнес по поселку новость,  что инспектор рыбнадзора дядя Саша Дорофеев  уехал в аэропорт, чтобы улететь в Кызыл в гости к родственникам  на праздники. Рыбаки набрали с собой сетей, предвкушая богатый улов  хариусов, тайменей, ленков, щук.

     Я уговаривала мужа не плыть на рыбалку. Тем более, что мне надо было с  Народным Театром ехать вечером со спектаклем в Адыр- Кежиг. Муж, обозвав меня
« Артисткой с погорелого театра», все-таки уплыл по Енисею.

     Хорошо, что ко мне днем заехал наш режиссер Виктор Дмитриевич Чухин с новыми пошитыми костюмами для моей главной роли. Мы договорились, что я поеду на спектакль вместе с детьми:  5-летней Маришкой и годовалой Наташенькой.

     Режиссер решил уговорить жену Фросю поехать с нами. Пока я буду играть на сцене, Фрося поводится с моими  детьми в гримерной.

     Так все и произошло. Клуб в Адыр-Кежиге был переполнен зрителями. Появление моей героини на сцене сопровождалось бурными аплодисментами и восторженными криками: « Алла Пугачева», хотя режиссер и объявил, что роль исполняет Гостева Галина. Говорили, что рыжими волнистыми волосами и голосом  я, действительно, напоминала Аллу Пугачеву. Спектакль имел колоссальный успех.

     (Хочется добавить, что летом в республике на смотре с  этим спектаклем мы заняли 1 место. Весь спектакль был  даже показан по  местному  телевидению.  Мне  предложили перейти в русскую труппу Музыкально-Драматического театра. Увы!  Муж  запретил мне переход в театр, пугая разводом).

     В полночь радостно-возбужденные мы возвращались на автобусе домой в Тоора-Хем.  Вдруг наш автобус остановился. В салон вошел дядя Саша Дорофеев со словами: « Ну, где тут у нас главная артистка?! Я приготовил  ей подарок».

     Я подошла к нему,  и он  вручил  мне целое ведро хариусов со словами: « Твой Семен сегодня опять  без  рыбы  домой явится. Он от меня с другими рыбаками в лесу прячется. Вот ты ему нос и утрешь! Это тебе премия от рыбнадзора за твою игру в театре».  Столько лет прошло, а эта премия до сих пор мне душу греет.

     Вообще, в Тодже столько всего интересного со мной  происходило. В августе 1978 года развешиваю в огороде на веревке выстиранные пеленки 2- месячной Наташеньки. Дочка рядом в коляске спит, сладко язычком почмокивая и носиком посапывая. Вдруг послышался такой страшный гул, словно колонна танков рядом с домом прошла. Труба на крыше ходуном заходила. Земля под ногами закачалась, словно я на шарике стояла. Впервые в жизни я ощутила, что наша земля, действительно, круглая и маленькая. Такой страх я испытала. Позднее несколько месяцев мне снилось это землетрясение.

     В январе !979 года в воскресенье возвращаюсь часов в 11 дня из магазина и вдруг вижу, как над  горами яркая радуга заиграла. Никогда раньше радугу зимой не видела. Такое восхитительное зрелище! Вершины гор покрыты снегом. Солнце ярко играет лучами в серовато-голубом небе. И над горами небольшим коромыслом повисло семицветное дивное чудо!

      А в декабре того же года вообще удалось наблюдать уникальное природное явление. Поскольку наши улицы располагались на горке, то была построена специальная водонапорная колонка для жителей этого микрорайона. Самое ужасное было набирать воду из нее зимой. Из-за пролитой воды образовывался настоящий каток. Пошла я в воскресенье днем часа в 4 пополудни на колонку, набрала полные  ведра  воды, покатилась по льду и, не удержавшись, упала на спину.

     Лежу и вдруг вижу на небе 5 солнц. Посредине самое яркое настоящее солнце. Вокруг него светящийся обруч образовался, а внутри обруча, словно крест из солнечных лучей. На каждом конце креста по ложному солнцу. Лежу, любуюсь.

     Подходит ко мне местный красавец Баранов Александр, прокурор района, со словами: « Никак загорать надумали, Галина?!» А я ему со смехом: « А почему бы не позагорать под  пятью солнцами?!» Он с удивлением  поднимает глаза к небу и тут же падает рядом со мной.

     Лежим рядышком, словно влюбленные. Подходит тетя Валя Кузовлева с ведрами к нам и насмешливо так вопрошает: « А что более подходящего места для свидания найти не смогли?!»

     Мы ей тоже с улыбкой отвечаем: « Не нашли, тетя Валя. Не нашли!  В  другом месте 5 солнц на небе  не видно».

     Она нам так серьезно, словно несмышленым  детям, объясняет:  « 5 солнц на небе не бывает!»  А мы ей в ответ: « Бывает! Мы на них сейчас и смотрим!»

      Тетя Валя задирает голову к небу и тут же оказывается на земле рядом с нами, словно  ее литовкой подкосили. Лежим. Хохочем от души и любуемся великолепным невиданным ранее зрелищем 5 солнц на небе.

      С тех пор  прошло 39 лет, но ни радуги зимней, ни 5 солнц на небе больше видеть не пришлось. Видать, это были мне сказочные подарки от горной Тоджи,  сотканные ею неповторимые великолепные  узоры на ковре моей судьбы.

        Примечание.
Специально в интернете фото нашла и поместила над рассказом. Явления очень интересные. А главное, что зимняя радуга и ложные солнца носят одно и то же название - ГАЛО. Чтобы появилось ГАЛО, необходима высокая влажность воздуха,яркое солнце, сильный мороз и перистые облака с ледяными кристаллами. Происходит преломление света в ледяных кристаллах. Солнце должно быть невысоко над горизонтом. Согласно народной примете, кто увидит "ложные солнца", тот "поймает
удачу за хвост".  Рассказывая читателям о 5 солнцах на небе, я делюсь пойманной удачей.